Ты очевидец!
Просмотр Формулы-1 не приносит прежнего удовольствия? Ралли больше не кажется захватывающим? И даже ралли-кросс с гонками на выносливость не вызывают никаких особых эмоций? Тогда вам сюда. «Мотор» выбрал восемь захватывающих автоспортивных дисциплин, которые вряд ли посмотришь по телевизору. Но знать о них должен каждый.
Figure 8 Racing
Думаете, современные гонки стали чересчур безопасными, а пилоты больше не образцы мужественности и смелости? Тогда готовьтесь: пришло время гонок Figure 8, которые страшно смотреть даже на "Ютубе".
Суть этой дисциплины проста: пилоты валят по треку, форма которого представляет собой плоскую «восьмерку». По ходу каждого круга гонщики пересекают трассу в центре. Дважды. Короче говоря, спортсмены должны гнать на все деньги, пытаясь не врезаться в оппонентов, едущих поперек. Как вы понимаете, получается не всегда. Если быть точнее – совсем редко.
Этот вид автоспорта зародился в 1940-х. Как у Формулы-1 есть Монако, у WEC – Ле-Ман, а у IndyCar – «старая кирпичница», у Figure 8 есть Indianapolis Speedrome. Этот овальный трек протяженностью 321 метр открылся в 1941 году и уже через несколько лет начал принимать Figure 8.
С 1977 года на «Спидроме» начали проводить крутейшую Figure 8-гонку: трехчасовой заезд, именуемый World Figure 8. Что-то вроде чемпионат мира на выносливость по «восьмерочным» заездам. По словам постоянного участника подобных гонок Гордона Брауна, победа в трехчасовом заезде для пилотов Figure 8 все равно, что первое место на Indy 500. И мы охотно этому верим.
У гонок Figure 8 есть еще одна разновидность: Double Figure 8. В этом случае гонщики пересекают трассу четырежды по ходу круга. Но эти соревнования носят совсем уж любительский характер, подходящий разве что для развлечения посетителей ярмарок выходного дня.
Если в местечковых «восьмерках» участвовать можно практически на любом «ведре» – от старой полицейской машины и разбитом к чертям седане до списанного школьного автобуса, то у World Figure 8 есть техрегламент. Состоит он из четырех страниц. Для сравнения, техтребования в Формуле-1 занимают в 22 раза больше.
По правилам World Figure 8 машины должны быть укомплектованы каркасами безопасности, защитными сетками на окнах и съемными рулями. При этом внешний вид автомобилей регламентируется всего двумя пунктами, первый из которых звучит примерно так: «дизайн машин может быть любым, если он не противоречит следующим правилам...».
Следующие два пункта говорят, что материал для изготовления кузовных панелей может быть почти любым (сталь, алюминий, пластик, стекловолокно), а сами панели должны быть "надежно закреплены". Вот, собственно говоря, и все.
В Figure 8 немало своих легенд. Например, Джек Досси-младший. Он тут примерно как Том Кристенсен в Ле-Мане или Себастьен Леб в WRC: выигрывал World Figure 8 семь раз (в 1992-м, 1993-м, 1995-м, 1996-м, 2007-м, 2008-м, 2010-м).
Vintage Sport-Car Club Trial
Если гонки Figure 8 вызывают опасения за жизнь и здоровье пилотов, то еще один малоизвестный в России вид автомобильного спорта заставляет сердце сжиматься из-за состояния автомобилей. Мы говорим про триал, который множество лет проводит британская организация Vintage Sport-Car Club (VSCC). И все бы ничего, но выступают тут классические автомобили довоенной постройки.
Все просто. За год проходит семь триалов в нескольких регионах Великобритании. Каждый этап состоит из секций, предполагающих вскарабкивание на холм. Тот, кто прошел спецучасток первым, вообще смог его преодолеть или забрался выше остальных, получает 25 очков. После всех секций (как правило, этап включает от 12 до 16 участков) баллы суммируются и определяется победитель.
Но этот подъем на холм не имеет ничего общего с фестивалем скорости в Гудвуде или гонкой на Пайкс Пик. Наличие асфальта – необязательное условие для проведения триала VSCC. Под колесами автомобилей может быть грязь, гравий, песок, трава – все, что угодно.
«И какой идиот будет портить раритетные автомобили в этом безумии?!», – воскликните вы. В это трудно поверить, но на каждый этап собирается по сотне автомобилей! Среди них можно встретить, например, Ford Model T, Austin Seven или даже Bentley ¾ ½.
Гонки задом наперед
Ладно, мы больше не будем рассказывать про то, как машины за много тысяч тонут в грязи и пытаются вскарабкаться на холм. Лучше посмотрите на гонки задом наперед. Конечно, тут все происходит не очень быстро, но довольно зрелищно.
К сожалению, четкой структуры соревнований или организации, которая заведовала бы гонками задом наперед, судя по всему, не существует. По крайней мере, присутствие этой конторы в интернете минимизировано до предела. Но кое-что мы нашли.
Вот, например, гонка задом наперед на овале Columbus 151 Speedway, который принимает подобные заезды регулярно. Судя по этому видео, до участия в соревновании (в Columbus 151 Speedway его называют Back Ups) допускается все, что хотя бы отдаленно напоминает серийный автомобиль и у чего есть задняя передача.
Гонки задом наперед любят и в Голландии, где в подобных заездах участвуют легковые автомобили марки DAF. Поговаривают, что назад они едут с той же скоростью, что и вперед. Но, по свидетельствам очевидцев, при езде задом «ДАФы» плохо управляются и часто переворачиваются.
На сладкое – автомобиль, которые ездит задом наперед в гонках, где все ездят «правильно»: реднековской серии LeMon в США. Издание Car and Driver рассказало историю команды Azz Backwards, руководителем, главным инженером, механиком и гонщиком которой является один и тот же человек, которого зовут Ник. Этот гений смастерил Ford F-150 со стоящим в кузове мотором. Водительское кресло и все элементы управления, включая поворачивающие колеса, Ник тоже развернул в обратную сторону. Таким образом, он вроде бы едет задом наперед, а вроде бы нет.
Mud Bogging
Для кого-то Mud Bogging – не зрелищный вид автомобильного спорта, а каждодневная необходимость по дороге с работы и на работу. Ну а тем, кто знает, что такое полувиндзор и отличит фонио от киноа, мы расскажем об одном из самых деревенских видов гонок.
Смысл мад боггинга (так же известного, как Mud racing и Mud drag) заключается в следующем: большущий внедорожник подъезжает в огромной луже, ждет отмашки судьи и влетает в эту лужу на максимально возможной скорости. Задача – проехать по грязевому водоему дальше и быстрее остальных участников соревнования.
В отличие от трофи-рейдов и джип-триалов, в мад богинге никого не волнует техника прохождения участка или максимально отведенное время на его преодоление. Участникам просто надо постараться проехать обозначенную лужу полностью. Либо застрять в ней дальше остальных соперников.
А застревают тут часто. Особенно участники младших классов, выступающих на стандартных пикапах и внедорожниках с полным приводом. Но есть и те, кто летит над грязью: представители старших классов. В самых крутых заездах участвуют заднемоторные прототипы с большими наддувными двигателями и впрыском закиси азота.
Formula Off-Road
Теперь представьте мад боггинг, в котором машины не просто проезжают по луже и останавливаются, а пролетают по озеру, прыгают по валунам размером с пятиэтажку, а после пытаются вскарабкаться на вертикальную стену из камней или песка. Это Formula Off-Road, которая могла зародиться только в такой отвязной и безбашенной стране, как Исландия.
В скандинавской внедорожной формуле участвуют два типа автомобилей – Modified и Unlimitied. Конструкционно машины обоих классов схожи, а разница в том, что в автомобилях Unlimited может стоять лишь одно кресло, шины могут быть вообще любыми на усмотрение команды, а в качестве топлива дозволяется использовать метанол.
Задача пилотов в Formula Off-Road состоит в том, чтобы в рамках одного гоночного уикенда проехать все размеченные спецучастки. Но просто вскарабкаться на фактически вертикальную стену, которая осыпается от вращения колес, тут нельзя. Нужно в обязательном порядке соблюдать размеченные конусами границы трассы. И выглядит это завораживающе.
Единственное, что нам непонятно, почему у этой безумной и зрелищной «формулы» еще нет статуса чемпионата мира, эфиров на центральных телеканалах, заводских команд и своего Берни Экклстоуна.
Гонки на газонокосилках
Джонни Херберт, Энтони Дэвидсон, Мартин Брандл, Кими Райкконен. Можно подумать, сейчас речь пойдет о Формуле-1, «24 часах Ле-Мана» или WRC. А вот и нет. Фотографии этих спортсменов выставлены на главной странице «Британской ассоциации гонок на газонокосилках».
Вваливать на маленьких машинах, предназначенных для стрижки травы, любят по обе стороны океана. В США тоже есть своя национальная ассоциация быстрых газонокосильщиков. Подобные гонки, как правило, проводятся на привычном для подобной техники покрытии: траве.
В Великобритании «гоночные» газонокосилки делят на четыре группы. Первая – это ручные приспособления, которые надо толкать перед собой. Роль двигателя в этом случае исполняют ноги гонщика. Во втором и третьем зачетах пилотам уже приходится сидеть на косилках, а ездят они при помощи обычных моторов. Ну а группа под номером четыре – высший класс. Почти как LMP1. Такие газонокосилки напоминают маленькие тракторы и могут разгоняться до 80 километров в час.
Есть в газонокосильном автоспорте и свой Ле-Ман: проходящая в Великобритании 12-часовая гонка. Все средства, заработанные от ее проведения, включая стартовые взносы участников, уходят на благотворительность. Да и вообще тут все по-взрослому: следить за событиями, которые разворачиваются на полусуточном марафоне, можно по радио Le Mow, под которое выделена отдельная частота.
Гонка на школьных автобусах
Есть великое множество транспортных средств, участие которых в гонках кажется абсолютным абсурдом. Но мы-то уже знаем, что люди соревнуются на трассе на газонокосилках и месят грязь на раритетных машинах. И почему бы им было не попробовать автобусы.
Особую популярность этот вид автомобильного спорта снискал в США, где списанные в запас школьные автобусы гоняют по овалам и «восьмеркам» в рамках различных шоу-программ, включающих в себя еще и массовые разрушения трейлеров, заборов и автомобилей. Например, в гастролирующем автомобильном цирке Crash-o-rama, организованном конторой The Knight of Destruction.
Трудно поверить, но даже для автобусов, которые к концу гонок превращаются в мечту пункта приема цветного металла, в The Knights of Destruction придумали технические требования. Их немного, но они есть. Например, гоночные «машины» должны комплектоваться каркасами безопасности, боковые стекла необходимо снять (выбить?), а аккумулятор нужно прикрутить намертво.
Помимо этого, в автобусах должны быть ремни безопасности для пилотов, а сами гонщики обязаны выступать в шлемах. То есть хотя бы голова «спортсмена» после очередного замеса имеет шанс остаться целой.
Гонки на машинах с прицепами
На сладкое – гонки на автомобилях, которые что-нибудь за собой тянут. Например, дом на колесах или лодочный прицеп. Подобные соревнования тоже проводятся в рамках мероприятия Crash-o-rama, контролируемого конторой «Рыцари разрушений».
Как и гоночные автобусы, автомобили с прицепами гоняют по небольшим овалам или «восьмеркам». В целом – это обычная гонка, в которой первый добравшийся до финиша является победителем. Но есть нюансы.
Например, на прицепы нельзя грузить лодки с алюминиевым кузовом или гидроциклы (почему?). Нельзя выступать в таких гонках на внедорожниках или кабриолетах. Нельзя таранить другие автомобили. Но! Можно таранить прицепы других участников. Более того, делать это необходимо, причем уже на старте. Потому что если первым до финиша доедет автомобиль, не преодолевший ни одного круга с целым прицепом, то его результат аннулируют.
Нельзя не отметить, что столь строгие правила работают только у The Knights of Destruction. Другие американские сумасшедшие гоняют с алюминиевыми лодками, на внедорожниках и таранят не только прицепы, но и машины. И это тоже неплохое зрелище. /m