Величайшие машины Японии
Honda Civic Type R
Honda Civic SiR II, даром что продавалась только в Японии, продемонстрировала всему миру, что и передний привод тоже может быть очень быстрым и увлекательным. Закрепил эту идею первый Civic Type R, оснащенный 185-сильным двигателем VTEC 1.6, который раскручивался до 8500 об/мин. Симбиоз шасси и мотора получился настолько удачным, что Honda Integra Type R, поставляемая на экспорт, по сей день считается одним из самых драйверских переднеприводных автомобилей в мире.
Оригинальный Civic Type R выпускался ровно год, с августа 1997-го по август 1998-го. Нынешний Type R с турбированным 310-сильным мотором, конечно, далеко ушел от оригинала, но все равно остается одним из самых увлекательных автомобилей с передним приводом. И одним из быстрейших, что подтверждает его рекорд на Нюрбургринге.
Lexus LFA
Тестирование и доводка Lexus LFA длились целую вечность – казалось, что автомобиль так и не дойдет до конвейера. Но, спустя пять лет после показа концепт-кара, в 2010 году, первый японский суперкар XXI века все-таки появился у дилеров. Всего было выпущено 500 экземпляров LFA и каждый стоил целое состояние - почти полмиллиона евро. И даже Джереми Кларксон назвал этот суперкар лучшим автомобилем, на котором он ездил.
Его сравнивали с Ferrari 599 GTO, с ультимативными версиями Porsche 911 – и он все равно побеждал. Звук его 4,8-литрового V10 не похож ни на что другое, и именно LFA стал одним из первых современных автомобилей с электронной приборкой – аналоговая просто не справлялась с новыми задачами. LFA стал квинтэссенцией японского инженерного гения начала двухтысячных, а мы его будем помнить как один из самых выдающихся автомобилей в мире.
Toyota Prius
К «Приусу» можно относиться как угодно, однако это не изменит того факта, что на экологическую иглу автомобильный мир подсадил именно он. Благодарить (или ненавидеть) за это нужно машину второго поколения, которая стала по-настоящему массовой. Prius по сей день является самым популярным в мире автомобилем с гибридной силовой установкой.
Выпуск модели Prius начался в 1997 году и продолжается по сей день – в этом году ей исполняется 20 лет! Прославленное второе поколение с обтекаемым однообъемным кузовом выпускалось с 2003 по 2012 год. Было продано около 1,2 миллиона таких автомобилей, которые оснащались 1,5-литровой рядной «четверкой» с циклом Аткинсона и электромотором.
Mazda RX-7
Несмотря на ряд преимуществ роторных моторов по сравнению с традиционными поршневыми двигателями внутреннего сгорания, лишь немногие автопроизводители решались устанавливать их на массовые автомобили. Mazda была среди них. Роторно-поршневые двигатели использовались на некоторых моделях японской марки с 1963 года и есть вероятность, что они вернутся вновь.
Высшей вехой в эволюции роторных моторов стало спорткупе Mazda RX-7, двигатель которого мог быть оснащен турбонаддувом. Задний привод, мотоциклетные обороты двигателя и выдающийся баланс – ведь компактный роторный мотор почти ничего не весил. Самым выдающимся стоит считать RX-7 поколения FC (на предыдущем фото), хотя у последующей FD статус еще более культовый. На ней мы, кстати, тоже поездили.
Honda NSX
Ее называли «японской Ferrari», а ее управляемость считали эталонной, благодаря среднемоторной компоновке и шасси, которое доводил до ума сам Айртон Сенна. Несмотря на довольно скромную мощность двигателя V6, которая рамками японского законодательства была ограничена 280 силами, оригинальная NSX стала примером того, что японцы умеют строить суперкары. Причем, по-настоящему культовые.
Оригинальная Honda NSX выпускалась с 1990 по 2005 год. Машина была целиком сделана из алюминия, получила электрический усилитель руля и электронную педаль газа, и отличалась очень эффективной аэродинамикой. В 2015 году состоялась премьера серийной версии NSX второго поколения, получившей гибридную силовую установку. Но будет ли она настолько же легендарной? Вряд ли.
Nissan Skyline GT-R
Первый GT-R (2000 GT-R, выпускавшийся с 1970 по 1972 год) был одним из самых успешных спорткаров своего времени. И очень прогрессивным – далеко не всякий автомобиль в то время мог похвастать, например, впрыском топлива. Но появление в 1989 году GT-R оказалось рождением сверхновой: автомобиль получился не просто талантливым на гоночных трассах - он был практически непобедим! GT-R R32 уничтожал соперников и в родной Японии, и далеко за ее пределами, снискав себе прозвище «Годзилла».
Легендарная рядная «шестерка» RB26DETT, помноженная на интеллектуальную систему полного привода ATTESA ETS, превращала GT-R в эффективное оружие как на обычных дорогах, так и на треках. В последующие годы идеи, заложенные R32, совершенствовались и обновлялись, пока не достигли пика в лице R34... Ну или GT-R R35 – смотря какой философии вы придерживаетесь.
Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX STI
Четвертое место делят два непримиримых противника – «Эволюшн» и WRX STI. У обоих – полный привод, могучие турбомоторы, солидное гоночное наследие, армии фанатов и неподражаемая харизма. Но технически (и даже идеологически) они очень разные.
Subaru использует горизонтально-оппозитные силовые агрегаты, Mitsubishi – рядные. WRX STI долгое время верила в целиком механический полный привод, а Evo щеголял электронно-управляемыми дифференциалами. Кульминацией эволюции этих машин считают Evo IX и WRX STI GDB. Evolution в наши дни находится в вегетативном состоянии (не факт, что новые «Эвики» вообще появятся), зато WRX STI здравствует и поныне.
Toyota Land Cruiser
То, что начиналось как японская вариация на тему «Виллиса», уже к началу 1960-х оформилось в зрелый, надежный внедорожник, обладающий харизмой и потенциалом для дальнейшего совершенствования. Наверное поэтому Land Cruiser выпускается до сих пор, а некоторые его немолодые версии, появившиеся еще в 1980-е годы, по-прежнему пользуются спросом на отдельных рынках – найти столь же выносливые и неприхотливые автомобили сейчас невозможно.
Первый Land Cruiser появился в 1955 году, а знаменитое поколение с индексом 40 (на предыдущем фото) – в 1960-м, причем выпускалось оно вплоть до 2001 года под именем Bandeirante. Сейчас оригинальный «Крузер» и FJ40 представляют большую коллекционную ценность, потому хорошо сохранившиеся экземпляры продаются на аукционах Sotheby’s за нескромные суммы. В России Land Cruiser в лице «двухсотки» и Prado вот уже многие годы является бестселлером класса больших внедорожников.
Mazda MX-5
Вероятно, не все с этим согласятся, но мы считаем, что Mazda MX-5 является одним из величайших автомобилей, рожденных в Японии. Этот родстер показал, что увлекательный спорткар не обязательно должен быть баснословно дорогим, сверхмощным и сверхсложным. Посто он должен быть легким, заднеприводным и... без крыши.
В настоящее время выпускается MX-5 уже четвертого поколения, а классическими считаются первые два. Первые родстеры появились в 1989 году и весили всего 940-980 килограммов, а современные – со всей электроникой и системами безопасности – поправились всего на 50 килограммов. И едет новая MX-5 так же зажигательно, как старая – мы проверили.
Toyota Corolla
Toyota Corolla вряд ли можно назвать самым выдающимся автомобилем Японии с инженерной точки зрения. Однако это самый массовый автомобиль в мире, поэтому не попасть в наш рейтинг он решительно не мог. По состоянию на 2013 год во всем мире было продано более 40 миллионов «Королл». И будь они все живы, у каждого двухсотого жителя планеты была бы своя Corolla.
Свою жизнь Corolla начала в 1966 году в виде компактного двухдверного автомобиля с задним приводом, но вскоре семейство переехало на более простую переднеприводную платформу. Машина выпускается и сейчас, причем в разных странах под этим именем продаются разные автомобили, что, впрочем, не мешает «Королле» удерживать титул мирового бестселлера.