Лихие Тойоты девяностых
Toyota Sera
Элегантное купе, в честь которого Меладзе назвал цыганку, едва ли можно назвать чистокровным спорткаром, но именно оно оказало сильнейшее влияние на этот класс машин – именно Серой вдохновлялись дизайнеры McLaren, когда создавали двери для легендарного F1. Впрочем, стоило добавить двигателю 5E-FHE Серы одну «улитку», как тот спокойно выдавал вполне спорткаровские 150-180 сил. В стоке же легкий (930 килограммов) переднеприводный автомобиль развивал 110 «лошадей» и разгонялся до 100 километров в час за 8,6 секунды. Коробка передач могла быть как механической, так и автоматической. Официально Sera продавалась только в Японии, но несколько экземпляров попали и на территорию нашей страны.
Toyota Soarer
На эпоху 90-х выпало сразу два поколения Soarer – Z20, которое выпускалось с 1986 по 1991 год, и Z30, которое появилось в 1991-м и многим знакомо под именем Lexus SC. Z20 (на фото) представляло собой более роскошную версию Супры А70 – собственно, платформа у машин была одна и та же, - и оснащалось линейкой шестицилиндровых двигателей. Самым мощным был 7M-GTE, который с трех литров рабочего объема снимал 243 силы. Яркой особенностью поколения Z20 была полностью цифровая панель Electro Multi Vision – задолго до всех этих «виртуальных кокпитов».
Z30, который продержался на конвейере до 2000 года, оснащали не только рядными «шестерками», но и пресловутым тойотовским V8 1UZ-FE. Мощность силовых агрегатов, в соответствии с джентльменским соглашением, не превышала 280 лошадиных сил. Как и у предшественника, у Z30 тоже был полный набор передовой по тем временам электроники: мультимедийная система с сенсорным экраном и телевизором, пневматическая подвеска и подруливающая задняя ось.
Toyota Corolla Levin/Sprinter Trueno
Да, эти близнецы по своей харизме далеки от «хачироку», воспетой Королем Дрифта Кеичи Тсучией и мангой Initial D. Но спорткупе сотой серии (на фото) и 110 куда интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Во-первых, у них широкая гамма двигателей, причем в обоих поколениях присутствует легендарный четырехцилиндровый мотор 4A-GE. А в случае с АЕ100 имеется и его компрессорная версия 4A-GZE, развивающая 165 лошадиных сил.
Во-вторых, в своих самых злых версиях эти переднеприводники по-настоящему заточены под спорт. Взять хотя бы Sprinter Trueno AE111 в версии BZ-R (на фото) – у него и тормозные диски увеличены, и шестиступенчатая «механика» есть, и самоблокирующийся дифференциал… А в качестве опции предлагались ковшеобразные сиденья Recaro. Увы, после того, как эти две машины покинули конвейер – а случилось это в 2000 году, - Тойота как-то подзапустила сегмент ярких переднеприводников. Можно разве что Celica вспомнить да пару-тройку проектов на базе Yaris и Aygo.
Toyota Celica
К слову, о Celica. В 90-е с завода Тахара сходили характерные купе шестого поколения Т200, которые многие знают благодаря «глазастой» мордахе… и раллийному скандалу. Тем не менее, эти обстоятельства нисколько не умаляют того факта, что именно «лупатая» Celica была последней по-настоящему драйверской. Особенно в своей полноприводной версии GT-Four (на фото) – с турбированным двигателем 3S-GTE, шасси Super Strut Suspension и облегченным кузовом с алюминиевым капотом.
Toyota MR2/MR-S
Ну и как не вспомнить про Toyota MR2. Двухместное купе со среднемоторной компоновкой к 90-м годам обзавелось вторым поколением W20, которое прозвали «Ferrari для бедных». У машины были мягкие обводы кузова в стиле тогдашней Ferrari F355, а также отменная управляемость, которую помогал доводить до ума Дэн Герни – изобретатель небезызвестного «закрылка Герни». Привод был задним, а двигатели – рядные, четырехцилиндровые. Самым мощным вариантом для MR2 второго поколения был двухлитровый мотор 3S-GTE, развивающий 220 лошадиных сил.
В 1999 году дебютировала MR2 третьего поколения, которая на рынке Японии была известна как MR-S. Машина вернулась к идеологии первого поколения, став компактнее и легче W20, но лишилась жесткой крыши, превратившись в молодежный родстер. Двигатель для последней на сегодня MR2 предлагался всего один, 140-сильный 1ZZ-FED, однако его мощности вполне хватало, чтобы разогнать среднемоторный спорткар до 100 километров в час за 6,8 секунды – спасибо снаряженной массе в 996 килограммов. Поговаривают, что в Тойоте рассматривают вариант воскрешения MR2 – надеемся, что это правда.
Toyota Starlet
Вообще Starlet – это такой милый божий одуванчик, который заботливые японские родители покупали своим детям по случаю окончания вуза. Но были и у него версии, которые заставили бы замяться эти ваши Golf GTI. Например, Starlet GT (на фото) на базе четвертого поколения хэтчбека. Турбированный мотор этой крохи выдает 135 сил – немного, но так кажется ровно до того момента, пока не узнаешь, что снаряженная масса хэтча не превышает 900 килограммов. И это притом, что у машины имеется адаптивная подвеска TEMS.
Пятое поколение Starlet тоже умело маскироваться под горячие хэтчбеки, особенно в версиях Glanza. Разница между Glanza S и Glanza V сводилась к наличию турбонаддува и, соответственно, техническим характеристикам: если атмосферная S-ка снимала с 1,3 литров рабочего объема лишь 85 сил, то Glanza V – все 140. Легкие машины разгонялись до 100 километров в час в районе 7 секунд и отлично поддавались тюнингу, чем заслужили уважение японских стритрейсеров и местных раллистов.
Toyota Altezza
Altezza большей части земного шара известна как Lexus IS, а также как отличный базис для дрифтового автомобиля. Заднеприводное шасси, компактные размеры и широчайшие возможности тюнинга – все это до сих пор делает «Альтезу» желанной, хотя стоковый автомобиль спорткаром можно назвать с большой натяжкой. Более того – шестицилиндровый двигатель 2JZ-GE предлагался лишь для универсала Altezza, в то время как Lexus IS комплектовался им и в кузове седан. Производство первого поколения Altezza стартовало в конце 90-х, в октябре 1998 года.
Toyota Mark II
Еще один тойотовский седан, который любят дрифтеры – в том числе небезызвестный в России Дайго Сайто. Большая часть Марков — это культурные бизнес-седаны, но версия Tourer V является тем еще «тихим омутом»: тут и рядная «шестерка» 1JZ-GTE с двойным наддувом и 280 силами, и усиленный кузов, и ужесточенная подвеска, и самоблокирующийся дифференциал (в виде опции). Не менее драйверским был и брат Марка – Chaser.
Toyota Caldina
Caldina GT-T – это, по большому счету, Toyota Celica GT-Four, которую накрыли кузовом универсала. Здесь та же полноприводная система, тот же мотор 3S-GTE с турбонаддувом и полный набор электронных систем, вроде системы стабилизации. Несмотря на массу в 1640 килограммов, спортивная Caldina разгонялась до «сотни» за 7,4 секунды – очень достойный результат даже в наши дни, не говоря про середину 90-х годов. Следующее поколение Калдины тоже сохранило спортивную версию (причем она получила имя GT-Four, как у Селики), но в 2007 году модель отправили в отставку.
Toyota GT-One
В ходе омологации к чемпионату GT1 японской компании в 1998 году пришлось построить два дорожных экземпляра своего прототипа GT-One (также известного как TS020). Технически машина была почти неотличима от гоночной, но имела пару-тройку благ, которые должны были упростить ее эксплуатацию на дорогах общего пользования, вроде кондиционера. Из-за них Road Version весит на 20 килограммов больше трековой модификации. Силовая установка машины представлена 3,6-литровым V6 с двойным наддувом, который развивает 610 сил. С ним прототип разгоняется до сотни чуть более чем за 3 секунды, а максимальная скорость превышает отметку в 380 километров в час.
Toyota Previa
Оригинальная Previa – машина ни разу не спортивная, но яркая и с суперкаровской философией. Среднемоторная компоновка, задний или полный привод, наличие версии с компрессорным бензиновым двигателем – все это о Previa. Увы, последующие поколения минивэна получились куда более консервативными. У большинства версий первой Previa был большой холодильник, установленный с завода прямо под торпедо. Очаровательный автомобиль, согласитесь.