«УАЗ», попытавшийся стать Range Rover
/imgs/2024/06/10/09/6497408/1c7f79457af05a105e8fb4405e43788b2d70c1e8.jpg)
Поисковой рисунок внешнего вида УАЗ-3170, появившийся в 1974 году.
Впервые о принципиально новом внедорожнике Ульяновского автозавода заговорили в конце 1960-х – когда до запуска в серию знаменитого «козлика» УАЗ-469 оставалось еще четыре года. Но без визы Минавтопрома, долгое время игнорировавшего проект, он заглох и был забыт до 1974-го, когда на предприятие был назначен новый главный конструктор. Он создал на «УАЗе» конструкторское бюро, которое занялось проектированием новых полноприводных автомобилей, способных полностью обновить линейку.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/1c7f79457af05a105e8fb4405e43788b2d70c1e8.jpg)
К 1975 году было готово техническое задание на модель УАЗ-3170, в которой рассчитывали не только избавиться от всех компоновочных недостатков «козлика», но и установить новые агрегаты. За год, прошедший с момента появления первых рисунков, было готово шасси с неразрезными мостами, зависимой подвеской спереди и сзади (причем сзади – с гидропневматическими элементами!), дифференциальной раздаткой и дорожным просветом в 325 миллиметров. Автомобиль планировалось выпускать в гражданской и военной версии.
Вскоре были изготовлены пластилиновые макеты внедорожника, подготовлено техническое задание на четырехцилиндровый бензиновый двигатель объемом три литра. С виду автомобиль напоминал первые поколения «Рейндж Ровера».
В 1979 году появился первый макет – это было новое шасси и двигатель, но с перекроенным под новый дизайн кузовом УАЗа-469. Капотный вариант, который показан на фотографии, является лишь неходовым демонстрационным макетом. Трехдверный кузов, кстати, планировали использовать и для гражданских, и для военных машин.
В 1982 году созданы первые опытные ходовые образцы УАЗ-3170 и его модификации УАЗ-3171 с мягким верхом. Машины имели колесную базу в 2400 миллиметров, массу в 1800 килограммов, 100-сильный двигатель и максимальную скорость 120 километров в час.
Еще через год внедорожник прошел заводские ходовые испытания и получил одобрение Министерства автомобильной промышленности СССР.
Но в 1984-м проект останавливают (по некоторым данным, из-за нехватки средства, необходимых в то время для запуска переднеприводных машин ВАЗа и АЗЛК), а комиссия из НАМИ бракует компоновку 70-й серии.
Однако на УАЗе не прекращают разработку и к 1988-му готовят четыре опытных образца с индексом 3171 (существовали разные версии, но в историю второе поколение перспективных «уазиков» вошло именно под этим названием). В них была изменена компоновка двигателя и кузов. На фотографии – УАЗ-3171Д – одна из тех машин. Это гражданский внедорожник «улучшенного исполнения с металлической крышей», оснащенный турбодизелем УМЗ.
Тогда же специалисты завода решили сравнить на Дмитровском полигоне УАЗ-3171 с Land Rover 90 и 110. Выяснилось, что проходимость «уазиков» выше, топливная экономичность лучше, вибронагруженность водительского места ниже, но «надежность в критических режимах движения» уступает «британцам».
Тем не менее, в серию новые УАЗы так и не пошли. В 1989-м Главное автотранспортное управление МО СССР и Минавтопром решили, что такие машины пока не нужны – на тот момент им показалось гораздо важнее разработать платформу, на которой можно было бы собирать что-то более подходящее для военных.
Например, такой внедорожник, который смог бы перевезти тонну груза или 10 бойцов в полном снаряжении. Такие автомобили были разработаны, с использованием решений 70-й серии, построены и даже смогли в 1993-м пройти госприемку. Они имели индекс УАЗ-3172, но в серию все равно не пошли и на вооружение не встали.
Если на предыдущей фотографии показан военный вариант УАЗ-3172, то на этой -- гражданский.