Отечественные машины, громившие в гонках иномарки
Москвич-407/403
407-й «Москвич» был первым советским автомобилем, который вышел на мировую соревновательную арену. Дебют состоялся в 1958 году на ралли «Тысяча озер» в Финляндии, где советская команда сходу взяла третье место в командном первенстве. Хотя 407-й был не слишком быстрым, советские водители старались во что бы то ни стало довести автомобили до финиша и получили за это заслуженную награду.
В 1963 году Москвич-407 вышел на старт «Ралли Акрополис» в Греции (позднее, в 1965 году, его сменил Москвич-403) и закончил гонку в шаге от подиума в своем классе. А годом позже, в 1964-м, «Москвич» выступил на «Ралли Монте-Карло», но не оказался вне зачета – добрался до финиша, но превысил лимит времени, так как разряженный горный воздух отнимал последние силы у маломощного мотора. Однако, советские машины как минимум показали высокую надежность – половина участников «Ралли Монте-Карло» в том году вообще сошли.
ГАЗ-21 Волга
В том же ралли «Монте-Карло» 1964 года принимали участие и «Волги», но они оказались слишком тяжелыми и тоже страдали от разряженного воздуха. В 1965 году экипаж Хольм/Рюютель, выступающий на 21-й «Волге», одержал победу в своем классе в «Рейде польском». Отлично показала себя «Волга» в 1967 году в Эфиопии (победа в своем классе и второе место в абсолюте) и в Финляндии (второе и третье место).
ГАЗ-М-20 Победа
В отличие от «Волги», «Победа» в международных гонках участвовала совсем эпизодически и без особых успехов. Самым заметным выступлением стало ралли «За мир и дружбу», которое проходило на территории стран соцлагеря. На фото выше – первая гонка «За мир и дружбу» 1960 года, которая впоследствии стала регулярной.
Москвич-408
В целом, 408-й «Москвич» был менее успешен в международных соревнованиях, нежели 407-й – 50 лошадиных сил оказалось слишком мало для сколько-нибудь выдающихся результатов. Модель запомнилась участием в гонках «Рейд польский» (первое место в своем классе), «Ралли Акрополис» (8 и 11 места) и немецком «Ралли 1000 минут» (финиш за пределами первой десятки).
Москвич-412
Наверное, нет советского автомобиля более титулованного в мировом автоспорте, чем 412-й «Москвич». Причем высокие награды он заслужил на самых сложных гонках в истории! Крещение огнем он прошел в 1968 году – машина с экспортным передком с четырьмя круглыми фарами стартовала на ралли «Лондон-Сидней», протяженностью 16 тысяч километров! Итог: 20 место в личном зачете и 4 – в командном. Хотя стартовали 98 машин из 12 команд!
Дальше – больше! 1970 год. Марафон «Лондон-Мехико». 26 000 километров выматывающих дорог и 25 стран. Из стартовавших пяти «Мерседесов» и шести «Ситроенов» до финиша доехали всего по одной машине от каждого бренда. «Москвичей» же на финише было три штуки и они заняли 2, 3 и 4 место в своем классе. А также 12 место в абсолюте! В командном первенстве советские гонщики стали третьими.
Всех вышеобозначенных успехов «Москвичи» добились с минимальными доработками ходовой, двигателя, кузова и трансмиссии, что положительно сказалось на продажах седанов за границей. В 70-х годах в своих классах 412-е были сильными конкурентами и на «Ралли 1000 озер», и на «Туре Европы», и «Рейде польском». Третье и пятое место в абсолютном зачете на ралли «Сафари» в Нигерии – это тоже про 412-й.
Москвич-2140/2140SL
Раллийная карьера наследников модели 412 оказалась менее яркой, но более профессиональной – ведь гоночные 2140 получали уже настоящие раллийные коробки передач, основательно доработанные подвески с двумя амортизаторами на колесо и форсированные двигатели (2140 – 130 «лошадей», 2140SL – 145). В 70-х и 80-х автомобили выступали в Югославии, на ралли «Сатурнус», а также на привычном для себя финском «Ралли 1000 озер». Лучшим результатом этой модели стало 3 место в классе в Финляндии в 1985 году.
Москвич-2141
Хотя жизнь Москвича-2141 оказалась короткой и достаточно спорной, в международном автоспорте он блеснуть успел. На чемпионате Европы по автокроссу 1990 года полноприводный Aleko не отставал от вазовских разработок, а на этапе в Германии занял второе место, вклинившись между Porsche и Audi! При этом «Москвич» опередил, например, Lancia Delta Integrale. В последующие годы 2141 участвовал в гонках во Франции, где на равных боролся с легендарными Peugeot 205 GTI.
ВАЗ-2101
Спортивная карьера «Копейки» началась буквально сразу же, как только машина встала на конвейер. Уже в 1971 году команда ВАЗа взяла второе место в первенстве команд на «Туре Европы», а годом позже – первое. На «Ралли Акрополис» дела тоже шли хорошо: 10 место в абсолюте в 1978 году (в шаге от Skoda 130 RS), 3 место в классе «до 1600 кубических сантиметров» в 1981 году.
ВАЗ-2105
Хотя седан ВАЗ-2105 стараниями завода VFTS в целом и Стасиса Брундзы в частности был самым «валящим» советским автомобилем, заднеприводная архаичная машина не могла на равных соперничать с зарубежными автомобилями Группы Б, чья мощность начинала приближаться (и превосходить) планку в 300 лошадиных сил. В распоряжении «пятерки» было всего 160 сил – даром что на 920 килограмм снаряженной массы. Увидеть боевую «пятерку» можно в короткометражке «Группа Б» 2015 года.
ВАЗ-2108
«Восьмерка» неплохо выступала в «Ралли Акрополис» (в 1989 году она приехала второй в классе), но ее больше помнят благодаря прототипам EVA, а также дакаровским монстрам, в подготовке которых участвовала фирма Poch. У этих машин от «зубила», по большому счету, остались только фары и двери. Французские «Порше-восьмерки» были хороши на всех трассах: выиграли несколько спецучастков в «Париж-Дакаре», завоевали третье место на ралли «Тунис», четвертое – в «Ралли Фараонов»... – и это только за дебютный 1990 год!
ВАЗ-2121 «Нива»
Подготовленная фирмой Poch «Нива» тоже успела отличиться в «Дакаре»: в 1981 году автомобиль финишировал на третьем месте, а годом позже и в 1983 году – всего в шаге от победы! Последующие годы для «Нивы» складывались менее удачно (подводила подвеска), однако серьезно модифицированный французами автомобиль выступал в марафоне вплоть до 1988 года.