Автосани царской России
Этой истории могло и не быть, если бы в Царском Селе с 1904 года не жил и работал Адольф Кегресс – француз по происхождению и инженер по призванию. Кегресс (за рулем на фото) состоял в звании прапорщика при дворе Николая II и был личным водителем царя. Кроме того, в его обязанности входило обслуживание автомобилей.
Кегресса разочаровывал тот факт, что зимой автомобили простаивали, а царская семья передвигалась на старомодных санях, но он полностью осознавал, что на льду и снегу обычная машина будет беспомощной. Так у него родилась идея постройки автомобиля, который справлялся бы с любым покрытием. В 1910 году первый экспериментальный автомобиль на базе Lessner-Mercedes 32/45hp, оснащенный его изобретением, был готов.
Ноу-хау войдет в историю под названием «подвеска Кегресса» и представляет собой колесно-гусеничный движитель с эластичными лентами гусениц (до Кегресса они были исключительно металлическими). Изобретатель тестировал множество материалов для траков, но остановил свой выбор на резине. Передние колеса, при установке подвески Кегресса, в свою очередь, устанавливали на лыжи, дабы улучшить скольжение.
Конечно, подобные изобретения встречались и ранее, но только механизм Кегресса допускал установку на обычные легковые автомобили. Траки для прототипов изготовили на петербургском шинном заводе «Треугольник». Первые тесты готового вездехода состоялись в начале 1913 года на поверхности замерзшей Невы. Машина уверенно разогналась до 60 километров в час и проявила себя достаточно стабильной. Уже в мае Кегресс получил патент на свое изобретение.
Первые, так сказать, серийные «Автосани» были созданы позднее на базе Руссо-Балта С24-35. Но тогда же стало понятно, что по-настоящему «массовой» такая конструкция никогда быть не сможет, поэтому свое изобретение Кегресс передал Путиловскому заводу. Позднее, уже с приходом власти Советов, его применят на небезызвестном броневике «Остин-Путиловец-Кегресс». И, конечно же, изобретатель не мог не сделать проходимцев на базе автомобилей Николая II – к 1917 году у царя было более 50 машин, так что выбрать было из чего.
Первым автомобилем из царского гаража, который примерил «новые туфельки», стал Packard Twin-Six. Автомобиль известен тем, что попал в самую гущу событий революции 1917 года.
Вторым, так сложилось, стал Rolls-Royce 40/50hp Silver Ghost 1916 года. Но его «конверсия» состоялась уже в 1919 году, и была проведена не для Николая II, а для вождя революции Владимира Ильича Ленина. На этом автомобиле Ленин ездил до самой своей смерти, причем Silver Ghost сохранился до наших дней. Важно, что модернизация состоялась уже без участия автора изобретения, на Путиловском заводе...
Все потому, что в бурном 1917 году Кегресс покинул территорию России и вернулся на родину. Своим изобретением он поделился с компанией Citroen. Ну а первым автомобилем в Советском Союзе с подобной схемой стал НАТИ (Научный Автомобильно-Тракторный Институт), созданный Александром Кузиными и Григорием Сонкиным в 1917 году. В конечном итоге именно НАТИ и превратится в «Остин-Путиловец-Кегресс».