Братья-спортсмены Логана
Renault Alpine
Упоминая Renault Alpine, мы подразумеваем все модели этого бренда: классический и перерожденный А110, построенный на базе Renault 4CV оригинальный A106, футуристичный А310 и его наследников — А610 и GTA. Все эти машины с задним приводом, которые из уважения (а не подколки ради) называют «французскими Porsche», не раз проявляли себя наилучшим образом на гоночных трассах и горных серпантинах: Alpine — одна из немногих автомобильных компаний, которая становилась чемпионом и в 24 Часах Ле-Мана, и в Чемпионате мира по ралли. Оттого вдвойне приятнее, что дело Жана Редле, основателя Alpine, живет по сей день.
Renault 5 Alpine
Наряду с Volkswagen Golf GTI, Renault 5 Alpine (в Великобритании он известен как Renault 5 Gordini) был одним из пионеров сегмента горячих хэтчбеков. Дебютировавший в 1976 году автомобильчик оснащался 1,4-литровым мотором с полусферическими камерами сгорания, который развивал недетскую мощность — 93 лошадиные силы. Поскольку снаряженная масса «пятерки» была в районе 800 килограммов, Alpine разгонялся до «сотни» всего за 10 секунд, а его максимальная скорость чуть-чуть не доходила до 180 километров в час. В 1982 году появилась версия 5 Alpine Turbo, которая прибавила в мощности 19 сил и сняла секунду в разгоне до 100 километров в час. Идеологическим наследником машины стал Renault 5 GT Turbo — один из лучших хот-хэтчей всех времен.
Renault 5 Turbo
5 GT Turbo не стоит путать с Renault 5 Turbo — откровенным спорткаром, который безуспешно пытается быть похожим на обычную «пятерку». Не секрет, что машина изначально создавалась под ралли, поэтому располагает среднемоторной компоновкой и высокофорсированным двигателем объемом 1,4 литра. В гражданском исполнении мотор развивал около 160 сил, но на гоночных машинах выдавал от 180 до 350 «лошадей». 5 Turbo был вполне успешен до прихода Группы Б и полного привода — например, в 1981 году именно он стал победителем Ралли Монте-Карло. Но его счастливые дни быстро сошли на нет. Сейчас Renault 5 Turbo очень ценится коллекционерами: построили всего 4987 таких хэтчбеков.
Renault Clio V6
Удивительно, но в начале двухтысячных в Renault Sport решили сделать 5 Turbo на новый лад — причем совершенно без повода. Просто так, для смеха (на самом деле — для своего монокубка Renault Trophy). За основу был взят Renault Clio второго поколения, который силами Тома Уокиншоу и гоночной команды TWR (Jaguar XJR-15, например — тоже их детище) был превращен в маленького монстра с атмосферным трехлитровым V6 вместо задних сидений. Разгон до 100 км/ч за 5,9 секунды, максимальная скорость под 250 — и все это приправлено отточенной управляемостью... Отточенной до того, что справиться с машиной мог не каждый водитель. Конечно, Clio подрастерял в практичности (багажник исчез, сильно увеличились расход топлива и радиус разворота), но это мало кого заботило. В наши дни Clio V6 стоит больших денег, так как с 2001 по 2005 год их создали всего 2822 штуки.
Renault Clio Williams
Впрочем, и у первого поколения Clio была спортивная версия — причем такая, которая вызывает учащенное сердцебиение у фанатов Формулы 1. Пока Гольфы в 1993 году обрастали жирком, Renault выкатил Clio Williams — дерзкий хэтчбек с двухлитровой атмосферной «четверкой», у которого и силенок немало (147), и максималка ого-го (215 километров в час). Ужесточенная по сравнению с представленной ранее версией Clio 16S подвеска, перенастроенная коробка передач и, конечно же, цвет Sports Blue в стиле болидов Williams той эпохи делали маленький Clio уникальным и желанным среди петролхэдов. Британский журнал EVO включил Williams в тройку лучших по управляемости переднеприводников за всю историю. А еще Clio Williams работал автомобилем безопасности в Формуле 1 — в сезоне 1996 года.
Renault Clio R.S.
Любили журналисты западных изданий и этот автомобиль. Он не был таким быстрым, как нынешний Clio R.S. с турбомотором и роботизированной коробкой передач… но именно за это, собственно, спортивный Clio третьего поколения и был столь обожаемым. По меркам своего времени, а выпускался этот автомобиль с 2006 по 2012 год, Clio R.S. был настоящим представителем старой школы, предлагая рядный атмосферный мотор о 4 цилиндрах и 197 лошадиных сил мощности (после рестайлинга — 204) и механическую коробку передач. Чтобы ехать на таком Clio быстро, стрелку тахометра нельзя было ронять ниже 5000 оборотов. После него Clio R.S. перестал быть трехдверным и по-настоящему хардкорным. Эх…
Renault Megane RS R26.R
По версии уже упомянутого британского EVO, именно этот автомобиль является лучшим горячим хэтчбеком за всю историю. R26.R — это ориентированная на трек версия 230-сильного Megane 230 R26, выделяющаяся меньшей на 123 килограмма массой (за счет карбонового капота, заднего и боковых стекол из поликарбоната, отказа от задних сидений и пассажирской подушки безопасности…) и переработанной подвеской с жесткими амортизаторами и пружинами. Тормоза также были усилены, колесные диски — заменены более легкими аналогами и обтянуты в резину Toyo Proxes R888. Всего построили лишь 450 экземпляров версии R26.R, 230 из которых ушли в Великобританию. Последующие Меганы от Renault Sport тоже были прекрасны, но «эрка» — это уникум.
Renault Twingo R.S.
Тему горячих хэтчбеков закроем Twingo R.S., который прожил на конвейере с 2009 по 2014 год. Любопытно, что ни предыдущее, ни последующее поколение Twingo версию от Renault Sport так и не получило. И, надо признать, малыш Twingo был очень неплох со своим 1,6-литровым моторчиком. 135 «лошадей» — это, конечно, не ураган, но свои 200 километров в час машина ехала. Кто знает, может рестайлинговый заднемоторный Twingo все же получит спортивный вариант — горячие хэтчбеки французам даются уж больно хорошо.
Renault Safrane Biturbo
Safrane Biturbo был ответом спортседанам «большой немецкой тройки». Поскольку в то время французы не сильно знали, как превратить комфортабельный хэтчбек Safrane в комфортабельный спорткар Safrane, то обратились за помощью к Герберту Хартге – основателю одноименной тюнинг-фирмы. В результате получился настоящий волк в овечьей шкуре, чей битурбированный V6 от Alpine A610 развивал 262 лошадиные силы. Машина разгонялась до «сотни» за 7 секунд, а ее максималка доходила до 250 километров в час. Увы, особого успеха Safrane Biturbo не снискал — отсутствие опции в виде автоматической коробки передач и более скромная мощность делали его менее представительным на фоне немцев. Итог предсказуем — всего 806 проданных экземпляров в период с 1994 по 1996 год. И культовый статус спустя десятилетия.
Renault 21 Turbo
Робкая попытка построить спортивный автомобиль с налетом премиума была предпринята Renault и ранее — речь идет о модели 21 Turbo. Правда, тут формула «больше значит лучше» была полностью проигнорирована: под капотом расположился 4-цилиндровый двигатель с одной турбиной. С одной стороны, необходимости в большем моторе не было — 21 Turbo позиционировался как конкурент BMW M3 E30 и Mercedes 190 2.3-16. С другой — своими габаритами он уже метил в класс повыше, а там 175 сил некоторым может показаться недостаточно. По меньшей мере одна такая машина попала на службу в французскую полицию — спортивный 21 Turbo с полным приводом Quadra патрулировал скоростные шоссе в начале 1990-х.
Renault 8 Gordini
Любой французский пилот 60-х годов, который хотел выступать в ралли, непременно проходил через Renault 8 Gordini. Это чуть ли не закон. Компактный автомобиль с установленным сзади двигателем обладал высокой скоростью и непростым характером (за счет своей компоновки R8 Gordini проявлял склонность к избыточной поворачиваемости), что помогало быстро оттачивать навыки пилота. Да и цена на Gordini в те годы была очень приятной. Представленный в 1964 году спортивный R8 развивал 95 сил, но два года спустя мощность была увеличена до 103 «лошадей» за счет нового 1,3-литрового двигателя, заменившего 1,1-литровый. Тираж синего седана с двумя белыми полосами составил 11 607 экземпляров. В 1970 году «восьмерку» заменила модель 12 Gordini, но она не была и вполовину столь же успешной.
Renault Sport Spider
Самый бескомпромиссный спорткар Renault появился в конце 90-х и выпускался на том же заводе в Дьепе, где сейчас собирают Alpine A110. Spider — это родстер без крыши и боковых окон (даже в качестве опции), который сейчас так и хочется записать в альтернативы Lotus Elise. У автомобиля скромная снаряженная масса (930 килограммов) и 150 сил мощности, снимаемых с двухлитровой безнаддувной «четверки» от Clio Williams, поэтому разогнаться до 100 километров в час за 6 секунд ему вполне по силам. Поскольку в период с 1996 по 1999 французы построили чуть более 1600 таких машин, сейчас они стоят огромных денег — хороший экземпляр может потянуть на 100 тысяч евро.