Очень редкая вещь
1973 – топливный кризис
Несмотря на победу в чемпионате Formula Vee серии SCCA, 1973 год окончился для юного гонщика Ривза Каллауэя на минорной ноте. Во-первых, он, будучи большим любителем спортивных автомобилей, понимал, чем грозит начавшийся топливный кризис (прощайте, огромные мощности и многие литры рабочего объема). Во-вторых, суровый мир автоспорта в который раз показал свою истинную суть – несмотря на триумф, в следующем году Каллауэй выступить не мог по причине отсутствия денег. А ведь ему пророчили судьбу выдающегося пилота Формулы-1! Дабы гоночный талант не пропадал, Ривз устроился работать в известную гоночную школу Боба Бондьюранта.
1975 – да будет турбо!
В конце 1975 года в школу поступили новенькие BMW 320i – машины с выдающейся управляемостью, но, как казалось Ривзу Каллауэю, недостаточно мощные. Поскольку Ривз в школе был на хорошем счету, на просьбу предоставить ему один автомобиль в личное пользование руководство ответило согласием. Во времена Formula Vee Ривз изучил устройство автомобиля в деталях и понимал, что наиболее эффективный способ поднятия мощности – это турбонаддув. Получившуюся боевую «трешку» Каллауэй в конце 1976 года предоставил на тест своему другу Дону Шерману, журналисту Car and Driver.
1977 – Callaway Cars
После теста 164-сильного купе Шерман сказал Каллауэю, чтобы тот всерьез задумался над производством турбокомплектов для разных автомобилей, на что Ривз лишь покачал головой – мол, у меня даже дрели своей нет, какое тут производство. Тем не менее, после публикации статьи о машине в октябре 1977 года к Каллауэю поступило столько заказов и у него просто не осталось выбора. В конце того же года он создал компанию Callaway Cars. Поначалу фирма делала турбо-киты лишь для BMW, позже список был расширен: Mercedes-Benz, Volkswagen и Porsche.
1981 – вершина автоспорта
Чтобы не возникало путаницы, массовые проекты компании Callaway обозначались индексом, начинающимся с буквы C – за исключением машин, сделанных по индивидуальному заказу. «Первая очередь» из немецких автомобилей относится к серии C1. А вот серия С2 была придумана для гонок. Точнее, это и был гоночный двигатель для серии Indy, который впоследствии можно было адаптировать для регламента Формулы-1 1984 года. Мотор был компактным, легким, низким и вставал на крепления мотора Cosworth DFX, но команды им не заинтересовались. Разрабатывался этот двигатель совместно с Гансом Херманном и Рэйем Калдвэллом.
1985 – предложение, изменившее все
Успехи Callaway Cars в постройке скоростных автомобилей привлекли американское представительство Alfa Romeo, которые попросили Ривза сделать чуть мощнее модель GTV-6. Так родился Callaway C3 Twin Turbo – это была Alfa Romeo GTV-6 с 2,5-литровым двигателем и двумя турбинами. Отдача двигателя выросла со 154 до 230 лошадиных сил, были доработаны подвеска и тормоза. Первый прототип испытали в 1984 году, а уже в 1985 машину стали собирать по частным заказам. Спортивный автомобиль, выпущенный тиражом в 36 штук, попался на глаза главному конструктору Chevrolet Corvette Дэйву МакЛеллану, и тот предложил Каллауэю построить американский ответ европейской экзотике вроде Ferrari и Lamborghini. Ведь дебют ZR1 откладывался, а прототипы Chevrolet с турбомоторами были недостаточно мощными.
1987 – C4. И Corvette, и Callaway
Заручиться поддержкой большого автоконцерна – крылатая мечта для каждого тюнинг-ателье, и Каллауэй принял предложение. В 1987 году из ворот конторы в Олд-Лайме выкатился первый Callaway C4 Twin-Turbo на базе «Корветта». Мощность двигателя увеличилась с 245 до 345 лошадей, максимальная скорость выросла до 286 километров в час. Поскольку качество турбокита было безукоризненным, он был включен в заводскую программу и предлагался клиентам прямо в дилерских центрах Chevrolet под кодом B2K.
1988 – «Кувалда»
Годом позже на рынок выходит Callaway C4 Sledgehammer – пожалуй, самый известный проект компании. Он создавался Каллауэем в качестве ответа проекту Top Gun, который представлял собой донельзя облегченный Corvette, способный разгоняться до 372 километров в час. Top Gun строили для любительских гонок по достижению максимальной скорости (популярное явление в 80-х). В отличие от заводского автомобиля, Sledgehammer не был лишен кондиционера, электрорегулировки сидений и других благ цивилизации. А благодаря 898-сильному V8 с твин-турбо и обвесу от Пола Дойчмана машина смогла разогнаться на таких соревнованиях до 410 километров в час! Как признавался испытатель Джон Лингенфельтер, управлять «Кувалдой» было не сложнее, чем обычным С4. После этого автомобиля про компанию Callaway узнали во всем мире.
1989 – первый Ле-Ман
После появления Sledgehammer обвес от Пола Дойчмана стали предлагать и для менее экстремальных Corvette от Callaway. В том же 1988 году рождается Aston Martin AMR1 с двигателем Callaway. Компания Aston Martin доверила американцам постройку нового мотора после того, как эта компания успешно перевела их древний двигатель V8 для модели Virage с двухклапанной системы работы на четырехклапанную (то есть, вместо 16 клапанов стало 32). Aston Martin AMR1, в котором использовался двигатель Callaway C5, выступал в различных гонках на выносливость, но в Ле-Мане особо не блеснул – единожды стартовав на трассе Сартэ в 1989 году, он занял 11 место.
1991 – свободная дорога
В 1990 году на рынок выходит долгожданный флагман, Corvette ZR1. И отношения между Callaway и General Motors становятся менее теплыми – ведь автогиганту больше не требовалось привлекать тюнинг-контору для постройки скоростных «Корветтов». В итоге, Callaway решает идти своей дорогой, в каком-то смысле становясь конкурентом GM. В 1990 году был выпущен эффектный Callaway C4 Speedster, у которого было короткое ветровое стекло и отсутствовала крыша (в буквальном смысле). А годом позже появился С6 Super Speedster LM на базе ZR1, который оснащался мотором LT5 (на фото). В 1994 году купейная версия этого автомобиля, созданная в новом европейском офисе компании, принимала участие в 24 Часах Ле-Мана. Но сошла.
1993 – почти победитель
К Ле-Ману 1996 года Callaway готовила автомобиль класса GT1, названный C7R. Его разработка велась с 1993 по 1996 год. Увы, C7R не смог пройти квалификацию, а единственным его выходом в свет стала гонка 24 Часа Дайтоны. На половине дистанции C7R занимал лидирующую позицию, но из-за поломки топливной системы был вынужден сойти с дистанции.
1994 – Аэрокамаро
Начиная с С6 на «Корветтах» Callaway использовался новый двигатель SuperNatural, построенный на семействе LT. Позднее SuperNatural использовали еще на двух моделях, а первая из них – С8, представляющая собой Camaro четвертого поколения с доработанной подвеской, тормозами Brembo, шинами Bridgestone с технологией runflat и аэродинамическим обвесом CamAerobody от Дойчмана. В зависимости от модификации, мощность варьировалась от 400 до 450 лошадиных сил.
1995 – слипер
Вторым автомобилем, который стал обладателем двигателя SuperNatural, стала Impala SS. Готовый автомобиль получил название Callaway C9. Внешне доработанную машину выделяли только шильдики на кузове, однако изменения носили куда более масштабный характер: и шасси, и тормозная система Impala SS были доработаны, а главное – на ней стоял 400-сильный двигатель, превращающий большой рамный седан в настоящий слиппер.
1996 – просто лодка
Если у вас есть желание приобрести моторную лодку Corvette, можете попытать удачу в поиске Callaway C10 – самого необычного проекта американского тюнинг-ателье. В свое время эта лодка была одной из быстрейших в мире и приводилась в движение 400-сильным двигателем Chevrolet Vortech. За два года выпуска (1996 и 1997) было построено около 250 подобных таких лодок.
1997 – С12, который С5
В 1997 году Chevrolet представил Corvette нового, пятого поколения, который в Callaway тут же «пустили под нож». Проект изначально был ориентирован на постройку гоночного Corvette для участия в классе GT2 суточного марафона в Ле-Мане, а гражданская модель (их выпустили 20 штук, не считая версию IVM для немецкого рынка) была довеском. К сожалению, особого успеха и новый гоночный Corvette от Callaway не снискал – выступая с 1997 по 2001, автомобиль смог блеснуть лишь в 2001, завоевав поул-позицию в классе. А назывался он, кстати, Callaway C12. Спрашивается – а как же С11? Был и такой, но...
1999 – долгострой
...но появился он только лишь в 1999 году. Возможно, по внешности так сразу и не скажешь, но С11 был одним из самых сложных проектов компании. Ведь Callaway не ограничился лишь увеличением мощности мотора Range Rover 4.6 HSE до 240 сил – изменениям подверглась пневматическая подвеска, тормозная система, полноприводная трансмиссия. Отличить Callaway C11 можно было по окрашенным бамперам, двуствольной выпускной системе, 18-дюймовым дискам, а также шильдику с номером экземпляра в салоне. Свет увидели 220 машин, для которых предлагалось всего три цвета: Niagra Grey, Epsom Green или Rutland Red.
2000 – австралийский масл-кар
В конце 1999 года GM вновь обратились за помощью к Callaway – правда, не из головного офиса, а из австралийского. Там потребовалась помощь в создании флагманской модели Holden HSV Coupe. В 2000 году (существенно опередив установленные сроки) Callaway предоставил готовый вариант 5,7-литрового двигателя LS1, развивающий 380 лошадиных сил (на 85 больше, чем базовый мотор). При этом ни надежность, ни экономичность мотора не пострадали. В Callaway этот проект помнят как С13, а в Австралии – как Holden HSV Coupe 300.
2001 – кроссовер не в счет
Подготовленный Callaway Land Rover Freelander с компрессором – это как раз тот случай, когда автомобиль не получил индекса с буквой С. Машина была построена в качестве шоу-кара для выставки SEMA и существовала в единственном экземпляре. Помимо «Фрилендера», были единичные проекты на базе Chevrolet SSR и Chevrolet Suburban – тоже без привычного индекса.
2002 – самый масштабный проект
В определенный момент американскому отделению Mazda понадобилась спортивная версия их популярного седана, который по эту сторону океана знают как 323, и на помощь позвали специалистов Callaway, которые помогли грамотно «наддуть» двухлитровый двигатель. В результате, удалось выжать 170 лошадиных сил. Чуть позже работники Ривза смогли найти еще 40 лошадиных сил в двигателе, но в Mazda сказали, что и 170 им более чем достаточно. Всего было выпущено 5000 экземпляров Callaway C14 – или Mazdaspeed Protege.
2005 – надвигается циклон
Совместно с британской компанией Cyclone Power в 2005 году был разработан двигатель Callaway Cyclone V16. 16-цилиндровый атмосферный зверь с рабочим объемом 4 литра представлял собой комбинацию четырех 4-цилиндровых мотоциклетных двигателей Yamaha и выдавал 550 лошадиных сил при 10500 оборотах в минуту. Предполагалось, что двигатель займет место в особенном автомобиле компании (возможно, посвященного 30-летней годовщине), но он так и остался без пристанища и сейчас располагается в музее Callaway при штаб-квартире в Олд-Лайме.
2007 – новая страница
В 2004 году был представлен новый Corvette C6. Разумеется, это событие не могло остаться незамеченным со стороны Callaway, однако с серьезными проектами тюнеры не спешили – нужно было сполна изучить возможности новинки. В 2007 году появляется Callaway Project C15, он же – Corvette Z06.R GT3. Автомобиль получился чрезвычайно успешным – уже в 2007 году в FIA GT3 European Championship машина добыла для Callaway титул командных чемпионов, а в 2010 году пилоты Кристиан Оенадел и Даниэль Кеилвитз стали со-чемпионами того же первенства.
Позднее, в том же 2007, появились первые намеки на С16. Тормоза Brembo, твинскрольные турбины, переработанная подвеска и, конечно же, аэродинамический обвес от Пола Дойчмана – все это также присутствовало на новых автомобилях Ривза Каллауэя. Самым эффектным автомобилем на базе семейства Corvette C6 однозначно является C16 Speedster (на фото). Оснащенный 650-сильным V8 с компрессором, Speedster разгонялся до 97 километров в час за 3,3 секунды и проходил четверть мили за 11 секунд. Подвеска – на койловерах, тормоза – карбон-керамические, а цена (на тот момент) ниже, чем у Porsche 911 GT3.
2008 – как С16, но попроще
Отличие между С16 и С17, который появился годом позже, сводилось к тому, что 17-я серия не была лимитированной и имела несколько вариаций мощности – они так и обозначались: SC580, SC606, SC652. Последнее число – это отдача мотора в лошадиных силах, а SC означает SuperCharged, то есть, «с компрессором». При этом машины Callaway C17 были лишены аэродинамических обвесов, выделяясь снаружи только шильдиками и эмблемами.
2010 – и снова Camaro
На Chevrolet Camaro, который в Callaway назвали С18, распространялись те же правила, что и на С17-е «Корветты» – минимальные стилистические доработки, но переделанные трансмиссия, ходовая часть и двигатель. Основной упор снова делался на компрессоры. Поначалу предлагались версии SC572 и SC552 для механической и автоматической трансмиссий соответственно, но после 2014 года мощность выросла до 582 и 562 лошадиных сил. Основой для проектов Callaway C18 служил Camaro SS. Ну а самым мощным С18 был SC652 на базе Camaro Z/28.
2011 – тяжелая артиллерия
В следующее десятилетие Callaway вошла с компрессорами и новой лигой – лигой внедорожников и пикапов, которые объединены в ячейку Callaway C19. В нее входят Chevrolet Silverado, Avalanche, Tahoe, Suburban, а также пикапы «хэви-дьюти» с бензиновыми двигателями. Сюда же попадают и братья-близнецы вышеуказанных автомобилей, например GMC Sierra и Cadillac Escalade. В 2011 году для этих моделей предлагались пакеты SC450, SC490 и SC540, но в 2014, с появлением нового компрессора, мощность тяжеловесов Callaway еще выросла.
2014 – наше время
Нынешние реалии Callaway – это С20, основанный на Corvette C7. Упор делается на компрессоры, имеется несколько уровней форсировки. Из внешних изменений – лишь особые колесные диски. Гораздо серьезнее отличается Callaway Corvette C7 GT3-R – гоночный 600-сильный автомобиль с полностью карбоновым кузовом, построенный для участия в американских чемпионатах на выносливость. Последний момент крайне важен – General Motors не хотели, чтобы между заводской командой Chevrolet и «старыми друзьями» получилось соперничество в Европе, где Callaway успел о себе хорошо заявить.
2016 – Aerowagen
Aerowagen – попытка Callaway нащупать новые сегменты. Хотя тизер модели появился давно, практически одновременно с дебютом Corvette C7, производство компонентов было налажено лишь к концу прошлого года. Как вы можете видеть, Aerowagen – это шутинг-брейк на базе «Корветта». Зарубежные издания отмечают, что с таким кузовом машина едва ли становится практичнее, но вот обзорность сильно ухудшается. Но кого это интересует? Главное, в данном случае, стиль, ведь в Aerowagen можно превратить как Callaway C20, так и обычный Corvette. На текущий момент, это самое свежее детище Callaway, но, вспоминая их былые достижения, однозначно не последнее.