Полу-шоу-багги-стоппер
В 1989 году Фердинанд Антон Эрнст Порше – сын Фердинанда-старшего, вошедший в историю как Ферри Порше, – праздновал свой 80-й юбилей. Ограничиться одним только тортиком заводчане не могли – все-таки, человек создал самый знаковый спорткар в мире, Porsche 911, и посвятил всего себя компании. Нужен был подарок, достойный профессора Порше.
К тому же, в концепцию марки и дизайн ее автомобилей явно требовалось внести что-то новое – скудный модельный ряд, который очень неохотно эволюционировал в эстетическом плане, плавно затягивал петлю экономического кризиса на шее прославленной немецкой марки. Но инженеры и дизайнеры Porsche, в каком-то смысле, убили одним ударом двух зайцев, построив всего за полгода концепт Panamericana.
Автомобиль был готов к Франкфуртскому автосалону 1989 года и стал доказательством тому, что дизайнеры Porsche получают свои зарплаты не только за красивые глаза. Звучное имя по старинным поршевским традициям было выбрано в честь гонок – в данном случае речь идет о Carrera Panamericana, которые проводились в Мексике, и на которых блистал Porsche 550 Spyder. Ответственными за проект были Ульрих Бец (техническая часть) и Харм Лагай (дизайн).
Самое интересное в этом концепте – его внешность. Не так часто Porsche становятся шоу-стопперами выставок, но с Panamericana вышло именно так. Кузов этого автомобиля стал предтечей «новой Targa» (той самой, которая появится лишь в 993 кузове – с большой панорамной крышей), а в его конструкции широко использовался армированный пластик и карбоновое волокно. Благодаря этому необычный автомобиль, в котором прослеживаются нотки будущих 993, Boxster и 928 GTS, получился очень легким.
Необычны и полуоткрытые арки колес, да и сами колеса, которые на концепте представляют собой трехсоставные диски Speedline с высокопрофильной резиной Goodyear. Такое решение было выбрано не случайно – предполагалось, что на концепт можно будет ставить разные диски и шины, превращая его либо в спорткар, либо в подобие пляжного багги (с опущенной крышей). Ведь все необходимое для этого у него было – и полный привод, и достаточный дорожный просвет.
Техническая часть для Panamericana была позаимствована у 911 Carrera 4 в кузове 964 – здесь тот же 3,6-литровый оппозитный двигатель с отдачей в 250 л.с. и 310 Нм и та же полноприводная трансмиссия. До 100 км/ч концепт разгонялся примерно за 6 секунд, а его максимальная скорость достигала 280 км/ч. Дистанцию в четверть мили Porsche преодолевал примерно за 13 секунд – очень недурственно по меркам конца 80-х. Коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,30.
В салоне автомобиль тоже полностью повторяет 964-ый. Разве что ковшеобразные сиденья здесь другие, а обивка чуть более яркая. В отличие от будущей Targa, крыша у концепта была тканевая и складывалась вручную. Лобовое стекло и боковые окна оформлены в стиле визора шлема.
Этот Porsche изначально и задумывался как единичный концепт, однако позже Харм Лагай (который помимо Panamericana приложил руку и к BMW Z1) признавался, что рассчитывал выпустить автомобиль небольшим тиражом. Что касается реакции Ферри Порше на такой презент, то 80-летний юбиляр был растроган – его проверенной идее предали свежее и неожиданное воплощение.
До 90 лет Ферри Порше не дожил два года и был похоронен в австрийском Целль-Ам-Зе – там, где находилась фамильная ферма Порше, и где, по большому счету, началась история компании. Что касается концепта, то дорог общего пользования он толком так и не увидел. Сейчас уникальная машина, как и полагается, живет в музее компании Porsche в Штутгарте.