Geely Number 01: клон Мерседеса на шасси Audi
Ли Шуфу чем-то похож на товарища Леонида Ильича Брежнева, ведь всю сознательную жизнь он прожил в коммунистической стране, но довольно рано стал интересоваться автомобилями — преимущественно зарубежными. Поскольку в годы молодости Шуфу главным символом успеха были автомобили Mercedes-Benz, не удивительно, что будущий миллиардер особый интерес питал именно к автомобилям с трехлучевой звездой на капоте.
Они были красивыми, статными и выгодно выделялись на фоне большинства автомобилей, которые колесили дорогами КНР. Ничего подобного в Китае в то время не производилось – если не считать правительственные лимузины Hongqi, которые россиянам могут напомнить вытянутые 21-е Волги. И Ли Шуфу решил исправить этот недостаток, задумав наладить выпуск автомобилей, которые были бы так же хороши, как и Мерседесы. Благо к началу 1990-х у Ли Шуфу уже были деньги, чтобы позволить себе такую авантюру.
После окончания университета в 1982 году Шуфу приобрел фотокамеру и стал подрабатывать туристическим фотографом. Дела шли настолько хорошо, что уже через несколько месяцев будущий глава Geely открыл свой фотосалон, который не только быстро отбил вложенные деньги, но и стал приносить значительную прибыль. Поэтому уже к середине 1980-х Шуфу стал миллионером. В 1984 году китайский предприниматель открывает свой первый большой бизнес — компанию по производству холодильников и оборудования для холодильных установок, которая получила непроизносимое название Zhejiang Huangvan Shiqu Refrigerator Company. И тут Шуфу подстерегала первая неудача.
Свинью подложили не покупатели — холодильники Arctic продавались вполне хорошо. Просто правительство в 1989 году ввело новые условия лицензирования для производителей морозильной техники — фактически, новое постановление делало невозможным производство холодильников частными компаниями. Шуфу, не желая мириться с таким положением дел, открыл новый бизнес и занялся изготовлением строительных и отделочных изделий из алюминия, магния и других металлов.
Но желание создать китайский автомобиль представительского класса, который мог бы составить конкуренцию Mercedes-Benz, не угасало. Поэтому в начале девяностых Шуфу попытался было организовать автомобильное предприятие… и снова споткнулся о грабли китайского лицензирования. Правительство не было готово предоставить лицензию автопроизводителя фирме, на счету которой были только холодильники и алюминиевые профили. Поэтому в 1992 году Шуфу занялся выпуском мотоскутеров под брендом Geely (в переводе с мандаринского — «счастливчик»). Благо партнером в этом нелегком деле выступила компания Honda.
Работы над первым автомобилем Geely велись за закрытыми дверями мотозавода и были окончены в 1996 году. Когда именно они были начаты — точно неизвестно, но, надо полагать, на всё про всё у Ли и ребят ушло несколько месяцев, а то и недель. В качестве источника вдохновения для новинки было решено использовать новый Mercedes-Benz E-Класса, премьера которого состоялась в 1995 году.
Что сделал Шуфу и его подчиненные? То, что десять лет назад делало большинство китайских автопроизводителей — взяли в качестве основы популярный в Китае автомобиль, срезали с него все лишнее и натянули на его потроха кузов, напоминающий современный, европейский. Результат, как можете сами видеть, получился довольно необычным: колесная база у седана вышла непропорционально короткой, а передний свес — напротив, излишне длинным. Еще и маленькие колеса, которые утопают в арках, не добавляют эстетических плюсов.
Все потому, что шасси для Number 01 было позаимствовано у седана Hongqi CA7220, который в миру больше известен под именем Audi 100 (C3). В Китае «сигара» выпускалась вплоть до начала 2000-х годов, причем после «Красного флага» (именно так переводится Hongqi) эстафету перехватила First Automotive Works (FAW).
От Audi китайский Mercedes унаследовал передний и задний подрамники, интерьер и, предположительно, двигатель. Кузовные панели, в свою очередь, были изготовлены Geely из стали и стеклопластика. Можно лишь догадываться о том, что произошло бы с пассажирами и водителем в случае аварии — ведь никакие зоны деформации для машины не просчитывались.
Несмотря на то, что машина была чистой воды «копипастой» Е-Класса, Ли Шуфу гордился своим детищем и какое-то время использовал его в качестве персонального транспорта. Но до серийного производства эта машина, конечно же, так и не добралась. Тем не менее, она задала общую тенденцию для будущих автомобилей Geely.
Присмотритесь к первому серийному автомобилю Geely — хэтчбеку Haoqing, построенному на базе Daihatsu Charade. Ведь его передок изо всех сил пытается быть похожим на C-Класс W202! А как насчет Geely CK, который даже в России можно встретить? За желание быть похожим на S-Class поколения W220 его не высмеивал только ленивый.
Что касается Number 01, то его в последний раз видели в 2009 году, и тогда автомобиль пребывал в ужасном состоянии: коррозия повсюду, решеток и дверей нет… О дальнейшей его судьбе известно мало: кто-то говорит, что его пустили под пресс, кто-то – что он все еще стоит в запасниках Geely, чтобы однажды стать музейным экспонатом. Как бы там ни было, автомобильная история Geely началась именно с этого странного автомобиля.
Сегодня Ли Шуфу считается крупнейшим частным владельцем акций концерна Daimler. Свою мечту о Mercedes-Benz он реализует в значительно более масштабном смысле, чем сам представлял в молодости./m