15 машин на реактивной тяге
Opel RAK.1
Первым на эксперименты с реактивной тягой решился Фритц фон Опель, родной внук того самого Адама Опеля. В 20-х годах он всерьез заинтересовался ракетными двигателями, а в сочетании с должностью директора по испытаниям Opel это никак не могло не привести к появлению «машины-ракеты».
15 марта 1928 года Opel RAK.1 с батареей из 12 твердотопливных двигателей смог разогнаться до 75 км/ч. Это было бесконечно далеко от рекордов того времени (годом ранее уже была пробита отметка в 300 км/ч), зато дало Фритцу уверенность в своих силах.
Opel RAK.2
Уже к концу мая того же года была готова серьезно модифицированная версия под названием RAK.2, ставшая одной из ярчайших машин своего времени. Вдвое больше ускорителей, сигарообразный аэродинамичный кузов и невероятные антикрылья по бокам – этот Opel и впрямь был настоящей ракетой на колесах.
Правда, с рекордсменами 20-30х годов не удалось поспорить даже этому автомобилю: во время заездов по знаменитой немецкой трассе AVUS он сумел набрать «всего» 238 км/ч. Реактивные двигатели пока оставались интересной перспективной технологией, в то время как авиационные поршневые моторы уже развивали далеко за 1000 лошадиных сил, а инженеры неплохо умели этой мощностью распоряжаться.
Valier-Heylandt RAK 7
Один из соратников Фритца фон Опеля, француз Макс Валье, чуть позже объединил усилия с ученым Паулем Хейландтом, изучавшим ракетные двигатели. Вместе они построили первый реактивный автомобиль на жидком топливе. За рекордами скорости пока никто не гнался: RAK 7 служил скорее тестовой платформой для отработки технологий. Тем не менее, 19 апреля 1930-го на ВПП берлинского аэропорта Темпельхоф автомобиль развил 90 миль в час (145 км/ч). Всего через два месяца Макс Валье погибнет в лаборатории при взрыве очередного экспериментального двигателя.
Comet Car
Первая попытка приспособить реактивную тягу для более-менее обычного гражданского автомобиля была предпринята тем же Паулем Хейландтом в 1931 году. «Машина-комета» без проблем поддерживала скорость около 130-140 км/ч и, как сообщают очевидцы тех лет, довольно неплохо управлялась.
Но Хейландт счел автомобиль «слишком быстрым для серийного производства», а пламя, вырывавшееся из задней части Comet Car, никак не годилось для того, чтобы ездить с ним по обычным улицам. Реактивные двигатели окончательно стали уделом самолетов и ракет, а в контексте автомобилей о них вновь заговорили лишь через два десятка лет.
GM XP-21 Firebird I
Послевоенный аэрокосмический бум, вызванный успехом реактивных истребителей и маячащим где-то за углом покорением космоса, неизбежно затронул и автомобильную индустрию. Так, в 1953 – 1958 годах General Motors создает серию из трех концептов Firebird, самым дерзким из которых получился как раз первый. Форма кузова мало чем отличалась от самолетного фюзеляжа, а в движение XP-21 приводился 370-сильным газотурбинным двигателем Whirlfire.
На какую максимальную скорость был реально способен Firebird I, доподлинно неизвестно: во время испытательных заездов его успели разогнать до 160 км/ч, после чего при переключении на вторую (из двух) передачу гигантский скачок мощности просто разорвал покрышки. Впрочем, к нашей подборке XP-21 относится опосредованно: несмотря на «самолетный» двигатель, перемещался он за счет вращения колес, а не реактивной тяги.
Spirit of America
А вот Spirit of America с двигателем General Electric J47 от самолета F-86 был действительно реактивным. 5 августа 1963 года американец Крейг Бридлав впервые в истории колесной техники преодолел рубеж в 400 миль в час: на соляном озере Бонневиль он разогнался до 407,4 миль в час (655,7 км/ч).
Правда, FIA не признала этот рекорд по двум причинам – во-первых, двигатель не вращал колеса, а во-вторых, самих колес у «Духа Америки» было всего три. В результате рекорд засчитали «мотоциклисты» из FIM, а чуть позднее две федерации договорились об учреждении объединенного абсолютного рекорда скорости на суше.
Green Monster
Первым официальным обладателем этого рекорда стал дрэг-рейсер Арт Эрфонс, 2 октября 1964 года проехавший по Бонневилю со скоростью 434 мили в час (698 км/ч). Двигатель от истребителя F-104 Starfighter Арт купил за 600 долларов в списанном виде, после чего собственноручно перебрал (несмотря на отсутствие документации) и установил на автомобиль под названием Green Monster. Кстати, тот «монстр» был вовсе не зеленым, а темно-синим с оранжевым. Имя ему досталось в наследство от «обычных» дрэгстеров, которые строил Эрфонс.
Wingfoot Express 2
Был и еще один Эрфонс – Уолт, приходившийся Арту сводным братом. В дрэг-рейсинге эти двое работали вместе, но за рекорд скорости устроили войну. Сконструированный Уолтом и инженером Томом Грином автомобиль Wingfoot Express под управлением последнего развил 413 миль в час (665 км/ч), но это достижение продержалось всего три дня – как раз до заезда Green Monster. В 1965-ом появился Wingfoot Express 2 с 24 твердотопливными ускорителями (помните Opel RAK?), но несмотря на чудовищную мощность в 50 000 лошадиных сил эта машина разогналась всего до 476 миль в час (766 км/ч).
Spirit of America Sonic I
«Всего» – потому что к тому моменту рекордом скорости снова завладел Крейг Бридлав с новой версией своего «Духа Америки». При таком же двигателе General Electric J79, что и у «Зеленого Монстра», Sonic I первым в мире пробил отметку сразу в 600 миль в час – официально был засчитан результат в 600,6 м/ч или 966,5 км/ч.
Blue Flame
Рекорд Бридлава продержался пять лет – до 23 октября 1970-го, когда в том же Бонневиле американскому гонщику Гари Габеличу покорилась отметка в 1000 км/ч. Рекордный автомобиль Blue Flame был спроектирован не кучкой энтузиастов, а компанией Reaction Dynamics. И двигатель у него был не от истребителя: силовая установка ракетного типа работала на смеси сжиженного природного газа (отсюда и название) и пероксида водорода. Официальный рекорд – 622,4 м/ч или 1001,6 км/ч.
Budweiser Rocket
Скорость «самой быстрой в мире рекламы пива» не была признана ни FIA, ни FIM: по регламенту, к рассмотрению принимаются только результаты двух попыток на дистанции в одну милю «с ходу», совершенных в противоположных направлениях движения в течение одного часа. Поняв, что ракетный двигатель «Будвайзера» в таком режиме долго не продержится, создатели машины замахнулись на другое достижение: первыми в мире (в 1979 году!) пробить звуковой барьер на суше.
При тех условиях (давлении воздуха и температуре) необходимая скорость составляла 732 мили в час (1 178 км/ч), а Budweiser Rocket вроде бы разогнался даже до 739,6 миль. Но официального подтверждения этих данных нет.
Thrust 2
Официально рекорд скорости обновился только в 1983 году. Британец Ричард Ноубл на машине Thrust 2 с британским же двигателем Rolls Royce Avon от истребителя Lightning промчался по пустыне Блэк-Рок со скоростью 633,4 м/ч или 1 019 км/ч – лишь немногим быстрее, чем Blue Flame за 13 лет до этого. Специально для заезда на поверхности пустыни газовым факелом выжгли «разметку», к которой другим машинам не разрешалось подъезжать иначе как перпендикулярно. Чтобы во время заезда пилот случайно не уехал по чужим следам.
Spirit of America – Formula Shell LSRV
В 1992 году работу над третьим «Духом Америки» начал неугомонный Крейг Бридлав. При том же моторе GE J79, что и у предшественника, новая машина обладала гораздо лучше проработанной аэродинамикой, но успеха не добилась. На первых заездах в 1996 году Бридлав угодил в аварию на скорости около 1080 км/ч и каким-то образом оказался жив и здоров. В 1997 году он вернулся в Блэк-Рок, но снова не преуспел: на этот раз отказал двигатель.
Thrust SSC
Дальше бороться было бессмысленно, потому что Ричард Ноубл посадил летчика Энди Грина в свое новое детище по имени Thrust SSC – и тот, на сей раз официально, преодолел звуковой барьер. Два турбореактивных двигателя Rolls Royce, скорость в 1227,985 км/ч – действующий обладатель рекорда скорости на суше наверняка знаком каждому.
Bloodhound SSC
В 2008 году неукротимый Ноубл анонсировал работу над новым проектом – автомобилем Bloodhound SSC. У него аж три двигателя: гибридный ракетный, турбореактивный Eurojet EJ200 от истребителя Eurofighter Typhoon и… Компрессорный V8 5.0 от Jaguar F-type, который работает в этой махине топливным насосом! Заезды Bloodhound SSC неоднократно переносились, но по состоянию на сегодняшний день запланировано, что Энди Грин попытается впервые преодолеть отметку в 1000 миль в час (1609 км/ч) в октябре нынешнего года.