Забытые концепт-кары: Volvo VCC
2003-й год, кажется, был только вчера, а уже сегодня люди, рожденные под ритмы «Bring me to life» и «In da club» имеют паспорта, а в некоторых странах и водительские удостоверения. C тех пор круто изменилась и жизнь компании Volvo — она переехала под крыло китайского автогиганта Geely, капитально обновила модельный ряд, подружилась с Lotus (английская марка тоже была приобретена Geely), отпустила в свободное плавание свое спортивное подразделение Polestar и готовится полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания.
В начале двухтысячных, в свою очередь, руководители Volvo (и, соответственно, главенствующего концерна Ford) думали над тем, как вернуть шведскую фирму на подобающее место — вершину премиум-сегмента, оккупированного «большой немецкой тройкой». Ведь вплоть до начала 1990-х машины из Гетеборга сравнивали с BMW, Mercedes, Jaguar, а потом… потом в соперники начали записывать Volkswagen, те же Ford и японские марки.
Перед тем, как предпринимать решительные действия, шведам нужно было прощупать почву — в концерне Ford считают каждый цент, права на ошибку у Volvo не было. Иными словами — выкатить целую вереницу разноплановых концепт-каров, чтобы понять, какой путь развития публике нравится больше всего. И одним из этих концептов был универсал VCC, представленный на Женевском автосалоне в 2003 году.
Даже если снять с VCC все эмблемы, в нем безошибочно будет читаться Volvo: четко обозначенная подоконная линия в стиле моделей V70 и S80, вдохновленная классическим Volvo 164 радиаторная решетка, стеклянная дверца багажника на мотив P1800 ES, сужающийся к кромке переднего бампера V-образный капот и, конечно же, обилие прямых линий, полюбившимся многим по семейству 240 — универсал буквально пропитан духом компании.
Любопытно, что типично нордический дизайн был рожден не одними шведами — дизайн VCC создавался совместными усилиями студий в Гетеборге и Барселоне, причем львиная доля работы была осуществлена именно в Испании. Авторство внешности VCC приписывают Хосе Диазу де ла Вега — тогдашнему креативному директору по стратегическому дизайну легкового «крыла» Volvo.
Монументальный дизайн VCC живет бок-о-бок с высокими технологиями — например, головная оптика, состоящая из трех раздельных блоков на каждой из сторон, входит в систему Static Bending Light. Два внутренних блока фар имеют несколько источников света, пучки которых светят на разные углы и разную высоту. Ориентируясь на данные, которые поступают в компьютер (скорость, угол поворота руля) система подбирает оптимальное освещение для любой ситуации, делая процесс вождения максимально безопасным.
Да, Volvo не была бы Volvo, если бы даже её концепты не создавались бы предельно безопасными. Хотя у VCC отсутствуют центральные стойки, кузов из высокопрочных сталей проработан таким образом, что даже в случае бокового столкновения со столбом сидящие внутри пассажиры будут надежно защищены. То же самое касается и переворота на крышу — стильный и мощный Х-образный усилитель должен уберегать седоков в случае жесткого приземления не на колеса. Хотя, надо полагать, если бы VCC переродился в серийный автомобиль, оба решения были бы забракованы в угоду еще большей безопасности и экономической целесообразности.
Поверх Х-образного усилителя были установлены солнечные батареи, которые питали энергией небольшой аккумулятор системы Volvo Ambient Air Cleaner (VAAC). Она не только очищала и ионизировала воздух, поступающий в салон, но и дополнительно отфильтровывала воздушные массы, попадающие в камеры сгорания двигателя. Иные системы фотоэлементы на крыше не питали — концепт VCC не был гибридом или вроде того.
Мотор у концепта был консервативным — 2,5-литровый турбодизель мощностью 250 лошадиных сил. В паре с ним работала роботизированная коробка передач, управлять режимами которой можно было прямо на руле (у центральной спицы были кнопки P, R, N и D). Динамические показатели универсала, даже расчетные, не приводились. Оно и понятно — внимание ее создателей было сконцентрировано на другом.
Хотя аббревиатура VCC расшифровывается как Versatility Concept Car («Многогранный концепт-кар»), вряд ли спорт должен был быть одной из граней почти пятиметрового универсала. А вот забота об окружающей среде — да. Например, наружные ручки дверей были изготовлены из вторично переработанного алюминия. Он же используется в оформлении панелей салона.
Вообще именно салону VCC стоит уделить наибольшее внимание. Как говорит де ла Вега, целью дизайнеров было «создать атмосферу полного спокойствия» и «чувственного опыта» — что бы это ни значило. Для достижения данного эффекта все дефлекторы климатической системы были скрыты в наплывах торпедо, а центральная консоль сделана «парящей» — впоследствии это решение использовалось на многих серийных моделях Volvo.
Поскольку одной из граней VCC была и роскошь, все четыре сиденья были обшиты качественной кожей Havana, под которой скрывалась набивка Tempur — ее можно встретить в ортопедических матрасах. Все сиденья можно было настраивать в широком диапазоне, причем задние можно было сдвигать вглубь багажника для увеличения пространства в ногах. Кроме того, к услугам задних пассажиров предлагался планшет Volvo Interactive, который крепился к спинкам передних сидений.
Как и на современных автомобилях, у VCC была цифровая панель приборов с несколькими режимами отображения информации. А еще то, что в машинах в принципе редко встречается — экологически чистые коврики с высоким ворсом, при создании которых не пострадала ни одна овечка. В общем, концепт VCC вполне бы сошел за предвестника нового V90 в те годы.
Тем не менее, идеи и концепции, воплощенные в VCC, вернулись в обойму серийных Volvo лишь в начале нынешнего десятилетия, когда компания перешла под контроль Geely. До этого дизайнеры Volvo пытались заигрывать с молодой аудиторией с помощью более мягких форм. Лишь один элемент VCC прижился еще в начале двутысячных — «парящая» центральная секция торпедо. Возможно, если бы больше идей VCC нашли свою реализацию уже в те годы, о Volvo раньше начали бы снова говорить как о настоящем премиуме.