«Копейке» — 50 лет! История легендарного ВАЗа в фотографиях
16 августа 1966 года в Москве в рамках научно-технического сотрудничества в области разработки легковых автомобилей состоялось подписание соглашения между итальянской компанией FIAT и советским Внешторгом.
В рамках этого договора, помимо утверждения проекта строительства автозавода на территории СССР, были согласованы модели, которые в последствии должны были на нем выпускаться. Ими стали два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), а также «машина класса люкс» (ВАЗ-2103).
Первая партия ВАЗ-2101, в которую вошли четыре красных и два синих автомобиля, сошла с конвейера 22 апреля 1970 года, в день празднования столетия со дня рождения В.И. Ленина. Модель была создана на основе Fiat-124 и поначалу собиралась полностью из итальянских комплектующих.
Однако в техническом плане ВАЗ-2101 не был копией зарубежного прародителя. В общей сложности в конструкцию базового итальянского автомобиля было внесено свыше 800 изменений. Испытания Фиата, проведенные советскими инженерами, показали неприспособленность машины для езды по советским дорогам.
В частности, советский автомобиль, адаптированный под наши дороги и климат, отличался новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило повышать литраж мотора. Кроме того, был увеличен дорожный просвет, усилено сцепление, а задние дисковые тормоза заменены на «барабаны».
Название «Жигули» родилось благодаря конкурсу, объявленному журналом «За рулём» в августе 1968 года. Всего в издание было прислано около 55 тысяч названий для автомобиля, из которых экспертная комиссия отобрала 1812. Среди имен, которые мог получить ВАЗ-2101 были «Фиалка», «Сокол» или «Мечта».
Но в итоге победителем стали именно «Жигули», в честь горной системы, расположенной рядом с Тольятти. А народное прозвище «Копейка» автомобиль получил только в 90-х годах за единицу в конце номера модели.
В 1971 году с конвейера стал сходить универсал ВАЗ-2102. Дизайн по-прежнему копировал Фиат, но в основе модели лежала уже модернизированная копейка. Которой, вдобавок, доработали и усилили заднюю подвеску.
«Люксовый» ВАЗ-2103 оснащался 1,5-литровым двигателем мощностью 77 лошадиных сил и мог разгоняться до сотни за 15 секунд. В то время это был самый динамичный советский автомобиль. Машина поставлялась в другие страны под именем Lada 1500S. А где-то ее можно было встретить даже с автоматической коробкой передач GM.
18 октября 1973 года коллегия Комитета Госстандартов СССР присвоила ВАЗ-2101 государственный Знака качества. «Жигули» стали первым отечественным автомобилем, который удостоился этой награды. Подписание документа практически совпало с выпуском миллионного ВАЗ-2101, который сошел с конвейера в Тольятти в начале 1974 года.
9 июля 1975 года с конвейера ВАЗа сошел двухмиллионный автомобиль: им стала небольшая модификация «копейки» — ВАЗ-21011 цвета «Ультрамарин». Необычная краска в стиле металлик была специально привезена для юбилейной машины и в дальнейшем не использовалась на заводе.
А в 1979 году на Тольяттинском заводе выпустили пятимиллионный автомобиль, которым стал ВАЗ-2101.
Появление ВАЗ-2101 открыло новую эпоху советского автоспорта. С появлением «копейки» советские гонщики получили отличную возможность для строительства спортивных машин, поскольку оказалось, что двигатель ВАЗ-2101 идеально подходит для форсировки.
«Копейка» в качестве гоночного автомобиля была популярна не только в СССР. Дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене состоялся 1971 году в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А уже осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71», маршрут которого длиной 14 тысяч километров был проложен на территории 14 стран. По итогам тура советские гонщики завоевали серебряный кубок. А на следующем «Туре Европы – 73» гонщики на ВАЗ-2101 заняли первое и второе место.
С 1976 года на Тольяттинском автозаводе начали выпускать ВАЗ-2101 для нужд милиции и ГАИ. Специальная «копейка» помимо измененной окраски и проблесковых маячков отличалась еще и двигателем. На милицейскую версию устанавливали агрегат объемом 1,5 литра и мощностью 71 лошадиная сила.
Так как название «Жигули» не подходило для экспорта, поскольку было не совсем благозвучно в ряде языков, для поставок за рубеж ВАЗ-2101 получил название Lada. Дебютная партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. Только за первый год было экспортировано около 57 тысяч автомобилей Lada, что составило более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
Последняя «Копейка» сошла с конвейера в 1984 году. За все время производства Тольяттинский завод выпустил 4 846 900 автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций. Модель стала основоположником целого ряда классических автомобилей, в числе которых есть и выпускавшиеся до недавнего времени Lada 2105 и Lada 2107.
Благодаря своей надежности «копейка» заслужила настоящую народную любовь. ВАЗ-2101 мог обходиться без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Согласно заводским испытаниям, автомобилю требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. Именно поэтому некоторые экземпляры до сих пор ездят по дорогам России и за рубежом.
К сожалению, из-за неблагоприятных эпидемиологических условий, вызванных распространением коронавируса, АвтоВАЗ отменил все запланированные праздничные мероприятия, посвященные юбилею ВАЗ-2101. В том числе визит президента России Владимира Путина и открытие музея «Копейки».