Десять прототипов самого неординарного автомобильного дизайнера ХХ века
Abarth-Colani Alfa Romeo, 1957 год
Одним из первых, кто обратил внимание на талант Колани, был известный предприниматель, инженер и автогонщик Карло Абарт. Австрийский конструктор интересовался аэродинамикой, пытаясь применить полученные знания при разработке собственных спортивных машин. В 1957 году Абарт предложил Колани поучаствовать в создании экспериментального автомобиля с обтекаемым корпусом на шасси Alfa Romeo Giulietta Spider.
Сотрудничество Абарта и Колани привело к созданию аэродинамичного купе массой всего 780 килограммов. Несмотря на малообъемный 1,3-литровый двигатель, прототип Abarth-Colani разгонялся до 210 километров в час и стал первым автомобилем класса GT, который проехал по Северной петле Нюрбургринга быстрее 10 минут.
BMW 700 Colani, 1963 год
В 1963 году Колани произвёл фурор, сконструировав первый в мире дорожный спорткар с несущим пластиковым кузовом-монококом на шасси малолитражки BMW 700. Пространственная конструкция такого типа для начала 1960-х была настоящей революцией, ведь подобная технология только начала использоваться в Формуле-1 и принесла команде Lotus титулы в чемпионате 1963 года.
Помимо архитектуры кузова, прототип Колани отличался обтекаемым корпусом с коэффициентом аэродинамического сопротивления Cx = 0,22. BMW 700 Colani весил 440 килограммов, так что несмотря на миниатюрный 700-кубовый моторчик мощностью в 32 лошадиные силы, спорткар мог разгоняться до 200 километров в час. Проект привлёк внимание общественности, удивил компанию BMW, но серийным инновационный концепт не стал: автомобиль остался выпущен в единственном экземпляре.
Colani C-Form, 1968 год
В 1967 году Луиджи Колани пошёл ещё дальше и запатентовал так называемый «автомобиль-крыло». Идея заключалась в том, чтобы увеличить прижимную силу, используя эффект Вентури. Кузов автомобиля был задуман так, чтобы профиль напоминал перевернутое крыло — при такой конфигурации воздух по мере движения от носа к корме расширялся, давление падало, и автомобиль «присасывало» к трассе.
Концепция Колани нашла отражение в прототипе C-Form 1968 года. Автор разработки пояснял, что не стремится заработать на инновации, а хочет помочь другим инженерам в понимании эффекта Вентури. По достоинству оценить идею Колани удалось только спустя 10 лет — «автомобиль-крыло» Lotus 78 дебютировал в Формуле-1 в 1977 году и стал основоположником целого класса прорывных машин.
F1 Eifelland Type 21, 1972 год
Шанс проявить себя в «Королеве автоспорта» представился Колани в 1972 году. Немец Гюнтер Хеннерики, сделавший состояние на продаже кемперов и прицепов, решился на дебют в Формуле-1 с собственным коллективом Eifelland, и команде потребовался специалист по аэродинамике. Полноценным конструктором Колани не был: Луиджи доверили разработать только кузов на готовом шасси March 721. По этой причине от революционной концепции «автомобиля-крыла» пришлось отказаться.
Даже с такими ограничениями Колани удалось себя проявить: болид Eifelland Type 21 получился максимально непохожим на другие и вошёл в топ самых необычных машин Формулы-1. Впрочем дизайнерские изыски Колани плохо сочетались с практичностью: у болида возникли проблемы с охлаждением, прижимной силой и надежностью. По ходу сезона команде Eifelland пришлось спешно возвращать своей машине традиционный вид. Успехов коллектив не добился: лучшим результатом болида Type 21 оказалось десятое место.
Colani Truck 2001, 1978 год
В середине 1970-х годов Колани заинтересовался темой обтекаемых грузовых автомобилей. Дизайнер справедливо считал, что квадратные формы тягачей не способствуют топливной экономичности и занялся разработкой «биогрузовика» с фирменной округлой внешностью. Дебют Colani Truck с именем 2001 состоялся на Франкфуртском автосалоне в 1978 году. Концепт-кар отличался от привычных магистральных тягачей футуристичной двухуровневой кабиной с акулообразным основанием. Дверей не было: водитель попадал на рабочее место через откидывающийся «колпак».
Эксцентричный прототип с рекордным для грузовиков конца 1970-х коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх = 0,4 и на 25 процентов меньшим расходом топлива заслужил восторженные оценки прессы. Советский журнал «Техника молодёжи» всерьёз называл Colani Truck грузовиком будущего. Темой аэродинамичных грузовых машин Колани занимался более тридцати лет и в итоге с сожалением констатировал, что «тупая индустрия не поняла посыл»: разработки бюро Colani так и не стали серийными.
Colani 2CV, 1981 год
В 1981 году Колани выпустил автомобиль с рекордной экономичностью: Colani 2CV потреблял всего 1,7 литра топлива на 100 километров! Выдающегося бюджета не потребовалось: за основу взяли обычное шасси малолитражки Citroen 2CV, под капотом прототипа располагался штатный бензиновый двигатель. Доработки свелись к созданию оригинального кузова типа «автомобиль-крыло» и замене штатных шин на покрышки Goodyear с низким сопротивлением качению.
На достижение Колани обратил внимание концерн Volkswagen и предложил дизайнеру поучаствовать в совместных проектах по повышению экономичности дорожных машин. Спустя 20 лет немецкий автогигант потратит сотни миллионов евро, чтобы создать автомобиль с расходом топлива менее 1 литра на 100 километров — «однолитровый гиперкар» Volkswagen XL1 объединяет с обычными «Фольксвагенами» только эмблема и несколько деталей в салоне.
Porsche Group B (959), 1983 год
В начале 1980-х Колани участвовал в разработке экстерьера нового гоночного Porsche, который проектировали для участия в раллийных соревнованиях группы B. Работа в компании Porsche ограничивала фантазию Колани: от немца требовали в короткие сроки создать узнаваемый образ в фирменном стиле, не выходя за технологические рамки. Дизайнеру удалось справиться с задачей: суперкар получил самобытный кузов с плавными обводами и отличным коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх = 0,31.
Прототип нового среднемоторного Porsche под кодовым названием Group B дебютировал на Франкфуртском автосалоне в 1983 году. Серийную версию Porsche 959 рассекретили два года спустя. «Девятьсот пятьдесят девятый» считается одним из лучших суперкаров 1980-х: 450-сильный оппозитный шестицилиндровый двигатель объёмом 2.85 литра с двумя турбинами и инновационная полноприводная трансмиссия позволяли модели разгоняться до 317 километров в час и набирать первую «сотню» за 3,7 секунды.
Colani Mazda Le Mans, 1983 год
В конце 1970-х компания Mazda решила вновь попробовать свои силы в суточном марафоне «24 часа Ле-Мана». Японцы стремились выиграть знаменитую гонку с роторно-поршневым двигателем и доказать миру перспективность технологии.
В 1983 году созданием дизайна прототипа Mazda для Ле-Мана занялась компания Colani. Художник нарисовал невероятный кузов: концепт-кар Mazda Le Mans был похож на огромную рыбу. По традиции, изделие Колани отличалось прекрасной аэродинамикой и непрактичностью. По оценкам инженеров, концепт-кар Colani с четырёхсекционным двигателем Ванкеля расчетной мощностью в 940-1400 лошадиных сил мог разогнаться на прямой Mulsanne кольца Сарта до 380 километров в час. Проверять характеристики на практике не стали: концепт Колани остался макетом, а победу «Мазде» в суточном марафоне спустя восемь лет принёс традиционный по дизайну спортпрототип.
Lada Gorbi, 1987 год
На 1980-е годы пришёлся бум всевозможных модификаций ВАЗ-2121 «Нива» — автомобиль был излюбленной «мишенью» тюнинг-ателье по всему миру. Автором самой необычной вариации на тему «Нивы» стал Колани: немец переосмыслил концепцию автомобиля и превратил внедорожник в среднемоторное багги!
Шоукар назвали в честь Михаила Горбачёва Lada Gorbi, и «Ниву» он ничем не напоминал. Эффектный обтекаемый пластиковый кузов, большая площадь остекления, открытые колёса и огромные ходы подвески навевали ассоциации с луноходом. Техническая начинка концепт-кара была под стать внешности: двигатель — 200-сильный, шасси — полноуправляемое, посадка водителя и пассажира полулёжа для большего комфорта и безопасности на бездорожье.
Ferrari Testa d`Oro 1989
В конце 1980-х годов перед бюро Colani поставили задачу спроектировать кузов для быстрейшего в мире дорожного автомобиля. Ориентиром служил рекорд Ferrari F40: в 1987 году суперкар разогнался до 325 километров в час.
За основу рекордного прототипа взяли Ferrari Testarossa. Колани изменил угловатый спорткар до неузнаваемости: макет, представленный в 1989 году на шоу в Эссене покорил публику радикальной внешностью с плавными линиями. Технической начинкой рекордного прототипа занималось тюнинг-ателье Lotec: силовой агрегат обзавёлся двумя турбокомпрессорами, что позволило увеличить мощность 5,0-литрового 12-цилиндрового «оппозитника» c 390 до 750 лошадиных сил. Коллекторы двигателя покрасили в золотой цвет: необычный штрих обыграли в названии концепта — Testa d`Oro («золотоглавая» в переводе с итальянского). Хотя рекорд скорости 1981 года (351 километр в час) поставила машина с другим дизайном кузова, первоначальный концепт Colani не утрачен: в 2015 году автомобиль продали за 1,7 миллиона долларов.