Поросячий восторг
Там каждого из гонщиков обязательно сопровождает «штурман» — упитанный поросенок. Не то чтобы полностью добровольно — подсвинки не горят желанием участвовать, и гонщикам приходится крепко держать их правой рукой, а рулить левой. Хорошо хоть, что правая рука свободна от переключения передач: в качестве «гоночных болидов» используют Ford Model T девяностолетней давности, а у них передачи меняются нажатием педали сцепления.
В общем, это не Наскар и даже не гонки спринт-каров, хоть трасса гонок и овальная: скорость редко превышает 60 километров в час. Средств безопасности для обоих членов экипажа почти не предусмотрено: ни каркаса, ни шлема. Ремни — только брючные, да еще очки для защиты от грязи (и те не обязательно).
Сами организаторы называют свои соревнования «самыми реднековскими на свете». Конечно, серьезные джентльмены поспорят — мол, родео им точно не уступает. Зато из всех реднековских соревнований Pig-N-Ford уж точно самые веселые!
Сей триумф автоспорта проходит в городе Тилламук во время окружной сельскохозяйственной ярмарки аж с 1925 года. Не какой-то там занюханный городишко, а целый окружной центр населением 4935 человека! (Есть сыроварня, три радиостанции и газета). Это на самом северо-западе США, в штате Орегон — почти у границы с Канадой.
Правила незамысловаты. В начале заезда машины выстраивают на стартовой прямой бок о бок в одну линию, всех гонщиков собирают у внешней кромки дорожки, а поросят — в загончике через дорогу. Немного напоминает классический ле-мановский старт — только французы не додумались снабжать гонщиков свинюшками.
По выстрелу стартового пистолета надо перебежать стартовую прямую, схватить «своего» поросенка, завести машину «кривым стартером» (тут главное не сломать руку пусковой рукояткой — что бывает, когда мотор схватывает в обратную сторону). И помчать, обгоняя соперников!
В конце каждого круга участники останавливаются для смены поросенка. Это очень опасный момент: в пылу борьбы соперники подрезают друг друга, машины не хотят снова заводиться после остановки, новые поросята вырываются из рук (а без «партнера» продолжать гонку нельзя). В общем, как в Формуле-1, пит-стоп является ключевым моментом гонки!
Гонка длится в общей сложности три круга. По ходу ярмарки проводится четыре отборочных заезда с пятью участниками каждый, и один финал.
По местной легенде, как-то раз в начале двадцатых годов один из жителей Тилламука увидел сбежавшего поросенка — сев в свой Ford, этот добрый самаритянин догнал животинку, после чего, взяв ее подмышку, поехал возвращать хозяину. С тех пор в честь доброго поступка в Тилламуке проводят гонки.
Управлять Фордом непросто: в колеях на грунтовой трассе руль рвется из рук, да еще надо успевать регулировать опережение зажигания рычажком под рулем (на нынешних машинах это делается автоматически). Хорошо, хотя бы педаль газа — это именно педаль: исходно на Модели Т за это отвечал правый подрулевой рычажок. Управляться им со свинёнышем подмышкой было бы совсем тяжело.
У жителей Тилламука есть целые династии гонщиков Pig-N-Ford. Так что за рулем древних Фордиков — отнюдь не пенсионеры, а мужчины в самом расцвете сил, крепкие ребята-фермеры. Кстати, один из лучших — парень по фамилии Сало. Бен Сало выигрывал соревнования трижды — в 2014, 2015 и 2017 году! /m