Первый полный привод Японии
Корни полного привода Mitsubishi уходят еще в 30-е годы прошлого века, когда в 1934 году японская компания представила прототип PX33. Предназначенный для военных штабной автомобиль был оснащен системой постоянного полного привода, а также дизельным двигателем мощностью 70 лошадиных сил. PX33 стал первой японской легковушкой со всеми ведущими колесами, а также первым в мире дизельным легковым автомобилем с приводом обеих осей. В период с 1934 по 1937 год было изготовлено четыре прототипа, но в 1937-м проект свернули — правительство посчитало, что фирме стоит заниматься выпуском коммерческой техники. С тех пор о полном приводе в Mitsubishi забыли надолго…
Точнее, забыли о собственной системе полного привода. После Второй мировой войны Mitsubishi заключила контракт с Willys-Overland Motors на постройку модели Mitsubishi Jeep. На первых порах внедорожник был полной копией Jeep CJ3A, но уже в 1954-м начал оснащаться двигателями Mitsubishi. Эксплуатировавшийся главным образом в японской армии местный Jeep оснащался трехступенчатой механической коробкой передач Borg-Warner T-90, раздаточной коробкой Dana 18, а также мостами Dana 25 спереди и Dana 41/44 сзади. В производстве внедорожник находился с 1952 по 1998 годы. Сорок шесть лет!
Казалось бы, следующим шагом был Pajero. Однако за год до него, в 1981 году появилась полноприводная версия пикапа L200, который в годы своей молодости еще не имел откровенно внедорожных амбиций. Полный привод у него был подключаемым, дополнительный рычаг рядом с селектором КП позволял выбирать между задним приводом, полным и полным с понижающей передачей. При этом раздаточная коробка соединялась с выходным валом передней оси посредством цепи, давая выигрыш в акустическом комфорте и простоте конструкции. Это же решение используется на рамных внедорожниках Mitsubishi по сей день.
Современная история полного привода началась в 1982 году, когда на сцену выехал Pajero первого поколения, а также полноприводная версия минивэна L300 (он же Delica, он же Colt L300, он же Isuzu Bison и еще много всяких «он же») второго поколения. Обе машины были построены на одинаковом рамном шасси, предусматривающим трансмиссию с подключаемым вручную полным приводом. Как и на L200, можно было выбирать из трех режимов работы трансмиссии.
Система полного привода, представленная на Pajero и L300, показала себя надежной и выносливой, поэтому японцы не постеснялись протестировать ее самым суровым испытанием — ралли «Париж-Дакар». Уже к 1985 году риск окупился, когда француз Патрик Занироли за рулем Mitsubishi Pajero стал победителем марафона, опередив Porsche 959 и Opel Manta 400. Впоследствии Mitsubishi завоюет еще 11 побед в «Дакаре», став самым титулованным автопроизводителем этого ралли-рейда (после КамАЗа, естественно).
Осознавая, что полный привод дает значительные преимущества в автоспорте, и памятуя, что автоспорт служит отличной рекламой серийных автомобилей, инженеры Mitsubishi с удвоенным энтузиазмом ринулись покорять и мировой раллийный чемпионат. К 1984 году была построена полноприводная версия купе Mitsubishi Starion, подготовленная под регламент Группы Б, но провести полноценный сезон в легендарном чемпионате машине так и не удалось.
Испытания региональными чемпионатами (например, Чемпионатом Франции по ралли), где не требовалась омологационная партия проданных автомобилей, выявили у Starion 4WD обилие «детских болезней», устранить большую часть которых удалось лишь к 1986-му, когда Группа Б доживала свой короткий век. Полноприводный Starion опоздал, но его рождение не прошло бесследно. И заложило базис для самых ярких автомобилей Mitsubishi конца ХХ века.
Место Группы Б быстро заняла Группа А, где Mitsubishi выставили модель Galant VR-4. Предшественник знаменитого Lancer Evolution, седан Galant VR-4 завоевал шесть побед в период с 1989 по 1992 год, в том числе три победы на ралли Кот-д'Ивуар. Главными составляющими его успеха были двухлитровый турбомотор и система постоянного полного привода Dynamic Four с самоблокирующимся межосевым дифференциалом на основе вязкостной муфты. Дополненная независимыми подвесками всех колес и системой подруливания задними колесами, она обеспечивала седану внушительную маневренность. Впоследствии эта система появилась на купе 3000 GT, а ее эволюционным развитием стал All Wheel Control (AWC), встречающийся на поздних «Эволюшнах».
Таким образом, в конце 1980-х годов полный привод компании Mitsubishi разделяется на два течения — для легковых автомобилей, ориентированных на спорт, и для внедорожников. Вместе с Pajero второго поколения в 1991 году дебютирует трансмиссия Super Select, известная на некоторых рынках как ActivTrak 4WD. Вобравшая в себя сильные стороны как постоянного, так и подключаемого полного привода, трансмиссия Super Select представляла собой двухступенчатый демультипликатор с трехрежимной раздаточной коробкой, использующий конический, симметричный межосевой дифференциал.
Super Select в своем первоначальном виде просуществовал не так уж долго, уступив место Super Select II. Отличительными особенностями второго поколения трансмиссии стали планетарный цилиндрический несимметричный межосевой дифференциал, а также измененный принцип управления режимами — отдельную механическую «палку» заменили джойстиком (на поздних версиях — шайбой). Именно Super Select II устанавливается на современные рамные внедорожники Mitsubishi — L200, Pajero Sport и Pajero последних поколений.
Но вернемся к полноприводным седанам Mitsubishi, которые со временем исчезли в угоду кроссоверам. Как уже было сказано, прямым наследником Galant VR-4 шестого поколения стал оригинальный Lancer Evolution, который получил от «Галанта» и двигатель, и трансмиссию Dynamic Four. Правда, для пущей надежности и легкости «Эвик» обделили электронно-управляемой подвеской Dynamic ECS и полноуправляемым шасси. В отношении полного привода первые три Evolution были почти идентичны, однако…
Начиная с четвертой «Эволюции» спортивный Lancer обзавелся системой AYC (Active Yaw Control) — первым в мире свободным, но управляемым компьютером дифференциалом, который был соединен с правой задней полуосью и имел дополнительные повышающую и понижающую передачи. Устройство помогало «ввинчивать» автомобиль в поворот, компенсируя недостаточную или избыточную поворачиваемость за счет разной скорости вращения колес. Совпадение ли, но именно после появления AYC дела Mitsubishi в мировом раллийном первенстве стали идти еще лучше. Всего же «Эволюшн» завоевал четыре чемпионских титула для Томми Мякинена в личном зачете, а также чемпионство в Кубке конструкторов в 1998-м с Evo V.
В 2001 году в Mitsubishi окончательно распрощались с наследием Dynamic Four, представив вместе с Lancer Evolution VII трансмиссию AWC (All Wheel Control), сочетающей AYC с активным центральным дифференциалом, который тоже управлялся компьютером через многодисковое сцепление. Решение привнесло лучшую скорость реакции центрального дифференциала по сравнению с привычной вискомуфтой, а также возможность настройки трансмиссии под три варианта поверхности — «асфальт», «гравий» и «снег». Тем не менее, позже и другие полноприводники Mitsubishi получили клеймо AWC, имея не так уж много общего с Evolution в плане механики. Зачем? Ответ вы знаете сами, однако в Mitsubishi говорят, что AWC стала не столько трансмиссией, сколько философией, под которой подразумевается контроль за работой каждого колеса.
Наконец, дебют последнего Evolution X ознаменовал выход трансмиссии S-AWC («S» означает «Super»), техническое содержание которой тоже разнится от модели к модели. Под S-AWC может скрываться активный центральный дифференциал (Evolution X)… а могут два электромотора (Outlander PHEV). При этом перераспределение крутящего момента тоже может производиться по-разному: у кого-то – за счет AYC, у кого-то – за счет притормаживания пробуксовывающего колеса. Отличаются и режимы работы трансмиссии, их количество. «Все смешалось в доме Облонских».
Тем не менее, полный привод Mitsubishi — это в любом случае история долгой закалки и проверки временем. Это полный привод, которому 85 лет. Это система, которая доказала свою надежность в самых экстремальных ситуациях. Вот только... Можно нам «Эволюшены» обратно?