Читальный зал7 мин.

Самокаты в городе: угрожающее удобство

Действительно ли новые средства индивидуальной мобильности служат обществу пользой?
Как же мы раньше жили без самокатов! Без этого освежающего ветерка и пьянящего чувства движения без усилий. Или пьянющего: как раз недавно моего знакомого сбили на тротуаре поддатые самокатчики. А после того как были настигнуты пострадавшим у светофора, использовали своё состояние в качестве оправдания! «Братан, не обессудь — мы же выпившие», — по этой логике компания искренне ожидала, что её поймут и простят. И это лишь один из множества инцидентов, происходящих по вине самокатчиков ежедневно. А управление в пьяном виде — одна из граней большой проблемы, которая пришла в города вместе с такими удобными и полезными «средствами индивидуальной мобильности».

A что вообще такого дают электросамокаты, ради чего ими все пользуются? Две основных идеи: транспорт и развлечение. Перемещаться легко и с экономией времени — это здорово. Но только это удобство не берётся из ниоткуда, и кто-то за него всё же платит. Это все те, кому приходится делить с самокатом дорогу — и в силу особенностей такого транспорта и его пилотов (о чём поговорим ниже) это происходит не всегда успешно. Выходит, в какой-то мере прелести пользования индивидуальной мобильностью возможны только за счёт окружающих.

Дмитрий Ласьков, отвечает за тест-драйвы «Мотора»

Платит за них и сам пользователь, причём не только деньгами на балансе в кикшеринговом сервисе. Ведь выбирая перемещение из А в Б за счёт энергии электрической батареи, а не запаса калорий собственного организма, люди предпочитают обездвиживаться добровольно. Постулат «движение — жизнь» давно превратился в затёртый штамп, но справедливости от этого не утратил. Не стоит обманываться, что движение на самоходной платформе с колёсами тождественно тому движению, которое даёт человеку силы и тонус.

Я хорошо понимаю своего приятеля, который в ответ на просьбу шестилетнего сына купить ему электросамокат спросил пацана: хочет ли он стать шарообразным и неповоротливым? Парень задумался и вскоре согласился на обычный, трюковой самокат. А если он захочет управлять техникой с двигателем, то получит абонемент в школу картинга. Безусловно, электричество, встроенное во всякие предназначенные для катания штуки, делает их функциональнее и веселее. Но лишь в первом приближении.

При более глубоком погружении в тему становится очевидно, что такой апгрейд убивает значительную часть идеи «средств индивидуальной мобильности». Которая состоит в лёгкости (а значит и удовольствии от слияния со снарядом) и независимости от любой энергии, кроме мускульной. Конечно, большинству обывателей не нужна ни управляемость самоката, ни его пригодность к каким-либо трюкам. А о зарядке аккумулятора пусть болит голова у кикшерингового оператора.

Но в чём тогда смысл такого катания? Если двигаться с низкой скоростью, то это намного унылее, чем даже просто гулять пешком. На малом ходу ничего интересного не происходит, полностью отсутствует ощущение пилотажа — по увлекательности процесса управление «тошнящим» электросамокатом сравнимо с выгрузкой вещей из стиральной машины. Поэтому для минимального адреналина и кайфа нужно поехать быстрее, чем двигается пешеход.

Но даже скорости кикшеринговых самокатов (не говоря уж о мощной частной технике) безопасными быть не могут. И 15 км/ч, до которых сейчас автоматически снижается максимальная скорость в некоторых городских зонах — это втрое больше темпа среднего пешехода. А если учесть, что на такой скорости передвигается не только вес райдера, но и дополнительные 30 кг самого самоката, то любой — даже по касательной — контакт с пешеходом неизбежно ведёт к травмам последнего.

Недостаток культуры и инфраструктуры

В реальности всё ещё хуже: в большинстве городских зон «общественным» самокатчикам доступны 25 км/ч, а владельцы частной техники над такой максималкой и вовсе смеются. Благодаря несложному тюнингу по дорогам они иногда двигаются в одном темпе с автомобилями. И всё это без какого-либо шумового сопровождения, предупреждающего окружающих. Очевидно, что на тротуарах такой технике не место именно из-за лёгкости разгона до значительных скоростей. Которой лишены, например, велосипедисты. А ведь и с ними в пешеходных зонах тоже не всё однозначно.

Во всех «вело-френдли» мегаполисах мира сеть выделенных дорожек давно уже опутала весь город, а не только существует в парках или вдоль отдельных набережных. Может, эта проблема не менее важна, чем обновление городских бордюров?

Идеальный вариант — специально выделенная проезжая часть. Но, во-первых, даже в Москве велодорожек пока ещё слишком мало, чтобы по ним можно было прокладывать какие-то маршруты. Во-вторых, качество и безопасность даже имеющихся вызывает большие вопросы: они внезапно начинаются, обрываются и пересекаются с проезжей и пешеходной частью; покрытие изобилует люками колодцев, неожиданным рельефом и дефектами; иногда в опасной близости находится парковка автомобилей, что влечёт риск сноса «двухколёсного» внезапно распахнутой дверью.

Такие сюрпризы — не редкость на велодорожках. Как и неидеальное техническое состояние прокатных самокатов, вследствие которого затормозить перед внезапным препятствием или объехать его становится ещё более сложной задачей

Есть и нюанс с отсутствием культуры пользования велодорожками. Во многих парках, где такие зоны грамотно спроектированы и обозначены, пешеходы не только не боятся ходить по проезжей части для индивидуального транспорта, но и возмущаются в ответ на вежливую просьбу покинуть её ради собственной же безопасности. Другая поведенческая крайность: райдеры, которые принимают выделенную им полосу не за общественную территорию, а за гоночный трек, где надо ставить рекорды скорости, слабоумия и отваги под трели звонка. В неуважении нет ничего удивительного, но когда оно помножено на скорость и ничем не защищенное тело — чревато большими последствиями.

Остаётся проезжая часть. Но там опасаются ездить даже опытные велосипедисты. Потому что правая полоса — это грузовики и автобусы с большой парусностью; летающие по «выделенке» со скоростью левого ряда такси; скользкая пыль и грязь обочины; съезды для автомобилей направо и множество других рисков. Выходит, что для экономии сил и времени при перемещении по городу на самокате в отсутствие велодорожек, приходится ездить с опасностью либо для себя, либо для окружающих.

Дай дураку самокат — он и лоб расшибёт

Усугубляет ситуацию отсутствие сознательности. Пользователи кикшеринга часто катаются на кураже, который возникает из-за лёгкости набора скорости и кажущейся просторы управления. Но любая неожиданная для пилота ситуация доказывает, что полный контроль над этой послушной штуковиной — лишь иллюзия. Одни «ловят воблу», другие путают тормоз с газом, третьи не рассчитывают длину тормозного пути, четвёртым не хватает периферийного зрения или реакции, пятые просто не способны рассчитать скорость сближения. Итог — столкновения, падения, травмы.

И всё это происходит при полной незащищённости пользователя — шеринговая бизнес-модель не предусматривает предоставление вместе с транспортом экипировки для тела. Это затруднительно по гигиеническим соображениям и из-за невозможности противостоять воровству. Шлем на голове и щитки на руках и ногах используют только отдельные частники, но у этого явления тоже есть обратная сторона: «режим бога», который ношение серьёзной нательной брони активирует в голове райдера. Поэтому передвигаются они примерно в том же стиле, что спортбайки на улицах города.

Типичный же обыватель, вставая на деку прокатного самоката, просто не считает это чем-то потенциально опасным, поэтому о ношении защиты даже не думает. Достаточно посмотреть на контингент: зачастую это люди, которые вообще никогда не имели дела ни с какими «катальными» штуками: неспортивные дамы, пожилые люди, мамы с детьми, подростки в наушниках и со смартфоном в руке. И мой любимый вариант: сладкая парочка, романтично катящая по тротуару и увлеченная куда больше друг другом, чем самим процессом поездки.

Я не раз наблюдал сцены знакомства пользователя самокатом: «ой какой резкий», «зай, где тут тормоз», «ааа, поворачивааай». Все эти наездники нестабильны и непредсказуемы: коридор прямолинейного движения у них шириной в полтора метра, а маневры внезапны. Но до максималки стараются разогнаться с первых же метров. Эти же люди даже без водительского удостоверения и за рулём современной машины будут представлять меньше опасности, чем когда они ведут самокат! Потому что в городском потоке цена ошибки — сначала железо, а на тротуаре разговор сразу начинается с ущерба здоровью.

Как вообще можно давать такую опасную вещь людям, которые никогда в жизни не управляли какой-либо техникой и далеки от всех правил передвижения со скоростью, превышающей пешеходную? Это сродни обучению вождению в общем потоке, но без инструктора. Поэтому здравой представляется идея проведения уроков управления средствами индивидуальной мобильности в школе. Пусть они отнимут часы у творческих предметов, но зато сохранят немало здоровья гражданам всех поколений.

Не забываем и про лихачей-хулиганов и алкорайдеров. Если в автомобильном мире за самые страшные прегрешения существует очень жёсткое наказание (хотя его неотвратимость — под вопросом), то в персонально-мобильной среде профилактика вообще не предусмотрена: получить неприятности с законом можно только став участником инцидента. Пока не дойдёт до беды, опасная активность самокатчика фактически является ненаказуемой. Ибо: «а что мне будет?» В крайнем случае можно просто уехать — и никто не найдёт, не поймает.

Хватит это терпеть

Чёткие правила движения для самокатчиков пока не разработаны, ответственность и статус (человек на прокатной технике сейчас приравнивается к пешеходу) регламентированы размыто. Их права не уравновешены обязанностями, а свобода, вопреки известному изречению, не заканчивается там, где начинается свобода другого. А именно свобода пешехода быть в безопасности, на которую он вправе ожидать при перемещении по тротуару.

Пара советов пешеходам. Наиболее безопасная часть тротуара с активным самокатным трафиком – по краям. А если в последний момент заметили неадекватного виляющего наездника, мчащегося навстречу, лучше замереть, чем пытаться с ним разминуться. Поверьте, он не хочет ни в кого врезаться и прикинувшись столбом, вы дадите ему максимум шансов себя объехать

Поэтому в отсутствие чёткого регулирования мы имеем дело с бесконтрольной угрозой. Пользователя просто ничто не останавливает от того, чтобы утопить курок акселератора и ехать в той манере, в которой ему вздумается — ни закон, ни внутренняя осознанность. И всё ради удобства или веселья одного райдера за счёт множества окружающих его пешеходов и даже водителей. Жёсткое регулирование без инфраструктуры (очевидно, что внедрить первое проще, чем второе) проблему не решит, так как просто превратит самокаты из опасной вещи в бессмысленную.

Современные телематические технологии позволяют отслеживать и максимальную скорость, и факты столкновений. Инициатива со стороны регулирующих органов уже есть, осталось дождаться грамотной её реализации

Как такового в самокатах ничего плохого нет: автор не ставит своей целью учить читателя, сколько ему двигаться и на чём передвигаться. Проблема в том, как это сейчас организовано и в постоянно нарастающих масштабах хаоса. Игнорировать проблему больше нельзя — необходимо регулирование. А пока задумайтесь перед следующей поездкой на электросамокате: а ради чего вы вообще это делаете? Может, безопаснее и удобнее на такси, веселее на лонгборде или велосипеде, а здоровее — пешком? Давайте, друзья, больше пользоваться мускульной силой и интеллектом. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget