Автомобили, разочаровавшие фанатов
Dodge Challenger второго поколения
Dodge Challenger у автомобилистов ассоциируется с многолитровыми V8, задним приводом, силуэтом «бутылка кока-колы», маскулинной внешностью и брутальным характером. Немудрено, ведь именно таким Challenger и был в своем первом и третьем поколении. А вот второе… Второе предпочитают не вспоминать даже в стенах Chrysler. Умей Challenger говорить, он бы сказал: «Это были голодные годы, мне нужны были деньги».
Challenger второго поколения представлял собой ни что иное как Mitsubishi Sapporo с шильдиком Dodge. Со всеми вытекающими последствиями — машину собирали в Японии и оснащали исключительно четырехцилиндровыми моторами. Столь экстремальные перемены объяснялись финансовыми трудностями на фоне последствий топливного кризиса, но клиентов такая аргументация не устраивала. Потому Challenger второго поколения выпускался лишь пять лет, с 1978 по 1983 годы, и продажи были ничтожно малыми.
Ford Mustang II
Примерно по той причине же фанаты «Мустанга» крестятся, когда видят его второе поколение. Изначально планировалось, что нового «жеребца» построят на базе Ford Maverick, но в итоге основой послужил субкомпактный Pinto... и этот шаг руководства Ford вызвал недоумение у армии поклонников, сформированной первым поколением. С другой стороны, а мог ли второй Mustang быть другим? Ведь его представили в 1973 году — в том самом, когда начался топливный кризис.
За первые 12 месяцев Ford продал 386 тысяч экземпляров Mustang II — немногим меньше, чем тираж оригинального Mustang в его первый год (419 тысяч). Но как только топливный кризис ослабил хватку, интерес публики к маломощной медлительной машине начал стремительно падать. Не спасали ситуацию и версии Cobra с 4,9-литровым V8 и цветастыми наклейками. К счастью, третье поколение «Мустанга» сменило гнев фанатов на милость, и с тех пор армия поклонников модели только растет.
Pontiac GTO пятого поколения
Модель GTO считается отцом класса масл-каров и, как и предыдущие две машины, тоже пострадала от последствий топливного кризиса — третье поколение GTO даже не было самостоятельной моделью, а лишь спортпакетом для модели Le Mans. Почему же в список попал пятый GTO, у которого и моторы были по-американски правильными, и привод задний, и характер взрывной?
Проблема была в том, что последний GTO получился безликим. В то время как Ford, Chevrolet и Dodge готовились к выпуску новых Mustang, Camaro и Challenger с олдскульными чертами, Pontiac довольствовался платформой V-Body, на которой построен такой «масл-кар», как Opel Omega B. Мягкие черты Holden Monaro не очень хорошо вязались с именем GTO, поэтому век пятого поколения оказался коротким — всего три года (с 2004 по 2006). Фанаты GTO новинку не оценили, даже несмотря на фильм «Последний выход» с Деннисом Хоппером.
Chevrolet TrailBlazer третьего поколения
Вопреки миниатюре Александра Реввы, планету заполонили не киборги, а кроссоверы. Причем частенько в кроссоверы превращаются вчерашние внедорожники. Оригинальный TrailBlazer раньше был именно таким — среднеразмерным американским внедорожником на платформе GMT360. Но тут в окошко постучал 2019 год и сказал, что нынче таким быть немодно.
Теперь TrailBlazer — кроссовер, который поступит в продажу на территории Америки уже в следующем году. Приверженцы оригинальной концепции (а их больше, чем может показаться на первый взгляд) уже забили тревогу — они, конечно, хотят новый «Трейл», но явно не в таком обличии. Причем, когда появился TrailBlazer второго поколения, ориентированный на рынок Мексики и Ближнего Востока, возмущения было гораздо меньше.
Jeep Cherokee (KL)
В России все слышали о Jeep Cherokee, и это название ассоциируется с чем-то брутальным, неотесанным, утилитарным. Представьте же удивление армии фанатов Cherokee, когда в феврале 2013 года под звучным именем им был представлен гламурный кроссовер с головной оптикой на мотив Nissan Juke и линейкой турбированных четырехцилиндровых двигателей. До бунта дело не дошло — в Jeep оперативно подготовили рестайлинг, который сделал внешность Cherokee серьезнее. Но прецедент был создан.
Хотя прожженные фанаты Cherokee от поколения KL воротят нос, продажи машины идут отлично, да и средний возраст клиентуры постепенно снижается. Стало быть, в Jeep (и в целом в концерне Chrysler) идут правильным путем. Возможно, наши внуки будут ассоциировать Cherokee не с «лихими девяностыми» из рассказов деда, а с колонками Beats и «качающими» сабвуферами.
Lancia Thema (второго поколения)
Раз уж пошел разговор о Крайслере… Как вы помните, у концерна есть и итальянское крыло, где у одного брендов дела сейчас идут крайне паршиво. Lancia из легенды ралли превратилась в нишевую марку сугубо для итальянского рынка, которая выпускает очень странные и технически устаревшие автомобили. В этом контексте можно было вспомнить последнюю Delta, которая из иконы автоспорта превратилась в заплывший жирком авангардный хэтч, но лучше обратить внимание на седан Thema.
С «Дельтой» все ясно — фанаты марки никогда не простят того, во что ее превратили. А вот с седаном Thema ситуация интереснее. Ведь предыдущая Thema, как и последняя, тоже не была самостоятельным автомобилем — она делила платформу с Alfa Romeo, Fiat и… почившим в бозе Saab. Почему же именно вторая Thema получила столь негативную реакцию в свою сторону? Наверное потому, что первое поколение обладало индивидуальностью и итальянским лоском, особенно в версии Thema 8.32. А уловить Италию во вчерашнем Chrysler 300 очень тяжело.
Maserati Quattroporte (AM123)
13 машин за четыре года производства — таков тираж Maserati Quattroporte второго поколения. Даже десятая часть покупателей первого поколения не соизволила поменять его на второе. Главной проблемой спортседана был топливный кризис — в середине 1970-х спрос на спортивные автомобили упал до исторического минимума, и даже толстосумы начали считать каждую копейку.
Другим промахом Quattroporte в кузове АМ123 был слишком революционный инжиниринг. Машину перенесли на растянутое шасси Citroen SM (в те годы компания Maserati принадлежала французам), а это означало использование переднего привода и гидропневматического шасси. Консервативные покупатели Quattroporte к такому явно не были готовы, как и к футуристичному дизайну от Марчелло Гандини. Сейчас выжившие экземпляры АМ123 стоят огромных денег, но фанаты Maserati по-прежнему не считают машину «своей».
Ford Puma (второго поколения)
Первое поколение Ford Puma представляло собою спортивное купе для молодежи, которое настолько понравилось журналистам, что в 1997 году Puma была избрана «Автомобилем года» по версии Top Gear, а в 2001 году, по версии того же издания, «лучшим подержанным спорткаром». Используя компоненты Fiesta и Ka, инженерам европейского подразделения Ford удалось создать по-настоящему азартный переднеприводный автомобиль, о котором с теплотой вспоминают по сей день.
Именно поэтому фанаты оригинальной Puma (большая часть из них проживает в Великобритании) возмутились, когда имя их любимицы передали пускай и компактному, но все же кроссоверу. Ведь этой машине точно не светят номинации на премию «Лучший спорткар» — как и карьера в ралли. Но внутренний голос подсказывает, что тираж второй «Пумы» будет больше, чем у оригинала.
BMW 1 серии (F40)
Если вы сейчас зайдете на официальную страницу BMW в Facebook и почитаете комментарии под фотографиями с новой первой серией, то сразу поймете, как сильно она «понравилась» приверженцам этой модели. Владельцы машин в предыдущих кузовах радуются, что успели приобрести «единичку», когда та была действительно уникальным предложением на рынке — хэтчбеком гольф-класса с задним приводом и расположенным продольно силовым агрегатом. А вот новинку как только не называют... Можно мы не будем это цитировать?
Переезд «копейки» на переднеприводную платформу был предсказуемым — ранее по этому же пути пошли BMW X1/X2, а также компактвэны второй серии. Учитывая, что Active Tourer провалился в плане продаж, а «иксы» приобретаются зачастую с полным приводом, в BMW играют с огнем — тем более, что новая M135i по техническим характеристикам не превосходит уходящую М140i, а в чем-то даже ей уступает. Что же, посмотрим, как история распорядится с кузовом F40.
Toyota Supra (А90)
И еще немного о BMW… Да, шутка о том, что новая Supra — это «прикольная BMW», а новая Z4 — «интересная Toyota», за последние месяцы стала избитой. Но факт остается фактом — многие недовольны тем, что Supra по сути стала модифицированной, перенастроенной BMW Z4, пускай и с широкими возможностями для тюнинга. Глобализация — она такая. Жестокая и непредсказуемая.
Другими проблемами новой Супры являются ее прописка (машину собирают в Австрии), а также посредственные характеристики на фоне вчерашних соперников – наследники Skyline GT-R и Honda NSX нынче выстреливают до сотни за 3 секунды и развивают свыше 300 километров в час, в то время как Supra довольствуется 4 секундами и 250 километрами. С другой стороны, Supra получилась ощутимо дешевле GT-R и NSX, а ее тиражи уже сейчас распроданы на месяцы вперед. Стерпится-слюбится?
Lexus SC (Z40)
Не самая известная «фанатская боль», но тем не менее. Первый Lexus SC, как и его близнец Toyota Soarer, был крайне удачным автомобилем — в заводском виде он дарил максимальный комфорт, как и полагается гран-туреру, а после доработок превращался в талантливый дрифт-кар. Но со сменой поколений SC полностью изменил свою концепцию, превратившись в кабриолет класса GT. Тут-то и начались проблемы.
В новый SC не кидал камень только ленивый: покупатели жаловались на огрехи при сборке и излишне флегматичный дуэт двигателя и трансмиссии, а ведущие мировые издания, вроде Car, Top Gear и Evo критиковали управляемость и настройку шасси. Многие на полном серьезе считают поколение Z40 худшим автомобилем в истории – жестоко, но не безосновательно.
Mitsubishi Eclipse Cross
Начинали с Mitsubishi, так что этой же компанией и закончим. Eclipse Cross — еще один пример использования некогда культового имени во благо продаж кроссовера, и, судя по всему, схема действительно работает — купеобразный паркетник продается на ура. Кого среди покупателей мало, так это консервативных владельцев купе Eclipse первого, второго и третьего поколений — для них «Эклипс» может быть только купе или кабриолетом, но никак не кроссовером.
Объективно Eclipse Cross не так уж плох, но его едва ли можно представить на титульной странице сайта тюнеров и стритрейсеров, вроде Speedhunters. Время течет — и машины меняются вместе с ним. В том числе и по приказу маркетологов. Как говорится, караван идет…