Дизайнерские шедевры Иэна Кэллума
Ford RS200
Именно этот автомобиль Иэн Кэллум называет своим «первым полноценным проектом» и говорит, что задача была крайне непростой — нужно было совместить узнаваемые фордовские формы с функционалом бескомпромиссного гоночного автомобиля. По сути ему пришлось «натягивать» дизайн на трубчатую раму, предложенную итальянским бюро Ghia. Тем не менее, в Ford Motorsport работой Кэллума остались довольны.
RS200 создавался для участия в раллийном чемпионате Группы Б. Впервые машина была показана в 1984 году на автосалоне в Белфасте, в том же году и началось серийное производство двухсот её экземпляров — именно столько автомобилей требовалось для омологации. Как и большинство монстров Группы Б, RS200 имел среднемоторную компоновку, полный привод и рядную «турбочетверку», которая в гоночной спецификации могла развивать более 800 лошадиных сил. К сожалению, именно Ford RS200 стал одной из причин закрытия Группы Б — в 1986 году на ралли Португалии Хоаким Сантос не справился с управлением машины и влетел в толпу зрителей. В инциденте погибли три человека, более тридцати получили ранения.
Ford Escort RS Cosworth
За проект культового «Коззи» отвечали два человека — Иэн Кэллум и Питер Хорбери. Поскольку у Кэллума уже был опыт в создании дизайна спортивных автомобилей, не удивительно, что проект доверили именно ему — Иэн обрисовал общую концепцию того, как должен выглядеть хэтчбек, адаптированный для ралли. Опираясь на эту концепцию, Фрэнк Стивенсон внес в дизайн «Эскорта» необходимые изменения.
Полноприводный хэтчбек одержал 10 побед в Чемпионате мира по ралли и бесчисленное множество побед на региональных соревнованиях. И хотя у Escort RS Cosworth не получилось стать настолько же культовым автомобилем, как Sierra от Cosworth, в плане заложенного потенциала автомобиль оказался на голову выше старшей сестры — известны случаи, когда тюнеры поднимали мощность двухлитровой «четверки» с 227 сил до 600 и выше. В период с 1992 по 1996 год было изготовлено чуть более 7 тысяч этих машин.
Ford Puma
Модель Puma в Восточной Европе не особо известна — хотя бы по той причине, что здесь она никогда официально не продавалась. В западной части континента – другое дело: тут один из первых представителей дизайнерского языка New Edge любят и уважают по сей день. Особенно в Великобритании, где Puma участвовала в ралли (в моноприводных классах) и получила спортивную версию от Ford Racing. Собственно, Великобритания и была исторической родиной машины, а ее отцом — Иэн Каллум.
Автомобиль базировался на компонентах хэтчбеков Fiesta и Ka. Благодаря малой снаряженной массе — а все версии Puma весили чуть больше тонны — купе обладало драйверским характером, чем и заслужило любовь жителей Туманного Альбиона. Двигатели у «Пумы» были только бензиновыми, четырехцилиндровыми, с рабочим объемом 1,4 и 1,7 литра. Их мощность составляла 90 и 125 сил соответственно. Версия Racing Puma, выпущенная в 500 экземплярах для Великобритании, была чуточку мощнее и развивала 155 «лошадей». Из-за своей малочисленности Racing Puma в последнее время быстро растет в цене.
Nissan R390
Версия Racing Puma создавалась при участии Тома Уокиншоу — известного автомобильного инженера, который приложил свою руку ко множеству гоночных машин. Большая часть проектов Уокиншоу была направлена на 24 Часа Ле-Мана и австралийский туринговый чемпионат, и в создании одной из машин для Ле-Мана принял участие Иэн Кэллум — в то время он покинул Ford и перешел в TWR, параллельно помогая Aston Martin в непростые времена.
Что касается R390, то автомобиль получился достаточно успешным: поул в дебютном 1997 году (в гонке, правда, машины сошли из-за проблем с коробкой передач), третье, пятое и шестое место в 1998-м — сразу после Porsche 911 GT1. После сезона 1998 года регламент класса GT1 изменился и R390 остался не у дел. Машина оснащалась 3,5-литровым двигателем V8 с двойным наддувом, который развивал 650 лошадиных сил. В соответствии с правилами омологации был построен один дорожный экземпляр R390, который за свою жизнь пережил несколько обновлений и сейчас живет в музее компании Nissan.
Aston Martin Vanquish
Первым громким проектом Кэллума стал Aston Martin DB7, представленный в 1994 году. Но настоящим успехом шотландца стал оригинальный Vanquish, который демонстрировал собой готовность Aston Martin войти в 21 век. Изначально автомобиль создавался как шоу-кар и не планировался к серийному производству (из-за недостатка финансирования у концепта Project Vantage, ставшего предтечей Vanquish, зеркала были от BMW M3 E36, а задние фонари — от Fiat Coupe), но положительная реакция автомобильного сообщества вынудила Ford поставить купе на конвейер.
Именно Vanquish стал первым за долгое время Aston Martin, которым управлял Джеймс Бонд — «камбэк» британской марки случился в фильме «Умри, но не сейчас». В кинокартине персонаж Пирса Броснана получил серебристое купе, в котором, помимо V12 мощностью 466 лошадиных сил, были шины со встроенными шипами, ракеты за радиаторной решеткой и микроэкраны с камерами, делающие машину невидимой.
Aston Martin DB9
Большинство источников настаивает на том, что главным дизайнером Aston Martin DB9 является Хенрик Фискер, даже вездесущая Википедия. Однако Кэллум утверждает следующее: «99 целых и 9 процента дизайна DB9 принадлежат мне — имеющий глаза да увидит как сильно он похож на Vanquish». С этим действительно не поспоришь. DB9 оказался настолько успешным, что без серьезных изменений выпускался 12 лет — с 2004 года по 2016.
Гран-турер выпускался как в закрытом, так и в открытом варианте (Volante), оснащаясь 5,9-литровым V12, мощность которого постепенно росла. Корни двигателя уходят еще в те времена, когда Aston Martin принадлежал Ford. Коробка передач была только автоматической, однако несколько компаний в Великобритании могли заменить автомат на «ручку» за символическую пятизначную плату.
Jaguar XF
До появления модели XF компания Jaguar была на пути к своей гибели: седаны S-Type и X-Type продавались куда хуже, чем рассчитывали маркетологи, флагманский XJ многократно проигрывал представительским представителям «Большой немецкой тройки», а купе и кабриолеты ХК… Купе и кабриолеты ХК расходились неплохо, но не настолько, чтобы тянуть на плечах целую компанию. К слову, ХК второго поколения тоже принадлежит перу Кэллума.
При создании XF Кэллум вдохновлялся формами XJ конца 60-х годов. Сперва автомобиль был показан в виде концепт-кара C-XF, который дебютировал на Североамериканском автосалоне в январе 2007-го, но уже осенью XF предстал в своем серийном обличии. В период с 2007 по 2016 год было продано около 250 тысяч экземпляров XF — такого подъема у Jaguar не было давно. Вряд ли XF получился бы настолько успешным, если бы не дизайн Кэллума.
Jaguar F-Type
Едва ли существует человек, который сочтет F-Type откровенно уродливым. Да и может ли быть уродливым автомобиль, который представляет собой современное прочтение легендарного E-Type? F-Type — одна из двух машин, которыми Кэллум гордится больше всего. Модель вытеснила собой купе XK, но вряд ли многие опечалены такой заменой.
Линейка моторов у F-Type широченная — от четырехцилиндровых до могучих V8 с компрессором. Привод — как задний, так и полный. Несмотря на то, что F-Type был тепло принят как покупателями, так и прессой, сегодня у него есть три проблемы: он немного устарел, он дорогой и его сложно будет чем-то заменить. Тем более, когда Каллум, по большому счету, выпал из обоймы.
Jaguar C-X75
А это — любимец дизайнера. Гибридный суперкар Jaguar, который так и не стал серийным из-за мирового спада экономики во втором десятилетии XXI века. Автомобиль развивался планомерно: первый концепт-кар С-Х75 был представлен в 2010 году, предсерийная версия — в 2012-м. Но в конце 2012-го Jaguar объявляет, что проект официально закрыт, его итогом стали пять ходовых прототипов, которые были задействованы в съемках фильма о Джеймсе Бонде «Спектр». Ведь для злодея сложно представить автомобиль лучше, чем суперкар Jaguar.
C-X75 создавался в сотрудничестве с инжиниринговым отделом Williams. Главной особенностью машины была гибридная силовая установка, состоящая из рядного четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом и компрессором, а также двух электромоторов YASA. Суммарная мощность суперкара составляла 890 лошадиных сил, причем только 500 из них выдавала бензиновая «четверка», способная раскручиваться до 9000 оборотов в минуту. Предполагалось, что компания построит 250 таких машин с ценой около 900 000 фунтов (74 миллиона рублей по текущему курсу). Но…
Jaguar I-Pace
Пожалуй, самый большой «подарок на прощание» от Кэллума. Автомобиль, который в этом году получил престижнейшие премии «Европейский автомобиль года» и «Мировой автомобиль года». Автомобиль, который называют первым настоящим ответом Tesla — и, судя по результатам продаж, это действительно так. И, наконец, автомобиль, который открыл для Jaguar новую страницу истории — первый электрокар компании не оказался тем самым пухленьким, невнятненьким блином.
Хотя силуэт I-Pace существенно отличается от других «Ягуаров» и больше подчинен аэродинамике, в кроссовере безошибочно читается «британский кот» — с характерной (фальшивой) радиаторной решеткой, узкими фарами и эффектной кормой. В движение его приводит пара электромоторов, суммарная отдача которых составляет 400 лошадиных сил.