История культовых тюнинг-ателье: Alpina
1961 – роковой Fiat
Студент экономического и машиностроительного факультетов Буркард Бовензипен в 1961 году приобрел для своих нужд Fiat 1500, чей двигатель был форсирован фирмой Nardi. Однако уже совсем скоро автомобиль сломался... И молодой человек решил не только его отремонтировать, но и сделать еще мощнее. За счет нового карбюратора, распредвала и выпускной системы мощность двигателя выросла на 8 лошадиных сил, а сам мотор стал надежнее.
1962 – удачный эксперимент
Осознавая, что его доработки получились удачными, Бовензипен приступает к улучшению двигателя новой на тот момент модели BMW – 1500, которую покупатели считали маломощной (по меркам BMW). Два двухкамерный Weber-а и новая впускная система сделали свое дело – автомобиль стал таким же мощным, как старшая BMW 1800. Хотя пакет доработок был недешевым (980 марок), его все равно стали покупать.
1964 – одобрение от BMW
Нововведения Бовензипена оценили не только довольные клиенты, но и издание Auto, Motor und Sport. В конечном итоге двухкамерные карбюраторы привлекли внимание главы по продажам компании BMW, Пола Ханемана (на фото). Лабораторные испытания на BMW подтвердили надежность и эффективность апгрейдов, за что Бовензипен получил большую привилегию – тюнингованные им автомобили не снимались с заводской гарантии BMW.
1965 – ALPINA Burkard Bovensiepen KG
1 января 1965 Буркард регистрирует торговую марку Alpina. Имя компания получила от предприятия отца Бовензипена, которое к концу 60-х разорилось. Свою жизнедеятельность компания начинала с 15 тысячами стартового капитала и 8 сотрудниками. В 1967 году был появился логотип компании.
1968 – большой спорт
Чтобы продемонстрировать эффективность своих автомобилей, уже в 1968 году Alpina выставляет свою команду в Европейском кузовном чемпионате (ЕТСС). Первой гоночной машиной стала BMW 2002. За годы активных выступлений Alpina в автоспорте (1968-1973) за команду выступали такие великие гонщики, как Ники Лауда, Жаки Икс, Ганс Штук, Дерек Белл и Джеймс Хант. В 1970-м была завоевана первая победа – на «24 Часах Спа-Франкоршампс» с BMW 3.0 CS.
1971 – BMW 3.0 CSL
Для доминирования в кузовном чемпионате BMW требовалась более эффективная версия 3.0 CS. Этот проект создавался при участии Alpina, а его результатом стала знаменитая BMW 3.0 CSL, которая первая примерила на себя знаменитые 20-спицевые колесные диски, ставшие впоследствии фамильной чертой автомобилей Alpina.
1973 – топливный кризис
В 1973 году Alpina-BMW праздновала победу в командном зачете Европейского турингового чемпионата, но затем внезапно грянул топливный кризис, который вынудил компанию пересмотреть свои приоритеты. Отныне автомобили должны были быть не только мощными, но и эффективными. В том же году вышел «Bayerischer Bastard» – дорожная Alpina A5 на базе BMW 5 серии, у которой было доработано шасси и тормоза.
1974 – B5/B6
Привычная в названиях моделей Alpina буква «В» появилась в 1974 году с моделью В5 на базе все той же «пятерки» Е12, которая в 1975-ом сменилась на В6. В том же году открываются первые дилерские центры Alpina в Великобритании и Швейцарии.
1977 – уход из Туринга
1977 год стал последней страницей первой главы истории компании. Он ознаменовался выпуском пакета доработок для «семерки» Е23, которая получила имя Alpina B8, а также уходом компании из автоспорта. Уходом на высокой ноте – пилот компании Дитер Квестер стал чемпионом ЕТСС в личном зачете. Компания решает сосредоточиться на выпуске гражданских автомобилей...
1978 – турбоэра
В 1978 году специалисты Alpina представили сразу три модели: Alpina B6 («тройка» Е21 с двигателем М30 на 2,8 литра), а также B7 Turbo и B7 Turbo Coupe на базе «пятерки» Е12 и оригинальной «шестерки», которые развивали 300 л.с. Все двигатели имели электронное зажигание с микрокомпьютером – абсолютно новая система на то время.
1979 – вино и экология
Большой ценитель вина Буркард Бовензипен в 1979 году основывает собственную винодельню, продукцию которой высоко оценивают лучшие рестораны Германии. Так что Alpina – это не только автомобили, но и изысканные вина. Ну а в 1980 году компания принимает участие в эко-марафоне Shell: подготовленная для заезда BMW 318i с аэродинамичным «носом» проехала на 1 галлоне топлива 170,1 км. То есть, расход топлива составил 2,67 л/100 км.
1983 – новый уровень
В 1983 году компания Alpina была зарегистрирована Министерством Транспорта ФРГ как отдельный автопроизводитель, которому разрешается присваивать автомобилям свои собственные VIN-номера. Первой самостоятельной машиной Alpina стала модель С1 2.3 на базе купе 3 серии (кузов Е30).
1987 – короткое возвращение в гонки
В 1987 году Alpina выходит на старт немецкого кузовного чемпионата с доработанной BMW Alpina M3 Group A, на которой дебютирует новейший катализатор выхлопных газов (впоследствии он станет обязательным для всех машин DTM). Но уже в 1988 году Alpina вновь уходит из спорта – теперь уже на очень долгое время. Хотя ее автомобиль продолжает выступать в командах частников.
1989 – Bi-Turbo
В 1989 году дебютирует один из быстрейших седанов своего времени – Alpina B10 Bi-Turbo на базе пятерки Е34. Ее 3,4-литровая рядная «шестерка» с двумя турбинами развивала 360 л.с. и 520 Нм, благодаря чему машина разгонялась до 100 км/ч за 5,6 секунды и развивала 291 км/ч.
1992 – новые КПП
Трансмиссия Shift-Tronic, дебютировавшая на В12 5.7 (Е31) в 1992 году, представляла собой коробку передач с электронным сцеплением и традиционной схемой переключения механической КПП. Но особой популярности она так и не получила — в отличие от дебютировавшего годом позже Switch-Tronic-а, который представлял собой традиционный «автомат» с возможностью ручного переключения передач кнопками на тыльной стороне рулевого колеса.
1994 – восемь цилиндров для «трешки»
Памятуя опыт былых лет, в 1994 году специалисты Alpina создают «тройку» с мотором от старшей модели – с 4-литровым V8, чей объем в 1995-ом вырос до 4,6 литра. Е36 с таким мотором развивала 333 л.с. и разгонялась до 278 км/ч. Радикальная В8 4.6 была доступна в кузовах купе, седан, универсал и кабриолет.
1999 – самый мощный дизельный седан
К своей 35-летней годовщине Alpina подготовила непривычный для себя автомобиль – дизельную D10 Bi-Turbo на базе пятой серии Е39. Сейчас это кажется невероятным, но тогда, в 1999 году, со своими 245 л.с. это был самый мощный дизельный седан в мире, который выпускался серийно.
2002 – вишенка на торте
Иначе про модель Roadster V8 и не скажешь – переиначенный родстер Z8 получил новый 4,8-литровый двигатель (который был... менее мощным, чем оригинальный 5-литровый) и автоматическую коробку передач, однако стал одним из самых желанных автомобилей современности с эмблемой BMW. Сейчас такие машины в Европе стоят около 400 тысяч евро.
2003 – компрессорный лимузин
На Alpina B7 был применен совершенно новый для компании принцип форсирования двигателя – благодаря нагнетателю собственной разработки, с 4,4-литрового двигателя немцам удалось снять 500 л.с., что позволяло разгоняться до 300 км/ч. Впоследствии принудительный наддув был использован и на В5/В6.
2009 – возвращение на трассы
В 2009 году ряды Ferrari, Porsche и Lamborghini в немецкой кузовной серии GT разбавил зеленый монстр от Alpina – купе B6 GT3 на базе 63-его кузова. Поначалу автомобиль держался в средине пелотона, однако уже в сезоне 2011 команда BMW Alpina завоевала звание чемпиона серии ADAC GT Masters. Это событие компания отметила лимитированной серией Alpina B3 GT3.
2013 – первый кроссовер
Alpina всегда держалась в стороне от кроссоверов BMW – мол, непрестижно. Тем не менее, все изменилось в 2013 году, когда на автосалоне в Женеве был представлен XD3 с 350-сильным дизельным двигателем. Как заверяет компания, это единственный автомобиль повышенной проходимости BMW, за который они взялись – XD5 или XD6 лучше не ждать.
2015 – полвека истории
В позапрошлом году Alpina отметила 50-летний юбилей, выпустив ограниченную серию моделей В5 и В6 со специальной краской и фирменными 20-спицевыми дисками с олдскульным дизайном.
2017 — Самая быстрая «семерка»
Вершина продуктовой линейки Alpina на сегодняшний день – 608-сильный седан B7 bi-turbo, который оснащен не мотором V12, как заводская 610-сильная M760Li, а доработанным V8 объемом 4,4 литра. А главное, "Альпина" получилась быстрее флагманского седана – на разгон до сотни она тратит всего 3,6 секунды против 3,7 у машины с V12. И это далеко не конец долгой и славной истории Alpina, которая началась с одного сломанного «Фиата»...