Читальный зал

Запасы снега

© Getty Images, Mike Pendrich, Larry Lamsa, Maarten Takens

Вам ведь тоже надоела слякоть под ногами и колесами, смесь снега и воды, которая сыплется с неба каждую зиму, и ежедневный утренний гололед? Тогда эта подборка для вас! Мы выбрали семь по-настоящему зимних и очень снежных мест, где, к нашему удивлению, еще можно передвигаться на автомобилях.

Вам ведь тоже надоела слякоть под ногами и колесами, смесь снега и воды, которая сыплется с неба каждую зиму, и ежедневный утренний гололед? Тогда эта подборка для вас! Мы выбрали семь по-настоящему зимних и очень снежных мест, где, к нашему удивлению, еще можно передвигаться на автомобилях.

Куда ехать, если ну очень хочется снега? Конечно, подальше на север! А что может быть еще более дальним, чем самая северная точка Европы — расположенный на территории Норвегии мыс Нордкап? Правильно, ничего.

Конечно, вы скажите, что технически Нордкап не самая северная точка Европы. Потому что он находится не на континентальной части, а на острове. Тогда как Шпицберген (тоже остров!), на котором каким-то непостижимым образом еще живут люди, частично принадлежит Норвегии, а значит тоже является Европой. То есть, самая крайняя точка «старого света» находится там…

Но хватит занудствовать! Ведь до Нордкапа, в отличие от Шпицбергена, можно добраться на машине. По дороге, которая называется E69.

В своем нынешнем виде эта трасса появилась в 1999 году. Она является самой северной дорогой в мире, соединенной с основной сетью трасс и магистралей страны. Протяженность E69 составляет 129 километров, из которых более 15 километров приходится на тоннели. Один из них пролегает под водами Баренцева моря! Именно он и соединяет континентальную Норвегию с островом Магерёйа, где находится Нордкап.

Естественно, из-за суровых погодных условий часть дороги иногда закрывают. Речь о самом последнем отрезке, ведущем к мысу. Происходит это с октября по апрель. Однако даже когда дорога официально закрыта, до мыса курсирует конвой, вслед за которым можно добраться до самой северной точки Европы. На автомобиле.

Наверное, автомобилисты в Оймяконе никогда не снимают зимние шины. Отчасти из-за того, что 230 из 365 дней в году тут лежит снег. Да и вряд ли износ покрышек тут можно назвать главной проблемой…

Оймякон переводится как «незамерзающая вода».

«Если оставить машину с включенным двигателем на четыре часа, то она тоже замерзнет, колеса превратятся в камни. Конечно, двигаться на таком автомобиле можно, но очень аккуратно и медленно. Представьте себе: ехать на колесах, которые напоминают форму яйца — это удобно? А нам каждую зиму приходилось так ездить, — рассказывают жители Оймякона. — Нередки случаи, когда зимой лопаются колеса. Железные рамы автомобилей регулярно трескаются, пластиковые бамперы — рассыпаются от мороза в пыль. Самое жестокое, что может произойти с автолюбителем — если в его машине сломается печка. Разумеется, тут все проклеивают: и двери, и форточки, но холод все равно поступает в машину, да и сама она остывает из-за внешнего воздуха».

Средняя температура воздуха в Оймяконе в течение года составляет минус 15,5 градуса по Цельсию. Для сравнения, в Москве этот показатель в четыре раза выше! Но представьте себе — на Земле есть место, где люди утверждают, что у них еще холоднее и борются за звание «полюса холода».

Эти люди живут в Верхоянске, который, как и Оймякон, расположен в Якутии. Сейчас там уже минусовая температура и идет снег, а к ноябрю температура опустится почти до минус 30. Средняя годовая температура воздуха здесь составляет минус 14,5 градуса. То есть, формально, тут все-таки чуть теплее, чем в Оймяконе.

Самая низкая температура была зафиксирована в Верхоянске в конце позапрошлого века: термометр тогда показал -67,8 градуса. И пусть это не так жутко, как в Оймяконе, но все равно чертовски холодно!

Несмотря ни на что, в Верхоянске живут 1125 человек. Это, кстати, делает Верхоянск населенным пунктом, носящим статус города, пусть и одним из самых малочисленных в России.

Между Верхоянском и Оймяконом «всего» 624 километра. Поэтому, в теории, осмотреть обе эти достопримечательности, провести инспекцию местных дорог, а также послушать настоящий треск снега под ногами и колесами можно примерно за неделю. Главное — не замерзнуть.

Если верить голливудским фильмам, то в большинстве северных городов США люди ведут очень спокойную и размеренную жизнь. Все мужчины работают в одном месте и вечерами вместе потягивают Bud в единственном баре города, а их жены объединяются в клубы по интересам, попивая какао с маршмэллоу. Вероятно, в Валдизе, штат Аляска, все происходит точно также. Вот только зимой жителям этого портового городка приходится несладко.

Рекордное количество снега в Валдизе зафиксировали зимой 1990 года. 26 лет назад на город выпали почти пятнадцать метров (МЕТРОВ!) осадков.

Согласно рейтингу канала Weather.com, Валдиз — чемпион чемпионов по снегопадам в Соединенных Штатах. И это при условии, что новости регулярно пестрят картинками заваленных снегом американских городов. Но Валдиз в эти сводки не попадает, потому что никого из четырех тысяч местных жителей снегом не удивишь.

Снегопады в Валдизе начинаются в октябре и продолжаются иногда до мая. И за восемь месяцев на порт выпадает более 750 сантиметров снега. Семь с половиной метров! Можете себе это представить?! Если вы живете в США и хотите прокатиться по заснеженным дорогам, то теперь вы знаете, куда податься.

Японская префектура Аомори, занимающая более 800 квадратных километров, находится на весьма приличном удалении от северных регионов планеты и, вообще-то, не славится экстремальными холодами. Тем не менее, это не мешает Аомори быть одним из самых снежных мест не только в Японии, но и во всем мире.

Серьезные снегопады тут начинаются лишь в декабре. Зато до февраля-марта тут сыплет так, что за сезон выпадает около семи метров снега! Если же это вас не впечатляет, то вот вам еще один занимательный факт о снегопадах в Аомори — из 31 дня в январе 28 дней идет снег.

А какие в Аомори дороги! В регионе много гор и лесов. Это значит, что строить прямые, как стрела, автобаны тут невозможно. Поэтому все трассы здесь пестрят поворотами и шпильками разной степени крутизны, пробитыми в многметровой толще снега. Да еще и вода недалеко — залив Муцу.

Кажется, это одно из лучших мест на планете, куда зимой можно попасть на машине.

Есть на Чукотке село Айон. Когда-то тут был богатейших совхоз, который в лучшие год был способен купить и подарить государству танкер. А теперь тут детсад и младшая школа со своим сайтом, больница, примерно 200 жителей… и никакой постоянной автомобильной связи с большой землей.

А на другом берегу Восточно-Сибирского моря раскинулся красавец Певек — самый северный город на территории России. Население здесь в 23 раза больше, чем в Айоне и, в отличие от соседей, им не нужно ждать весны, чтобы пополнить запасы продуктов и топлива.

Именно поэтому в начале марта каждого года между Певеком и Айоном организуют автозимник. Эта дорога, проходящая по льду Восточно-Сибирского моря, является одним из самых крупных зимников в мире. Его протяженность составляет 120 километров.

Работает «магистраль» недолго. Уже в конце апреля — начале мая дорогу закрывают, потому что состояние льда не позволяет пускать по его поверхности грузовики. В остальное время связь между Певеком и Айоном осуществляется при помощи вертолета (пассажирские перевозки) или морского транспорта (только в сезон навигации, который длится с августа по октябрь).

Самый же большой автомобильный зимник организуют в Канаде. Называется он Wapusk Trail. Эта дорога даже включена в книгу рекордов Гиннесса, как самая длинная в мире сезонная трасса. Впрочем, ничего удивительного. Потому что ее протяженность составляет внушительные 752 километра.

Функционирует дорога с января по март. Ее начальная точка находится в городе Гиллам, провинции Манитоба, а конечная — в деревушке Пиванак, в которой живут всего три сотни человек. По пути от Гиллама на Wapusk Trail также находятся населенные пункты Шаматтава и Форт Северн.

«Пиванак очень изолирован от соседних населенных пунктов. Поэтому единственный способ добраться до нас — это Wapusk Trail», — говорится в сообщении на официальном сайте Пиванка. Правда, в деревушке круглый год работает аэропорт. Но кто поднимет в воздух транспортный самолет ради пары ящиков консервов и нескольких коробок чипсов? Ведь в январе будет дорога. Конечно, если глобальное потепление не развернется в полную силу. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget