Пикник на обочине
«Арктические» внедорожники? Это что, исключительно для зимы? А вот и нет. И шесть колес — тоже не для того, чтобы рубиться по самому адскому бездорожью планеты. Продукция компании Arctic Trucks — явление куда более сложное и необычное, чем может показаться на первый взгляд. А чтобы в ней разобраться, мы взяли два особых пикапа Toyota Hilux с разным количеством колес — и… Отправились на пикник. С сосисками и лежаками.
Можно взбить омлет перфоратором, почитать о семейных трудностях Никиты Джигурды или освоить отжимания «человек-паук». Я знаю много интересных вещей, которыми можно заняться вместо офф-роуда. И почти не представляю себе еще более бессмысленную трату времени, чем вылазка на бездорожье ради самой вылазки.
Другое дело, когда вне дороги вы оказываетесь со вполне конкретными задачами. Когда отправляетесь навстречу испачканной одежде, гудящим рукам и реальным шансам напрочь угробить автомобиль не потому, что вам это отчего-то кажется забавным. А потому что работа у вас такая: доставить продукты и топливо безумным ученым где-то на краю света. Охранять газопровод или нефтяное месторождение. Короче, быть единственным возможным наземным транспортом там, где машинам не нужны регистрационные знаки — потому что туда никогда не доберется ни один гаишник.
Этими и другими полезностями c 1990-х занимаются автомобили компании Arctic Trucks. Все началось с подготовки спецмашин для работы в непростых условиях Исландии. Например, для обслуживания арктических научно-исследовательских станций. Но довольно скоро в очередь за могучими машинами подоспели и что-то-добывающие-фирмы, кого-то-выращивающие-фермеры, куда-то-лезущие-путешественники и просто очумелые офф-роудеры.
Брифинг перед выдачей на тест пикапа Hilux AT35 проходит ранним утром, но сон с меня моментально сгоняют удивительные фразы человека с самой крутой фамилией в мире. Александр Дикий, гендиректор Arctic Trucks Russia, говорит о том, что в стандартной версии автомобиль не предназначен для сурового бездорожья и подходит скорее для дачного режима. Мол, 35-дюймовые колеса и минимальный клиренс в 275 миллиметров — это просто для уверенности. Так психологически удобнее атаковать неведомое внедорожное нечто, особенно если у вас не так много джиперского опыта.
При взгляде на «простенький» AT35 у меня возникает небольшой вопрос (который, правда, остается незаданным): это что же за дачи такие у вас в Красноярске?! Да эта громадина может переехать пару обычных легковушек и не шелохнуться!
Но чуть позже выясняется, что эта штуковина все же вполне земная. Наступаю на неожиданно узкую подножку и попадаю в неожиданно стандартный салон. О том, что я сижу в могучем AT35, не говорит вообще ничего. Это совершенно обычный интерьер «Хайлакса».
Едем. Нескромно шумит 177-сильный 2,8-литровый дизель, не особо заморачивается скоростью и плавностью переключений 6-ступенчатый автомат, ненагруженные рессоры позади шумно подбрасывают машину на неровностях. Впрочем, на самом деле все в порядке — это ведь тру-пикап, и среди себе подобных нынешний Hilux едет более чем прилично.
Еще у него отличная обзорность, так что лавировать в потоке совсем не трудно. Нужно только привыкнуть к длинному хвосту «Хайлакса» — поначалу им нет-нет да и подрежешь соседа по дороге. Прости, мужик…
Выдает ли что-то «арктичность» модели AT35 на ходу? Две вещи: потяжелевший из-за 35-х колес руль — и, конечно, высота. Чувствую себя как в рейсовом автобусе — и, пользуясь случаем, невзначай разглядываю коленки пассажирок в соседних машинах. В остальном ничего необычного, пикап ощущается абсолютно заводской машиной.
Немного другое дело — Hilux AT35 6×6….
Попавшие в руки нам с Сашей Мирошкиным автомобили требуют испытания, и мы быстро придумываем его: за неимением полярных станций неподалеку от МКАДа, принято решение отправиться на скромный предновогодний пикник. Благо грязь уже напрочь замерзла, и необходимый набор внедорожной атрибутики ограничивается пледом, сосисками и хорошим настроением. Да, без всяких там лопат, тросов и телефончика местного тракториста.
По пути к свежему воздуху выясняется, что лавировать на 6,1-метровом шестиколесном пикапе в городе уже не так легко, как на четырехколесном «малыше». Во-первых потому, что 82 сантиметра сверх обычного «Хайлакса» он отрастил именно сзади, то есть за кабиной. Во-вторых, тачка очень дорогая: один-единственный российский шестиколесник, полученный из нового Hilux, оценивается в 11 с лишним миллионов рублей.
С другой стороны, благодаря третьей оси, более чем двум с половиной тоннам веса и задней подвеске на продольных рычагах AT 6×6 не скачет на неровностях, что делает его намного более комфортным.
Шестиколесник прет по любой поверхности с невозмутимостью матерого утюга, и особенно четко это ощущается по сравнению с «обычным» Hilux AT35 на бездорожье. Задние колеса мягко обрабатывают замерзшую землю, а из всех возможных конфигураций привода больше всего радует вариант «на все задние» (и при выключенном трекшн-контроле). Тогда можно позволить лишнего в обращении с педалью газа и слегка помести кормой на снежных горках. Дурачество? Держу пари, от одного вида AT35 6×6 вам захочется хоть немного повеселиться.
Мы носимся туда-сюда по мини-карьеру и чувствуем себя как на игровой площадке. Четырехколесный пикап справляется со всеми поставленными задачами просто при подключенной передней оси, без использования блокировки заднего диффа и понижайки. А шестиколесной машине подключение передних колес и вовсе понадобилось всего пару раз — в попытках атаковать наиболее крутые подъемы.
Мысль о том, зачем же мы все-таки сюда приехали, настигает меня во время шумного и болезненного то ли дрифта, то ли стремления оторвать задние колеса Hilux AT35. Все, поигрались и хватит. Выбираем полянку, паркуем машины, достаем мангал.
За приготовлением роскошного обеда внимательно осматриваем шестиколесный «Хайлакс». Он, в отличие от «коротыша», подготовлен намного серьезнее: есть электролебедка, дополнительный свет, «кенгурятник», толстенная защита картера, коробки передач и раздатки, а также защита топливного бака и шноркель. Но мы не можем все это испытать не только из-за нежелания запачкаться — к дорогущему пикапу приставлен сотрудник Arctic Trucks Russia с четкой установкой: автомобиль не должен пострадать.
Немногословный Вадим, кажется, так бы и не признался, что знает про эти машины больше всех. Но когда мы узнали, чем занимается Вадим в компании, ему было уже не отвертеться — на пятничном пикнике с нами оказался глава производственного отдела! В ходе расспросов мы выясняем, сколько времени уходит на подготовку машин. Оказывается, обычный Hilux AT35 можно соорудить всего за 3-4 рабочих дня. Другое дело — модели AT38, то есть с 38-дюймовыми колесами. Ощутимо растет список требуемых доработок, а вместе с ним и сроки — до трех недель.
Всего в Arctic Trucks Russia трудится два с половиной десятка человек, а сборкой машин занимаются семеро. Причем каждый ведет свой экземпляр от начала до конца и самостоятельно проводит почти все работы. «Арктикам», по примеру AMG, впору бы именные таблички мастеров клеить!
Как бы то ни было, в действительности с момента заказа автомобиля до передачи клиенту проходит не меньше двух месяцев. Машину покупатель получает уже «на номерах», с готовыми документами, то есть с оформленными изменениями конструкции. И это, кстати, одна из причин того, что все автомобили Arctic Trucks Russia выпускаются в Красноярске. В свое время были попытки собирать «арктики» в Москве, однако титанические сложности с официальным внесением изменений в документы отвадили красноярцев раз и навсегда.
Кстати, с правилами обслуживания автомобилей и вообще сервисной политикой тут все очень строго. Вы не можете купить отдельно почти ничего из того, что используются для модификации машин. Поломка? Будьте добры доставить автомобиль к ближайшему уполномоченному дилеру. Необходимые детали будут высланы только по запросу специалистов. Почему так? Борьба за репутацию. Когда ты продаешь технику, которая должна выживать в самых суровых условиях, рисковать своим именем из-за криво установленных «в гаражах» деталей — несусветная глупость.
Уже после развлечений на свежем воздухе, отогреваясь в кафе при заправке, мы приходим к очевидному выводу: шестиколесный «арктик» — это, конечно, экзотика, но не игрушка. Узкоспециализированная техника. Именно поэтому в мире таких машин насчитывается всего около 60 штук, вместе с предыдущим поколением. Для чего они нужны? Для работы. Смиритесь.
Обычный Hilux AT35 на фоне шестиколесного — как бутерброд и с сыром, и с колбасой. Выверенный десятилетиями рецепт, в котором есть абсолютно все, что нужно, но при этом нет ничего лишнего. Дело, в принципе нехитрое: при желании вы можете собрать что-то подобное и самостоятельно. Но если с толщиной кошелька дела у вас обстоят лучше, чем с прямотой рук, красноярцы всегда готовы прийти на помощь. /m
Технические характеристики Arctic Trucks Hilux AT35
Arctic Trucks Hilux AT35 | Arctic Trucks Hilux AT35 6×6 | |
---|---|---|
Тип двигателя | дизель, 4 цил. c турбонаддувом | |
Рабочий объем | 2755 см³ | |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 177/3400 | |
Макс. момент, Нм/об/мин | 450/1600-2400 | |
Тип привода | полный | |
Трансмиссия | 6-ступ. автоматическая | |
Передняя подвеска | многорычажная | |
Задняя подвеска | рессорная | зависимая, пружинная |
Тормоза | дисковые вентилируемые спереди, барабанные сзади | |
Габариты (ДхШхВ), мм | 5330×1995×1870 | 6150×1995×1870 |
Колесная база, мм | 3085 | 3085, 2-3 ось 1000 |
Масса, кг | 2350 | 2600 |
Разгон 0-100 км/ч, сек. | н/д | |
Макс. скорость, км/час | н/д | |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 9,6 | н/д |