День «П»
Когда-нибудь это должно было случиться. Мы начинаем «Битву года». Что это такое? Это серия дуэлей между самыми интересными спортивными тачками, которые можно купить в России. Пять авторов, десять автомобилей — и только один победитель, которого мы определим в суперфинале ровно через неделю. Каждый день, начиная с этого понедельника, машины в нашей битве будут становиться все быстрее, а накал страстей — все жарче. А пока начнем с легкой «разминки». Потому что куда мы без хот-хэтчей?
Именно с них для многих из нас начинался путь, который при наличии денег и удачи потом может привести к Porsche или, например, Ferrari. «Горячие» хэтчбеки — это входной билет в тот мир, где разговоры про недостаточную и избыточную поворачиваемость, держак на апексе и прочие «голы-очки-секунды» начинают приобретать смысл.
Правда, в России «заряженных» хэтчей почти не осталось: с рынка ушли и Ford Focus ST, и Opel Astra OPC, и даже Renault Megane RS. Мы хотели было обратиться к «убер-хэтчам» вроде Mercedes-Benz A 45 AMG или Audi RS3, но потом подумали — а зачем? Ведь в строю пока остается родоначальник и, в некотором смысле, эталон класса — пусть уже немолодой, но все еще бодрый Volkswagen Golf GTI. А против него пусть выступит юный, дерзкий и веселый MINI John Cooper Works. Fight!
«Посмотри на него. У него вот эти вот штуки, они как будто из Китая!», — говорит наш фотограф, показывая пальцем на воздухозаборники, спойлеры и прочие финтифлюшки, которые отличают MINI JCW от обычного Cooper S. С ним трудно не согласиться, потому что самый мощный и быстрый из актуальных автомобилей британской марки действительно выглядит немного… игрушечным.
В сочетании с удивленно-пучеглазыми фарами вся эта нарочитая агрессия делает MINI JCW похожим на паренька в пубертатном периоде. Его хочется потрепать за прыщавую щеку, а не вызывать на дуэль до первой крови. Но если присмотреться повнимательнее, то желание отпускать шуточки отпадет само собой. Потому что вряд ли кому-то захочется подкалывать пусть и невысокого, но все-таки постоянного посетителя секции бокса.
Взгляните на тормоза! Спереди тут стоят четырехпоршневые Brembo с 355-миллиметровыми дисками. И они огромны настолько, что кажется, будто этими штуками можно было бы спасти «Титаник» от айсберга, а не просто замедлить 1295-килограммовый хэтчбек. И я очень сомневаюсь, что такие большие (и недешевые) тормоза поставили бы на машину, которой они ни к чему.
Добавляем к этому «ковши» с отличной, даже несколько избыточной боковой поддержкой, рельефный руль, большущие колеса, а также 735 декоративных красных вставок (поправьте, если мы обсчитались) — и маленький злобный позер JCW готов.
На этом фоне GTI кажется пресноватым: во внешности «немца» взгляду не за что зацепиться! «Заряженный» Golf традиционно скромен, а детали, вроде двух выпускных патрубков, «расчесок» воздухозаборников в переднем бампере и красной полоски от фары к фаре, в городском потоке можно и не заметить. Машина и машина…
Интерьер? Давайте остановимся на термине «традиционный». Единственное, что напомнит вам о том, что это GTI, — классическая клетчатая ткань обивки кресел, которую вы же и прикроете своей спиной, когда сядете за руль. Ну, и сам руль, по-спортивному подрезанный по нижней хорде, намекает, что «Гольф» годится не только для путешествий в «Ашан». Но буйство красок, качающиеся тумблеры, меняющаяся подсветка, ломающие ребра кресла — все это к MINI.
Весь антураж этой пары говорит о том, что Golf GTI — это автомобиль-понедельник, а JCW — машина-нерабочая-пятница. Но если вы думаете, будто мы ехали за 400 километров от Москвы на гоночную трассу в Смоленске для того, чтобы обсуждать нюансы дизайна автомобилей, то вы слишком плохого о нас мнения.
Мы, конечно же, приехали жечь!
По энерговооруженности «Гольф» сразу же оказывается в неудобном положении. С его двухлитрового турбомотора сняли 220 лошадиных сил, которые таскают 1370 килограммов массы. У MINI JCW тоже два рабочих турболитра, но уже с 231 силой. При этом «британец» на 75 килограммов (то есть, на одного человека) легче «немца»! Вам уже немного жалко «Гольф»? В этот момент мы тоже смотрели на GTI с мыслями: «Ну ничего, старик, как-нибудь в другой раз».
Поездка на MINI, особенно John Cooper Works — всегда праздник, но со слезами на глазах. Хэтч волшебно рулится, стремительно разгоняется и не менее стремительно тормозит. В идеальном мире JCW можно было бы признать безупречным. Потому что в том мире нет ям, лежачих полицейских и канализационных люков, а в нашем — есть. И они превращают MINI в модную камеру для экзекуций.
Какой же кайф после этого ехать в «Гольфе»! Да, по сравнению с гражданской версией тут уменьшен дорожный просвет, а пружины и амортизаторы заменены на более жесткие. Однако, в отличие от JCW, немецкий хэтч не превратился в пережатый эспандер. Это действительно удобный вариант на каждый день, не выматывающий нервы нарочитой спортивностью.
Я уже слышу, как вы начали стучать по клавиатуре, вбивая в поле комментария что-то типа: «Ну и зачем вы позвали в битву этого овоща, тем более стремительно стареющего?». Подождите. Потому что сейчас будет самое интересное
Пока John Cooper Works теннисным мячиком скакал по чудовищно жестким бело-синим поребрикам «Смоленск-ринга», Golf GTI — спасибо мягкой подвеске — позволял резать бордюры так, что еще чуть-чуть – и начинается трава. Если притупить в себе инстинкт самосохранения и пролетать смоленские «эски» по прямой, то Golf справится с ними лучше, чем MINI. Факт!
Хотя по ощущениям JCW едет стремительнее. Например потому, что у него отлично настроенный руль. Остроте реакций позавидуют автомобили, которые едут вдвое быстрее и стоят в пять раз дороже, а взаимосвязь водителя и машины тут просто удивительная. Будто не ты отдаешь ей команды, а вы работаете в связке, как синхронистки.
VW Golf чуть более отстраненный. Он не вовлекает тебя в погоню за миллиметрами идеальной траектории и десятыми долями секунды, а просто очень правильно и эффективно выполняет приказы. Беспрекословно, как филиппинка без паспорта. Сюда бы еще тормоза от MINI… Механизмы GTI для трека чуть слабоваты и устают быстрее, чем у JCW.
Впрочем, на несколько быстрых кругов их хватило, и теперь настало время обещанного «самого интересного». Немецкий хот-хэтч проехал 3,3-километровую трассу за 1 минуту и 54,4 секунды, а быстрейший круг JCW уложился… в 1 минуту 55,3! Да-да, весь из себя дерзкий и спортивный британец проиграл расслабленному «пенсионеру» целую секунду! Честно говоря, мы тоже поначалу в это не поверили.
Но давайте рассуждать логически. На «Гольфе» можно атаковать бордюры до момента, когда они не побреют шины до корда, а в MINI чаще приходится задумываться о том, как бы оставаться на асфальте, а не гнать по стиральной доске. И пусть у Volkswagen не настолько острое шасси, не такой точный руль, а мотор на 11 сил слабее, он отыгрывает свое за счет безупречного баланса. А еще британца подвели шины: почему-то в заводской комплектации он обут в «овощные» Pirelli Cinturato P7, в то время как на VW стоят более подходящие Dunlop SP Sport Maxx RT. И в боевом режиме чувствовалось, что MINI не хватает держака, особенно в медленных шпильках после серьезных торможений.
Но если не валить на пределе (и не смотреть на секундомер), то John Cooper Works — настоящий концентрат эмоций. Он резкий и агрессивный настолько, что его водитель, вероятно, когда-нибудь задумается о покупке шлема, хотя капа была бы сподручнее. Но, как говорят мудрые женщины, — только в сказках девушек любят за смелость и колючий характер, а в жизни — за борщ и кружевные труселя. А с навыками борщеварения у MINI все-таки не все гладко.
Пусть эмоции от «Гольфа» почти никогда не зашкаливают, а его интерьер — отличное место, чтобы вздремнуть, эта тачка не будет испытывать вас на прочность или подкидывать проблемы при проезде стыка на мосту, но при этом все равно сможет ехать быстро. Так быстро, что владелец JCW будет в шоке.
Мое мнение осталось прежним: «Гольф» — это все еще машина-понедельник. Но если каждый понедельник вам чудовищно плохо, то в жизни пора что-то менять, а ждать каждую неделю нерабочую пятницу так же глупо, как верить в победу коммунизма. Я выбираю GTI — так же, как выбираю каждый понедельник ходить на любимую работу. Хотя и против нерабочих пятниц я, в общем-то, тоже ничего не имею. /m
Другие поединки «Битвы года»
#####«Мотор» благодарит компанию «Газпром нефть» за помощь в проведении съемок.