Поправить «Короллу»
«Я не понимаю, как она может провалиться. Лучшее слово, которым я могу описать „Короллу“ — свежая. Она меньше моделей Volkswagen, но дешевле и мощнее», — так писал в июне 1968 года про только что вышедшую на американский рынок Toyota Corolla редактор Popular Mechanics Роберт Кроссли. Но, кажется, даже оптимистично настроенный журналист не представлял, чего на самом деле добьется Corolla за свою полувековую историю.
1973 год. Члены ОАПЕК отказываются поставлять нефть странам, которые поддержали Израиль в военном конфликте с коалицией арабских государств. В списке попавших под эмбарго, конечно же, были и Соединенные Штаты Америки. Запасы топлива сокращаются, а стоимость горючего растет с каждым днем. Разворачивается топливный кризис.
«Сегодня я прошу, чтобы все автозаправочные станции прекратили продажу топлива с девяти часов вечера субботы до полночи воскресенья каждую неделю, начиная с 1 декабря. Еще один наш шаг — введение по всей стране ограничения скорости для автомобилей в 50 миль в час. Мы ожидаем, что такая мера позволит сэкономить 200 тысяч баррелей бензина ежедневно», — заявил 25 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон.
В 1973-м неповоротливые монстры из Детройта почти не использовали на своих моделях двигатели, рабочий объем которых составлял хотя бы два литра: в ходу были многолитровые монстры. Генри Форд-второй и вовсе был уверен, что маленькие машины означают маленькие прибыли.
Пока большая тройка придумывала очередной гениальный план своего спасения, не шедший в разрез с их принципами и ценностями, появившаяся за несколько лет до этого на рынке США Corolla превратилась не просто в конкурента другим импортным автомобилям, а в реальную угрозу для моделей, позиции которых казались незыблемыми. Американцы по-прежнему покупали машины, но расход топлива вдруг перестал быть бесполезной информацией в буклете.
Дешевая (около 1700 долларов), надежная, простая в эксплуатации «Королла» в 1974 году была признана журналом Science and Mechanics одной из лучших машин на время топливного кризиса. Потому что аппетит версии с двигателем 1.2 составлял всего 7,6 литра на сто километров пробега.
Для сравнения, самый маленький мотор Chevrolet того времени — «четверка» 2.3 на «Веге» — потреблял 12,2 литра на «сотню».
Второй шанс «Тойоте» не понадобился. Прошло полвека и уцепившаяся когда-то за топливный кризис Corolla теперь самый продаваемый автомобиль в мире. Уже реализовано более 43 миллионов единиц, из которых 1,3 миллиона — только в 2015 году. Это всего на 300 тысяч машин меньше, чем суммарные продажи автомобилей всех марок в России за те же 12 месяцев.
Десять самых продаваемых автомобилей 2015 года
На календаре 2016-й. Теперь «Королла» имеет мало общего с простой и дешевой машиной, появившейся полвека назад. И теперь ей самой приходится отбиваться от конкурентов. И не от вернувшихся в игру по мановению волшебной палочки и госкредитов «американцев», а от давних оппонентов из Volkswagen и почуявших силу «корейцев». Hyundai Elantra и VW Golf давно прописались в списке самых продаваемых машин и медленно, но верно подбираются к японскому седану. Чем ответит Toyota?
Важная составляющая успеха Toyota Corolla в том, что на каждом рынке она своя. В Японии это недорогой, массовый седанчик, в США — приперченная спортом четырехдверка для молодых и озорных, в Китае — выбор продвинутых и прогрессивных, а в России, например, и в ЮАР — не слишком большая, но достаточно престижная модель. И ее российская версия только что обновилась.
Лейтмотив рестайлинга — добавить премиальности. Причем, и во внешности с салоном, и в ощущениях за рулем. Наверное поэтому, несмотря на принадлежность к другому классу, референсной машиной для обновленной «Короллы» стал седан… Audi A3.
Внешность Corolla поменялась значительно. Теперь четырехдверка отдаленно напоминает сверхреволюционный и предельно зеленый водородный седан Mirai. Но если экомобиль получился скучнее макраме, то «Королле» его черты пошли только на пользу. Хотя бы из-за того, что в седане теперь можно признать «Тойоту» практически с любого расстояния.
Широченный передний воздухозаборник, светодиодные фары головного света, узенькая радиаторная решетка и новые задние фонари сделали экстерьер на порядок интереснее. Но, к сожалению, никак не повлияли на спорные пропорции и кургузый силуэт, которые нравятся не всем. Например, мне.
Зато интерьер «Короллы» теперь подобрался к премиуму настолько близко, насколько это вообще возможно. Архитектура осталась прежней, но центральная консоль стала совсем другой. Небольшой дисплей, окруженный аналоговыми кнопками и крутилками, уступил место новому семидюймовому экрану со спрятанными под общее с ним стекло сенсорными клавишами.
Блок климата обзавелся качающимися вверх-вниз регуляторами, в дисплее бортового компьютера поселилась графика здорового человека, боковые дефлекторы теперь на зависть конкурентам — круглые, красивые и удобные, а селектор коробки передач отныне прикрыт кожаным мешком.
В пассив «Королле» можно записать разве что короткие подушки передних кресел, отсутствие аналоговой крутилки регулировки громкости и спорную, с точки зрения эстетического наслаждения, синюю подсветку. Но это вкусовщина в самом очевидном из ее проявлений, нежели реальные недостатки.
Технические изменения, хоть их и немного, тоже должны заставить вас думать, что Corolla — премиум высшего сорта. Подвеску немного зажали за счет новых пружин и амортизаторов, а рулю добавили тяжести. Но не сказать, что из-за перенастроенного усилителя руля «Королла» стала зажигалкой. Седан и раньше следовал за баранкой весьма пристойно, просто теперь для передачи команд колесам требуется чуть больше напрягать руки. Крены при этом минимальны, а ни одна из осей не ерзает, даже если влетать в поворот на слишком высокой скорости.
Зато перенастроенная подвеска решила проблему продольной раскачки. На дорогах, где кузов прежней «Короллы» ходил вверх-вниз с ощутимой амплитудой, обновленный седан качнется разок-другой да и вернется в привычное положение. При этом острые неровности как были проблемой «Тойоты», так ими и остались: жестко, шумно, неприятно — именно так их отрабатывает обновленная «Королла».
Подвеска — не единственный источник посторонних звуков. Автопроизводитель говорит об улучшенной шумоизоляции, но моторы в любой из версий ревут на оборотах выше 4000, а шум в районе боковых зеркал, появляющийся примерно на 80 километрах в час, дает представление о том, каково находиться на складе работающих пылесосов. Лучше стало только со звуками из колесных арок: мечущиеся камни на грунтовках теперь досаждают ощутимо меньше.
Изменений в моторной гамме «Короллы» столько же, сколько и в названии модели — ноль. Для седана доступны уже знакомые бензиновые двигатели объемом 1,3, 1,6 и 1,8 литра мощностью 99, 122 и 140 лошадиных сил соответственно. Наименее мощный мотор уживается только с «механикой», 122-сильный агрегат — с ней же и клиноременным вариатором, а 140-сильный доступен исключительно с бесступенчатой трансмиссией.
Как едет машина с 1.3, я не знаю, потому что нам их не выдали. Зато поискать разницу между 1.6 и 1.8 позволили. И она невелика — 140-сильный двигатель начинает тянуть чуть раньше, из-за чего можно увереннее чувствовать себя во время рискованных маневров, вроде обгона на двухполоске. Но ощутить что-то, что сделало бы выбор в пользу мотора 1.8 очевидным, не получилось. За исключением, пожалуй, 92-го бензина, который потребляет 140-сильный агрегат, тогда как в 1.6 нужно лить не ниже 95-го.
И это подводит нас к ценам. Самая дешевая Toyota Corolla стоит 949 тысяч рублей — столько просят за машину с 1.3, механической коробкой передач, кондиционером и подогревом передних кресел. Цены на автомобили с 1.6 и МКП начинаются с 1 миллиона 59 тысяч рублей, а если хочется автомобиль с двумя педалями, то готовьте минимум 1 миллион 96 тысяч рублей.
При этом разница в стоимости Toyota Corolla в сходных комплектациях с моторами 1.6 и 1.8 составляет всего 27 тысяч рублей. Именно эта сумма позволит без страха хвататься за пистолет с цифрами «92», но видеть чуть большую сумму в квитанции с транспортным налогом.
Посмотрев на конкурентов становится очевидно, что «Королла» ни по одному из параметров не выпадает из рынка. Ни по ценам, ни по оснащению, ни по характеристикам. При этом для «Тойоты» в России четырехдверка вообще не ключевая модель. Кассу по-прежнему делают Camry, RAV4 и Land Cruiser.
Поэтому самый маленький седан в российской линейке Toyota выполняет другую задачу — приводит новых клиентов, которые затем должны пересесть в «Камри» и остаться с «Тойотой» уже навсегда. Многомиллионые продажи? Они остаются другим рынкам. А в России у Corolla теперь уж точно есть все, чтобы справиться с поставленными перед ней целями. /m
Подробные характеристики Toyota Corolla
1.33 | 1.6 | 1.8 | |
---|---|---|---|
Тип двигателя | Бензин, R4 | Бензин, R4 | Бензин, R4 |
Рабочий объем | 1329 см³ | 1598 см³ | 1798 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 99/6000 | 122/6000 | 140/6400 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 128/3800 | 154/5200 | 173/4000 |
Тип привода | Передний | Передний | Передний |
Трансмиссия | 6МКП | 6МКП/Вариатор | Вариатор |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная типа Mc Pherson, со стабилизатором поперечной устойчивости | ||
Задняя подвеска | Полузависимая, пружинная | ||
Тормоза | Вентилируемые тормозные диски (впереди); невентилируемые тормозные диски (сзади) | ||
Габариты (ДхШхВ), мм | 4620×1775×1465 | ||
Колесная база, мм | 2700 | ||
Масса, кг | 1225-1355 | 1260-1375 | 1260-1375 |
Объем багажника, литров | 452 | ||
Объем топливного бака, литров | 55 | ||
Разгон 0-100 км/ч, сек. | 12,6 | 10,5 (МКП)/11,1 (Вариатор) | 10,2 |
Макс. скорость, км/час | 180 | 195 (МКП)/185 (Вариатор) | 195 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 5,6 | 6,6 (МКП)/6,3 (Вариатор) | 6,4 |
Цена, руб. | от 949 000 | от 1 059 000 | от 1 277 000 |