Презумпция невиновности
По-настоящему суровых машин – тех, что ездят не быстро, но всегда и везде, почти не осталось. «Патрол» и «Крузак» уже не те, а LR Defender, кажется, не выдержал соседства с машинами семейства Range Rover и попросил об отставке самостоятельно. И что в остатке? «УАЗы», «Нивы»... и внедорожники Mitsubishi Motors, над которыми время либо не властно, либо просто не в курсе их существования.
В 2015 году, за сутки до дня ВДВ (символично!), компания Mitsubishi Motors представила Pajero Sport третьего поколения. Спустя год внедорожник добрался до России, а еще примерно через год до дилеров доехала и модификация с дизельным двигателем, который скрасил одиночество бензиновой «шестерки». И вот он у нас в руках.
К радости любителей прекрасного, Pajero Sport теперь не выглядит латентной сельхозтехникой с признаками снегоболотохода. Внешность новой модели обильно сдобрили хромом и дизайнерскими изысками, за которые, правда, японцам предъявил почти каждый гражданин РФ, отстаивающий самобытность «ладавского» X-лица. Но внешность обманчива. Потому что по технике эта машина — все еще почти снегоболотоход.
Ехать топить его в болотах в одиночку? Глупости какие! Позвать с ним вместе Toyota Land Cruiser Prado? Рискуем получить бой боксеров-тяжеловесов, в которых два здоровенных увальня висят друг на друге и изредка дают друг другу по лицу. Скучно! С Pajero Sport на бездорожье мы отправляем плута и проходимца, охмурившего сотни тысяч россиян. Это самый внедорожный из кроссоверов и самый кроссоверный из внедорожников — Renault Duster.
Да, между ними пропасть. Да, Duster стоит втрое дешевле Pajero Sport, а о некоторых пунктах из списка опций «Спорта» этот француз не может мечтать даже в самых смелых снах. Но сегодня речь не о длине списков и толщине кошельков. Внедорожнику Mitsubishi предстоит доказать, насколько больше он может там, где слово «асфальт» — это обидное ругательство.
Даже поверхностное заключение диванной экспертной комиссии прямо указывает на то, что Pajero Sport – в квадриллион раз больше внедорожник, чем Renault Duster. Он рамный. У него полный привод Super Select, а это значит, что на асфальте «Паджеро» может быть заднеприводным, на скользких покрытиях – полноприводным, в грязи – с заблокированным центром. А тем, кто любит забираться в совсем уж беспросветную глушь (но не готов оставаться в ней навсегда), предназначены понижайка, которая после смены поколений стала «короче», и даже жесткая блокировка заднего межколесного диффа. Солидно!
У Pajero Sport внушительный дорожный просвет в 218 миллиметров (плюс три миллиметра к предшественнику) и 700 миллиметров максимальной глубины преодолеваемого брода. Правда, все эти хромированно-премиально-дизайнерские изыски в передней части кузова изрядно подгадили геометрии «Паджеро». Угол въезда теперь составляет 30 градусов, хотя раньше были все 36!
«Дастер» на этом фоне выглядит совсем просто. Но мы ведь знаем, что если не требовать от этой тачки премиального комфорта, уникального дизайна или рвущей шаблоны электроники, то в остальном она не подведет. Подвеска и ее энергоемкость — потрясающие, электромагнитная муфта GKN в приводе задних колес — неубиваемая. С геометрией полный порядок: угол въезда — 30 градусов, съезда — 36, а клиренс — 210 миллиметров. Чего еще нужно?
В нашем случае и без того приятную картинку дополняет полуторалитровый дизельный мотор, 240 Нм тяги которого доступны уже с 1750 оборотов в минуту. Сочетается он с шестиступенчатой «механикой» с очень короткой первой передачей, по сути играющей роль понижайки. На Pajero Sport тоже дизельный двигатель: 2,4-литровая «четверка» мощностью в 181 лошадиную силу (430 Нм). Правда, и таскают они не 1,4 тонны «Дастера», а две с хвостиком!
По паспорту Pajero Sport быстрее Renault Duster в разгоне до сотни на 0,9 секунды, но реально почувствовать эту разницу почти невозможно – скорее наоборот. Японец, как ёкодзуна, с грацией мамонта отчаливает от стартовой линии светофора и с грустью наблюдает, как соседи по потоку дружно исчезают где-то за поворотом. А добравшись до этого самого поворота, «Паджеро» тоже ничем не обрадует своего капитана. Тормоза у него не очень информативные и не слишком эффективные. Ткнул ногой в левую педаль – ничего. Ткнул посильнее – что-то появилось. Приложился так, что едва не сломал себе пальцы на ноге – во, работает!
Да и сами повороты – не конек этого парня. Валкий, неторопливый, с длинным и неинформативным рулем... Нет, к черту эти ваши извилистые дороги. Где тут ближайший съезд на грунтовку?
«Дастер» на этом фоне – хот-хэтч! В городе, при отсутствии рассинхрона левой ноги и правой руки, на этой машине можно передвигаться очень бодро. Тормозов, хоть сзади и барабаны, хватает, руль точный, но немного перегруженный усилием. Чпунь, бам, бдыщь – и под аккомпанемент пластикового скрипа и далекой от идеальной шумоизоляции (хотя над ней и поработали во время обновления в 2015 году) француз вырывается из потока, влегкую перепрыгивает раздолбанные трамвайные пути и уносится вдаль. Туда, где его уже ждет Pajero Sport – в грязь и лужи.
Вообще, есть несколько триггеров, знаменующих начало больших приключений той точки, откуда произрастает ваш седалищный нерв. И если в молодости все начиналось со слова «слабо?», то в возрасте постарше невероятное веселье (или большие неприятности) сулит фраза «а давайте!…».
«А давайте поставим Pajero Sport вот в той луже, Duster загоним вот сюда и снимем их вместе», – обсуждаем мы варианты посреди грязевого месива, избранного съемочной площадкой. А давайте! Pajero Sport трогается с места и без видимых проблем пересекает колею, попадая на путь, который прямой наводкой приведет его к той-самой-луже.
Пара метров – и внедорожник Mitsubishi под осуждающим взглядом «Дастера» замирает на месте, безвольно вращая колесами. И ведь колеса не простые, а зубастые Bridgestone Dueler A/T, вот только раскисшей от дождей земле решительно на это наплевать.
Нет, японец, конечно же, не превратился в безвольную груду железа, попавшую в плен к злодейке природе. Потихоньку, враскачку – благо, восьмиступенчатый «автомат» не особо этому препятствует – «Паджеро» при заблокированных дифференциалах и включенной понижайке худо-бедно двигался немного вперед и немного назад. Но самому последнему рывку на пути к свободе, который бы доставил японский внедорожник в желанную и живописную лужу, мешала… его красота, во имя которой пострадала геометрическая проходимость.
Как оказалось, шесть градусов «геометрии» – это много. От Pajero Sport всего-то требовалось было перепрыгнуть через холм, чтобы поехать дальше, но нижняя кромка переднего бампера и лист металлической защиты под ним упирались в грунт, и ни 430 Нм момента, ни мощные шины не могли перекинуть 2095 килограммов японского металла и пластика туда, куда было нужно нам.
От идеи поставить Pajero Sport в лужу мы отказались, достали трос, прицепили его к «Дастеру» и без особой надежды решили попробовать дернуть японца – чтобы он перескочил в другую колею и все-таки смог поехать дальше. И, как оказалось, француз – весьма способный атлет! Несмотря на скромный объем мотора, он смог сдвинуть с места мамонта, которого подвели шины и красота.
Воодушевившись этой победой и тем, как Pajero Sport без особых трудностей проехал по соседней колее дальше, мы отправили Renault в ближний бой. Если бы этот парень не смог выбраться с нашей внедорожной игровой площадки, его бы точно ждали в Вальхалле как воина, принявшего достойную смерть в битве. Потому что он – настоящий боец, который вообще не знает, что такое сдаваться!
Шайбу в положение Lock, первая передача, газ – и «Дастер», как мячик для пинг-понга, поскакал через лужи, буераки и ямы вдогонку за Pajero Sport. Находясь в этот момент внутри французского кроссовера понимаешь, как чувствуют себя игральные кости в стакане уличного шарлатана. И не понимаешь, откуда у этой тачки столько сил и упорства, чтобы держать один удар за другим и ехать почти туда, куда повернуты колеса.
Нет, правда, даже наши страхи за тоненькие поперечные рычаги задней подвески оказались напрасными, потому что после пары сочных «панчей» брюхом о землю и обнаруженного под машиной полена с железом не случилось ничего. Вообще.
И так бы и ехал наш «Дастер» дальше, если бы этот процесс не надоел его шинам. Кроссовер был обут в покрышки Continental CrossContact LX – производитель честно заявляет, что они предназначены для легкого бездорожья. А то бездорожье, на котором оказались мы, легким назовет только водитель трехосного «КрАЗа».
Протектор окончательно забился в тот самый момент, когда «Дастеру» надо было перепрыгнуть из одной колеи в другую, чтобы спокойно поехать дальше. Левое переднее колесо отказалось цепляться за край бугра. Сдаю назад – и обнаруживается новое препятствие: фаркоп. Вернуться туда, откуда приехали, не получится, потому что торчащая железяка упирается в землю и не дает двигаться.
Рывок вперед, рывок назад, рывок вперед, рывок назад. И так – почти час, играя сцеплением в надежде, что вот сейчас-то все точно получится. Крепление розетки на фаркопе уже погнулось под неистовым натиском маленького француза, а из-за грязи, покрывающей кузов и салон «Дастера», цвет машины распознать уже практически невозможно.
Но он так и не сдался!
Муфта исправно отдавала момент на задние колеса, а сцепление, сколько бы мы его ни поджигали, не издавало предательских запахов поражения.
Будь на тестовой машине покрышки с боковинами позубастее, этот грязевой холмик на краю колеи был бы покорен на раз-два, а кроссовер Renault еще более нагло бы пялился на расфуфыренный Pajero Sport.
Но прорубить себе окно туда, куда нужно было ехать, «Дастер» самостоятельно так и не смог. Но у нас был план! Почти такой же великолепный, как у 11 друзей Оушена. Стоявший позади Pajero Sport без лишних вопросов получил трос на морду и дернул кроссовер Renault назад — туда, куда отчаянно мешал уехать фаркоп и нежелание доставать лопату. Путь вперед для Mitsubishi был открыт.
Теперь пришла очередь Pajero Sport преподать «Дастеру» урок хороших манер. Увалень на асфальте, на бездорожье японец берсерком пролетел через бугор, остановивший француза, и встал там, куда так стремился Renault. Duster опять ломанулся вперед и сел в ту же лужу. Только на этот раз перед ним стоял Pajero Sport, который вновь взял француза на трос и вытащил его из этого нестрашного на вид, но в действительности очень сурового места.
Отдышавшись и отмыв рожи от налипшей грязи, мы сходимся во мнении, что у Renault Duster и Mitsubishi Pajero Sport примерно одинаковое количество ограничивающих их возможности факторов. «Паджеро» – большой и тяжелый, зато Super Select не вывозит этого динозавра только оттуда, откуда выбраться самостоятельно практически невозможно.
Duster… Это один из самых удачных автомобилей десятилетия. Да, полный привод на муфте. Но ведь работает и не чихает! Да, он весь такой жестко-пластиковый и не очень красивый. Зато пачкать не жалко. Да, небыстрый. Но зачем на нем гонять?
Зато именно «Дастер» сумел воплотить в себе все то, что нужно людям, которым каждый месяц приходится выбирать между новыми кроссовками и квартплатой. Он такой же несгибаемый, как и они. Такой же вечный оптимист, вылезающий из одной ямы, чтобы неизбежно залезть в другую. Его связь с народом — кармическая. Ну как иначе объяснить то, что даже с выходом Creta, в активе которой козырь новизны, продажи «Дастера» не особо-то и просели?
Вот только Renault Duster все равно воспринимается как временный вариант — до наступления пресловутых «лучших времен». Что-то между «Нивой» и «нормальным внедорожником».
Внедорожником, вроде Mitsubishi Pajero Sport. Его можно купить осознанно, всерьез и надолго. Пусть он посредственно едет по асфальту и не слишком комфортен на разбитой дороге, раздражает спорными решениями в дизайне и застрявшим в прошлом десятилетии салоном, но теперь это уже не утилитарный грузовик, а вполне приличный вариант для каждодневного использования, способный на серьезные подвиги вне дорог. В конце концов, там, где «Дастер» столкнулся с непреодолимыми препятствиями, «Паджеро» проехал без усилий.
А что касается трехкратной разницы... Пусть Renault Duster оказался на бездорожье чуть слабее Pajero Sport, обижать его мы не позволим. В конце концов, 300 спартанцев тоже полегли, хотя рубились как звери. Разница лишь в том, что в этот раз большие силы были союзниками «Дастера», а не его противниками. И силы эти – Pajero Sport.
Большой и суровый, как валун, но обтесанный и окультуренный, чтобы когда-нибудь стать памятником массовым рамным внедорожникам. Пока он живет и здравствует в надежде на то, что еще остались люди, готовые заплатить три миллиона за машину, которая ненавидит асфальт. И такие, я уверен, все еще есть. Для всех остальных давно придумали «Дастер». /m