Операция «Лесополоса»
Маньяка Чикатило ловили всем Советским Союзом больше десяти лет, а он все это время спокойно преподавал в ПТУ русский язык и литературу, а по выходным ходил за пивом с трехлитровой банкой в авоське. Причем тут Subaru Forester и их владельцы? За внешностью семьянина скрывается сектант покруче члена «Семьи» Чарльза Мэнсона, мечтающий вырваться в лес и предаться там любимому занятию. «Мотор» поймал обновленный «Форестер», лучшего друга рыбака и охотника, в лесу Владимирской области, помимо прочего, попытался понять, удобно ли из него стрелять на ходу.
Subaru Forester для японского рынка обновился в октябре прошлого года, в марте пришел черед европейской версии, а в мае кроссовер добрался до нас. «Форики» россияне очень любят — по нашим дорогам ездит целый лесхоз этих машин, зачастую творчески доработанных. Но что конкретно изменилось в нем после обновления — на этот вопрос трудно будет ответить даже самому внимательному фанату модели.
Предлагаем наглядно сравнить дорестайлинговый «Форик» со свежим и от всей души подубасить на нем в его родной стихии — кочковатому полю, пережившему атаку нацгвардии кротов и в некоторых местах скисшему до состояния болота. Тем более, на этом поле нам придется стрелять из пейнтбольного маркера по мишеням. Да, прямо из окна обновленного «Форика».
Покажите фоторобот!
Subaru Forester четвертого поколения выпускается с 2012 года, а нынешний рестайлинг стал для него уже вторым по счету. Вроде бы от предыдущей версии новинка отличается только косметически, но стоит приглядеться — хм, а с новой-то «мордой» кроссовер стал солиднее! Чуть-чуть, но солиднее. Похожая метаморфоза недавно произошла с младшей моделью XV, и этому игрушечному хэтчбеку она явно пошла в плюс.
Forester получил новую радиаторную решетку, ячейки которой стали значительно крупнее, а хромированная горизонтальная планка с эмблемой переместилась чуть ниже — от капота и ближе к центру. Кроме того, изменилась форма переднего бампера, секции противотуманок обрамились черным пластиком, а над самими противотуманками теперь есть горизонтальные декоративные накладки.
Кроме того, изменилась передняя светотехника и дизайн задних фонарей, а для дорогих версий стали доступны светодиодные фары с функцией Steering Responsive Headlight, которые автоматически корректируют направление света при движении в повороте. Наконец, поменялся дизайн 17-дюймовых колесных дисков: теперь вместо пяти широких спиц — шесть, поуже. Топовому турбированному «Форестеру» положены 18-дюймовые колеса (они тоже изменились), но 241-сильную версию российское представительство Subaru на этот тест не привезло.
Что у него внутри? Давайте психологический портрет!
Самые значительные изменения произошли с «Форестером» внутри. Во-первых, заметно улучшилась шумоизоляция. Поверьте, о том, что ты сидишь в машине компании, которая еще недавно даже не задумывалась о качестве салона и акустическом комфорте пассажиров, не напоминает вообще ничего. Разве что традиционная для Subaru тряпочка-занавес, прикрывающая внутренности рулевой колонки. Но давайте будем относиться к этому как к данности (или традиции), и постараемся не думать о том, что за ней может уместиться целый театр Кабуки.
Во-вторых, как и в случае с XV, из дорогого универсала Outback сюда переехало классное рулевое колесо, которое теперь по умолчанию оснащается обогревом. Руль очень приятный на ощупь, утолщенный в местах хвата и полностью соответствует драйверскому характеру Subaru: тебя не «отпускает», и тебе отпускать не хочется. Обогрев, кстати, появился и на задних сиденьях, причем он доступен начиная далеко не с топовой версии BM с двухлитровым мотором и вариатором, которая должна стать тягачом продаж.
В-третьих, и это самое главное, инженеры Subaru неплохо поработали с управляемостью, плавностью хода и настройками вариатора. Разом были побеждены и дряблость подвески, и нечеткость руля в нулевой зоне, и нервный вариатор. Последнее — некогда настоящий бич некоторых моделей Subaru — окончательно ушло в прошлое. При старте с места машина теперь не «прыгает» вперед, и если раньше на педаль приходилось нажимать очень аккуратно, буквально нащупывая момент комфортного старта, то теперь старт проходит куда спокойнее.
И в каких районах орудует «Лесник»?
Оценить все хорошее, что произошло с «Форестером» после обновления, мы отправились в соседнюю область, причем в программе испытания значилась не только езда по пересеченной местности и глухому лесному бездорожью, но и обычная, продырявленная дорога провинциального городка. Как очень хорошо пошутил кто-то из организаторов, кажется, что вместе с Сирией наши ВВС (простите, ВКС) зацепили и Владимирскую область. Поэтому нам удалось получить целый набор полезных впечатлений, ведь именно такая череда стихий — плохой асфальт, грунтовка и офроуд — привычна для среднестатистического покупателя.
К сожалению, на тесте не было не только турбированной версии XT, но и варианта с 2,5-литровым «атмсоферником» или комплектации с шестиступенчатой «механикой». Последнее, впрочем, не особо обидно: на версию с «палкой» приходится ничтожный процент от общего числа продаж. Нам же досталась самая ходовая модификация — с двухлитровым безнаддувным агрегатом мощностью 150 лошадиных сил и вариатором, имеющим шесть виртуальных ступеней.
В паре с бесступенчатой коробкой мотор разгоняет «Форик» очень плавно, с запасом тяги и без привычного для машин с вариатором «зависания» на одном диапазоне оборотов. Впрочем, приятные впечатления сохраняются только до скорости около 80 километров в час. За этой отметкой намек на динамичность испаряется, кроссовер набирает скорость неохотно, а особенно сильно недостаток тяги беспокоит на обгонах. Перенастроенный вариатор вроде бы дольше прежнего держит обороты у красной зоны, но чуда не случается: эти 150 сил — такие же «долгие», как прежние.
Так что прочь с трассы. Ведь самый кайф для Subaru Forester и его хозяина — это поле, русское поле. Всеядная подвеска «Форика» позволяет нестись по нему с первой космической: никаких раскачек, болтанок, признаков скорого пробоя и вероятности того, что сейчас твоя машина врубится в кочку носом. Кроссовер летит по буграм словно катер на воздушной подушке, и если есть на свете лучшее материальное выражение слов «сбито» и «плотно» — то я сейчас в нем.
По легенде, нам с напарником надо было на время поразить из пейнтбольного ружья как можно больше мишеней, расставленных в кустах по периметру поля. Водитель рулит, пассажир стреляет из открытого окна, потом меняются местами. Так вот, «Форику» было настолько начхать на то, какие ухабы находится под его колесами, что мы то и дело превышали скорость, и стреляющий просто не успевал прицелиться. Мишень уже осталась где-то позади, надо готовиться к замедлению у следующей (полная остановка была запрещена правилами)… ой, а вот и она. Опять, проскочили.
Поэтому палили как придется, без оглядки на результат. Тем более, оказалось, что самое интересное было впереди, и спринты по полю стали своего рода тренировкой. Суперигрой нашего капитал-шоу стали бесконечный «режим свободной езды» и огромная лужа с глубокой колеей. Вот тут-то мы и оторвались! Разгон, нырок в лужу, снова разгон, резкий разворот, занос, «Газу поддай!», «Колеса выравнивай!», и опять разгон, и снова нырок. Повторять это можно было снова и снова. Forester купался в грязи веселым хрюкающим поросенком, раскаленные неотключаемой, но чуть придушиваемой системой стабилизации тормоза дымились от контакта с водой, сильно пахло паленым. Зато радости — полные резиновые сапоги.
Маньяк поволок вас в грязь?
Со «спецучастка», где мы почувствовали себя пилотами WRC, возвращались лесной дорогой, больше похожей не на дорогу, а на жертву лесовозов-изуверов. Вспоротая грузовиками грязь, брустверы по краям — одна ошибка и ты либо посадишь «Форя» на брюхо, либо зацепишь «мордой» земляную насыпь. Узко и страшно, хочется ехать как можно медленнее и аккуратнее, но смелый и мудрый совет напарника («Да ты че! Жми! У него клиренс 220 миллиметров!») добавляет уверенности. А ведь действительно! С виду Forester выглядит как обычный кроссовер (читай, никак) и не толкает на подвиги, но стоит тебе проехать по разбомбленной дороге полкилометра, как за спиной вырастают внедорожные крылья. Спецучасток WRC продолжается.
Там же, где действительно опасно и надо сбрасывать скорость до минимума, водителя страхует внедорожный режим X-Mode, активирующийся нажатием кнопки на центральной панели и автоматически отключающийся, когда стрелка спидометра переваливает за 40 километров в час. Электроника самостоятельно регулирует работу двигателя, трансмиссии и системы стабилизации, а на второй экран, расположенный над блоком мультимедийной системы, выводится красивая инфографика, показывающая, на какие колеса сейчас подается тяга.
С лесной дороги Forester съехал грязный, потрепанный и с немного помятой пластиковой накладкой на бампере. Учитывая, какой приступ клаустрофобии нам пришлось испытать в этой грязевой колее и какие высоты преодолел «Лесник», эти повреждения показались нам комариным укусом. Forester отлично справился с бездорожьем, близким к тяжелому, и если бы он учился в школе, то по геометрии всегда бы имел твердую «пятерку».
Есть ли у «Форестера» сообщники?
Есть. Но не сообщники, а конкуренты. И вот тут начинаются муки выбора — ведь за 1 миллион 800 тысяч рублей, которые просят за Forester 2015 модельного года (цены на обновленный пока не названы), можно купить много чего похожего. Тут и Kia Sportage в максимальнейшей комплектации, и плавно уходящий на покой Volkswagen Tiguan первого поколения, и много чего еще. Тем более, за отметкой 1,8 миллиона начинается зона полноразмерных кроссоверов, типа Kia Sorento. Зачем же тогда покупать Forester?
Это магия, парни. На «Форестер» приходится 40 процентов всех продаж Subaru в России, на сайтах дилеров эта модель отмечена плашкой «Хит», поэтому вывод напрашивается сам собой: если человек хочет Subaru, в большинстве случаев он выбирает именно «Форик». Формула проста: магия бренда плюс желание купить себе «машину повыше». Надо ли лишний раз говорить про иррациональность такого выбора?
Маньякам из секты Subaru плевать на чужое мнение. Их не заботит внешность этой машины, престиж бренда или качество интерьера. Им нужна Subaru, полный привод и возможность проехать к месту рыбалки поперек поля. В кризисном 2015 году эти люди умудрились купить 4487 «Форестеров» — это на 59,3 процента меньше, чем в 2014-м, но все равно хорошая цифра. Так что это диагноз. Правда, на 2016 год российское представительство снизило план продаж до 4000 штук. Поэтому через полгода посмотрим, сколько людей попадется в лесную заимку Subaru. /m
Технические характеристики
Тип двигателя | Бензиновый, H4 |
Рабочий объем | 1995 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/6200 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 198/1400-4200 |
Тип привода | Полный |
Трансмиссия | Вариатор |
Передняя подвеска | Пружинная, MacPherson |
Задняя подвеска | Пружинная, на двойных поперечных рычагах |
Тормоза | Передние — дисковые вентилируемые, задние — дисковые |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4610×1795×1735 |
Колесная база, мм | 2640 |
Масса, кг | 1621 |
Разгон 0-100 км/ч, с. | 11,8 |
Макс. скорость, км/ч | 192 |
Размерность покрышек | 225/60 R17 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 8,2 |
Цена в России | – |