Тест-драйв

Майн крафт

Тест-драйв самого быстрого Smart от ателье Brabus

© Smart

«Стиралка» на колесах, родившаяся в союзе автомобильного концерна и часовой марки, выпускаемая на границе двух стран и доработанная в одном из частным тюнинг-ателье. «Мотор» поездил на Smart Brabus по автобанам и гоночному треку, отдышался, и теперь скучает по этому штучному товару.

«Стиралка» на колесах, родившаяся в союзе автомобильного концерна и часовой марки, выпускаемая на границе двух стран и доработанная в одном из частных тюнинг-ателье. «Мотор» поездил на Smart Brabus по автобанам и гоночному треку, отдышался, и теперь скучает по этому штучному товару.

В современном мире властители больших стран больше не подчиняют маленькие территории взмахом одной брови, а компании-гиганты страдают от контор, бюджет которых формируется из пожертвований в интернете. Малые пивоварни сражаются с цистернами безвкусного лагера, а словом «крафт» теперь модно называют все, что сделано не на большом конвейере. Smart от «Брабуса», пусть самому ателье уже сорок лет и оно разросролось до полноценного производства, вписывается в этот ряд как никто другой. Редкий, необычный, быстрый. Сделанный усилиями Франции и Германии. Но, к сожалению, чрезвычайно маленький и дорогой. Стоит ли игра свеч?

1997 год. Жак Ширак и Гельмут Коль, большие друзья первого президента России, открывают завод Smart.

Когда Бодо Бушман в 1977 году создавал Brabus, он просто хотел, чтобы большие «Мерседесы», которые продавал его богатый папа, были быстрее Porsche, на котором он ездил в то время. Отец от стыда запрещал ему парковать личную машину у своего автосалона, а спустя годы «Брабус» из конторы, которая хотела дать бой «Порше», превратился в синоним китча. В производителя бешеных моторов, слоеных аэрообвесов и кожаных сидений с ромбовидной прострочкой. И теперь слова tailor-made, индпошив и спецзаказ уже неотделимы от названия фирмы, ассоциирующейся у россиян с «Гелендвагеном» и сверхмощными «эсками».

Мы стоим перед десятком Smart Brabus кислотных цветов и даже на расстоянии ощущаем магию tailor-made. Ведь если вам нужен новый «Смарт» необычной окраски и со «спортивным» интерьером, у вас есть только одна дорога — в Brabus. Чумовые цвета и «гоночные» аксессуары можно заказать через дилерский центр Mercedes-Benz даже для обычного «Смарта», но чего вы не получите в этом случае — так это «раздутого» с 90 до 109 сил трехцилиндрового турбомотора. Потому что это прерогатива только версии Brabus.

Во всех остальных случаях, даже доплатив за особый цвет от «Брабуса», вы купите дефолтный сити-кар — да, веселый, да, стильный, но все-таки не такой штучный и безумный.

Название Brabus сложено из первых слогов фамилий основателей компании — Бракман и Бушман. Причем Клаус Бракман проработал в «Брабусе» всего две недели. Однокурсник Бушмана, он был нужен ему только для регистрации юрлица — по немецким законам, открыть фирму могут минимум два человека.

Когда-то Бушман выпускал «лимузины» W140 и мощнейшие купе с длиннющими капотами и V12 в их утробе, а сегодня мы готовимся залезть в швейную машинку — настолько маленькую, что юноша, зарабатывающий мытьем фар в очереди «Макавто», может забыться и случайно помыть ее целиком. Садимся в болотно-зеленый Smart ForTwo Cabrio и отправляемся на тестовый трек Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена. Нас ждет 200-километровое путешествие — такое же короткое, как и сам «Смарт» — и несколько кругов по закрытой слаломной трассе.

Крыша Smart ForTwo Cabrio складывается нажатием кнопки в салоне за 12 секунд, на любой скорости и имеет два положения. Кроме того, можно вручную снять дуги, соединяющие передние и задние стойки, и убрать их в специальный отсек в крышке багажника. Все это актуально и для версии Brabus.

Первое ощущение за рулем Smart нового поколения (вообще Smart, а не именно Brabus) — он стал лучше предыдущего. Теперь это машина! Длина осталась прежней, высота изменилась незначительно, но за счет существенной прибавки в ширине и колее этот коротыш теперь ощущается на шоссе почти как обычный хэтчбек, а не как сдуваемая ветром собачья будка. Дополнительной устойчивости в нашем случае добавили «спортивные» пружины и амортизаторы Brabus Sports Performance, которые на 20 процентов жестче обычных, и цепкие шины Yokohama размерности 185/50/16 спереди и 205/40/17 сзади. Причем получившуюся тележку нельзя назвать экстремально жесткой — она нормальная, это все-таки не трековая игрушка.

Еще десять интересных Brabus-«Смартов»

«Смарты» выпускаются в «Смартвилле» — комплексе заводов «Даймлера» во французском Амбахе, в десяти километрах от немецкой границы. Затем часть машин отправляются на доработку на базу «Брабуса» в город Боттроп в западной Германии.

По шоссе на брабусовском «Смарте» можно спокойно ехать со скоростью 150 километров в час и чувствовать себя полноценным участником движения. Подрулевые лепестки шестиступенчатого «робота» с двумя сцеплениями позволяют оперативно переключаться вниз при обгонах, держа мотор в тонусе, сама коробка быстра, а рулевой механизм с переменным передаточным числом дает возможность лавировать в потоке с точностью игрока в русский бильярд.

Впереди съезд с автобана. Руль слегка вправо, пристраиваемся за фурой, щелчок левым лепестком — четвертая передача, щелчок — третья, стрелка тахометра в «будильнике» слева от приборной панели взмахивает вверх. Резво съезжаем с трассы, обгоняем фуру и под хмурое сопение выпускной системы готовимся повторить этот трюк снова.

Знание того, что Smart не только заднеприводный, но еще и заднемоторный обеспечивает тебя постоянным уровнем азарта, а брабусовские аксессуары интерьера и два торчащих из-под заднего диффузора выхлопных патрубка умножают это ощущение на два. Быстрое движением рулем, легкое нажатие педали акселератора, и двухдверка, чуть вильнув боком и пискнув колесами, ловко заныривает на круговое движение.

Съезжаем с «круга», останавливаемся на «аварийке» у обочины. Нажимаем на обе педали, отпускаем тормоз — и ForTwo срывается с места под смех пассажира. Это функция Race Start позволяет вот так, без отключения трекшн-контроля, весело пулять с места. Хочется повторять этот трюк снова и снова.

«Смарт» умеет очень круто и задорно «переключаться» между режимами «езда по прямой» и «фан в поворотах», и если бы он занимался кросс-фитом, когда надо много раз подпрыгнуть, а потом сразу, без передышки, много раз отжаться, он бы был качком порельефнее G-Class от «Брабуса».

Но в этом, как ни странно, обратная сторона Smart Brabus. Энтузиаст, по воле случая проведший за его рулем несколько часов, получит кайф, а обычный покупатель вряд ли будет визжать от радости слишком долго. Ему с этой машиной жить. Ведь, по большому счету, у Smart Brabus есть маленький багажник и всего два агрегатных состояния — бешеное и полу-бешеное.

Ездить в овощном городском режиме на нем… странно. Выхлопная система постоянно бурчит (приятно, чего уж там), но отключить или уменьшить этот гул никак нельзя. Подвеска совсем не мягкая, а заднемоторная компоновка требует от потенциальных покупательниц уверенных водительских навыков, особенно зимой. Система стабилизации, хоть и настроена по-спортивному, в случае чего обязательно выручит, но лучше все же предупредить. Ездить на Smart надо аккуратно, а на Smart Brabus — ювелирно.

Второе имя Smart Brabus — Pocket Rocket, «карманная ракета». Тянет ли она карман, узнаем скоро: продажи начнутся в России в сентябре 2016 года.

Тем более, если речь идет про пятидверную версию ForFour. По ощущениям от прохождения поворотов это совсем другая машина. Управлять ей надо с постоянной поправкой на возросшую длину. Да, она вместительнее и практичнее, но давайте начистоту: это уже не тот Smart, который всех умиляет. Версия для четырех человек не только выглядит иначе — она ощущается иначе. У нее нет второго — бешеного — агрегатного состояния, дарящего легкость при езде по круговому движению и в 90-градусных городских поворотах.

Он тоже юркий, азартный, но все же ForFour — уже почти полноценный хэтчбек, а это территория совсем других машин. В этом свете куда предпочтительнее кажется Renault Twingo GT, полный клон Smart Brabus. Он чуть длиннее, и у него немного больше багажник, да и идеологически «Твинго» ближе к концепции заднемоторного сити-кара. Все-таки Smart — это история про двух молодых эгоистов на переднем ряду и экстремально короткую длину кузова, позволяющую парковаться где хочется.

Кто точно знает толк в компактности и малой массе — так это участники британского монокубка Smart 4Two Cup. Ради премьеры Smart Brabus в Германии они плюнули на собственные выходные и привезли любимые машины на гоночный трек черт знает за сколько километров от дома. И показали, как надо.

На гоночном треке вновь пересаживаемся в ForTwo и вновь проникаемся магией «Смарта». На трассу нас вывозит сейфти-кар с оранжевыми мигалками, точно такой же новенький Brabus ForTwo, мы делаем один ознакомительный круг, машина безопасности сворачивает с трассы — и нача…

Точнее, уже заканчивается. У меня есть всего четыре круга, чтобы проехать трассу максимально быстро, не задеть конусы и не опрокинуть четырехколесную табуретку с турбомотором. «Заряженный» Smart визжит колесами как потерпевший, опасно виляет задницей при позднем торможении, но делает свое дело на отлично, позволяя «наматывать» себя вокруг конусов.

Smart Brabus и другие резвые малыши

Да, Smart Brabus очень маневренный, круто выглядит и приятно бурчит, но достаточно ли этого для того, чтобы бороться за покупателя с такими же быстрыми лиллипутами? Сомневаемся. В Европе конкуренты подчас стоят столько же или даже дешевле (см. Abarth 595). А сможет ли он навязать борьбу полноценным хот-хэтчам? Вряд ли.

Поэтому покупателям «Смарта» от Brabus остаются только урчание выхлопа, умеренный китч и способность превращать круговое движение в водоворот. /m

Smart Brabus
Нравится
Такой вряд ли будет у кого-то еще
He нравится
Ради уникальности придется пожертвовать практичностью и немало заплатить
Вердикт
Единственная возможность купить ракету и носить ее в кармане
898 см³, R3, 109 л.с., 170 Нм
6РТ
4,6 л./100 км., 0-100 км/ч за 9,5 сек., 165 км/ч
995 кг

Подробные характеристики Smart Brabus

Smart ForTwo BrabusSmart ForFour Brabus
Тип двигателяБензиновый, R3Бензиновый, R3
Рабочий объем898 см³898 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин109/5750109/5750
Макс. момент, Нм/об/мин170/2000170/2000
Тип приводазаднийзадний
Трансмиссия6DCT6DCT
Передняя подвескаMacPhersonMacPherson
Задняя подвескаДе ДионДе Дион
ТормозаДисковые спереди/Барабанные сзадиДисковые спереди/Барабанные сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 2740×1663×15433525×1665×1543
Колесная база, мм 18732494
Масса, кг 9951095
Разгон 0-100 км/ч, с.9,510,5
Макс. скорость, км/ч165180
Расход топлива (комб.), л/100 км 4,54,6
Теги:
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget