Иван да Меню
Интервью с пилотами заводской команды ChevroletВ плане интриги туринговому чемпионату мира в сезоне 2011 года похвастать особенно нечем. После того, как за последние два года WTCC покинули заводские команды SEAT и BMW, оставшаяся в первенстве Chevrolet громит соперников с той же легкостью, что и Ferrari в лучшие годы в Формуле-1 – из шести гонок текущего сезона пять выиграли пилоты "синих".
Роль Михаэля Шумахера перед началом сезона эксперты отводили Ивану Мюллеру – в прошлом году француз принес Chevrolet первый титул и, казалось, без особого труда добудет и второй. Но легкой прогулки уже точно не получится. В самой команде у Мюллера вырос достойный соперник – из пяти побед Chevrolet в сезоне четыре на счету Роберта Хаффа, а у самого же Ивана пока ни одной. Даже Ален Меню, которого к фаворитам чемпионата не причислял практически никто, уже успел выиграть один заезд.
Три пилота Chevrolet занимают три первые строчки в протоколе личного зачета WTCC. Хафф лидирует с немалым отрывом, опережая Меню и Мюллера, но они не собираются сдаваться. В беседе с корреспондентом "Авто.Ленты" Иван и Ален рассказали о том как собираются бороться с быстрым напарником, затем покритиковали новые правила квалификации, а в завершении порассуждали о планах на будущее…
??Авто.Лента: Похоже, команда непобедима…
?- Иван Мюллер: Я бы так говорить не стал – все-таки Габриэле Тарквини выиграл одну из гонок в Бельгии. Так что пилоты на других машинах тоже могут побеждать на отдельных этапах. В чемпионате – да, наверное, Chevrolet догнать будет сложно. Но сезон длинный, всякое может случиться…
??Роберт Хафф в этом году выиграл уже три квалификации, у него больше всех побед в гонках. Ожидали, что он будет так быстр?
?- Ален Меню: Он был быстр еще и в прошлом году – так что никаких сюрпризов. Думаю, тут я могу говорить и за Ивана: мы ожидали от него сильного начала сезона. Но он точно не непобедим. Пока обстоятельства складываются в пользу Роба, но так не будет продолжаться все время.
??Сражаться с собственным напарником по команде легче, чем с пилотами на других автомобилях? В этом году, похоже, бороться вам придется только между собой.
?- Меню: Лично мне хотелось бы бороться с пилотами других команд. Потому что когда ты сражаешься с напарником, приходится быть более осторожным – не допустить ошибку, не выбить его с трассы. Если ты сталкиваешься с кем-то другим – это не такая большая проблема.
?- Мюллер: Да и с технической точки зрения это непросто. Мы все знаем сильные и слабые стороны друг друга. Я представляю, как пилотирует Ален, Ален знает как пилотирую я. У нас одинаковые машины, с одними и теми же достоинствами и недостатками. Другие автомобили могут быть быстрее на одних участках трассы и медленнее на других – так что шансов для атаки значительно больше. Когда ты преследуешь напарника, сталкиваешься с теми же проблемами, что и он.
##Странная квалификация
Перед началом сезона в WTCC организаторы чемпионата изменили спортивный регламент. Прежний формат гоночного уик-энда нередко подвергался критике. В WTCC применялось так называемое правило реверсивной решетки. Порядок старта во втором заезде уик-энда формировался по результатам первого: пилоты, занявшие в первой гонке места с девятого по последнее, уходили в бой с тех же позиций во второй, а первая восьмерка – в обратном порядке. Победитель отправлялся на восьмое место, а поул-позиция доставалась тому, кто финишировал восьмым. Формат был признан не слишком спортивным, но новое правило получилось еще более запутанным…
??Что вы думаете по поводу квалификации? Не слишком ли сложна новая система для понимания?
?- **Мюллер: Я не вижу в ней ничего сложного. Она просто идиотская.
?? Накануне я пытался объяснить коллегам, в чем суть новых правил. И лично у меня на это ушло 20 минут.
?- Меню: Они хотя бы поняли?
?? Не совсем.
?- Мюллер: На самом деле все не очень сложно. Но система просто нелогична. В автомобильном спорте обычно выигрывает тот, кто быстрее. Здесь же с поул-позиции должен стартовать пилот, который показал десятое время. В этом нет никакой логики.
?? У пилотов в WTCC нет собственной ассоциации, как у гонщиков Формулы-1? Вы не можете влиять на принятие подобных решений?
?- Меню: Нет. Когда FIA принимала новые правила, у нас никто не интересовался. Никто не пришел, не спросил, что мы обо всем этом думаем. Вполне возможно, представители команд каким-то образом участвовали в принятии этого решения. Но пилоты ничего не знали.
?? Вы помните свою первую реакцию, когда правила были опубликованы?
?- Мюллер: "Что за идиотская идея? Как они вообще могли придумать что-то настолько глупое?"
?- Меню: Мне показалось, что они просто сами не поняли, что придумали. Я сейчас попытаюсь объяснить меньше чем за 20 минут… Сама идея, наверное, правильная. Они хотели, чтобы быстрейший пилот стартовал в гонке из глубины пелотона и потом прорывался – это было бы интересно. Но они не учли того, что пилоты начнут намеренно замедляться, чтобы ни в коем случае не показать лучшее время в первом сегменте. Сейчас мы пытаемся пробиться в десятку в первой части сессии, но быть при этом как можно ближе к ее концу. Все это выглядит странно.
?- Мюллер: Мне кажется, те люди – многие из них, по крайней мере, кто голосовали за принятие этого правила, - просто не понимали, за что голосуют. Они не разобрались, к чему это приведет. Многие чиновники, которые занимают достаточно высокие посты в FIA, до сих пор не понимают, что происходит. Когда мы с ними разговариваем, пытаемся объяснить, они говорят: "Да вы что? Серьезно?"
?? Вы думаете, FIA может изменить ситуацию уже в этом сезоне?
?- Мюллер: Если бы они действительно захотели, они бы смогли. Но в FIA была дискуссия на эту тему, и они решили ничего не менять – по крайней мере, в этом году.
?? Прошлогодняя система была лучше?
?- Мюллер: Да.
?? Но команды применяли тактику. Пилоты пропускали друг друга, чтобы оказаться на восьмой позиции, дающей право стартовать во втором заезде с поул-позиции…
?- Мюллер: А сейчас лучше?
?- Меню: В прошлом году это хотя бы случалось редко. Сейчас люди играют в поддавки в каждой квалификации.
?- Мюллер: На самом деле мы могли очень легко избавиться от всех этих странных игр. Мы могли сделать как в GP2, где во вторых гонках восьмерка также стартует в обратном порядке, но очков разыгрывается меньше. Вот и все. И никто бы никого не пропускал.
##Кризис
?? Учитывая то, что Chevrolet сейчас единственная заводская команда в чемпионате, можно ли говорить о том, что WTCC находится в глубоком кризисе?
?- Мюллер: Все чемпионаты сейчас в кризисе.
?? Но три года назад тут было четыре заводские команды, а сейчас одна.
?- Мюллер: А в чемпионате мира по ралли всего два производителя уже на протяжении пяти лет (Иван преувеличивает, до двух количество команд в WRC сократилось лишь в 2009 году, когда раллийное первенство покинули Subaru и Suzuki – примечание "Авто.Ленты").
?? Но сейчас производители возвращаются в ралли: MINI уже проехала первую гонку, Volkswagen объявил о начале программы. Из WTCC же все пока только уходят.
?- Мюллер: До прихода Volkswagen пройдет еще полтора года – может кто-нибудь успеет за это время уйти. Давайте посмотрим, если в следующем году в WTCC не появится новых заводских команд, тогда и поговорим о кризисе.
?? Представьте себя на месте руководителя серии Марчелло Лотти. Что бы вы сделали для привлечения производителей?
?- Мюллер: Если бы я был Лотти, я бы уволился! (смеется) Шучу, конечно. Не знаю. Очень много вещей надо изменить. Очень много предстоит работы. Марчелло, например, один из тех, кому нравится новые правила квалификации. Давайте начнем с этого…
?? Сейчас WTCC переходит на новые двигатели – турбированные, объемом 1,6 литра. Как вам новый мотор?
?- Меню: Если говорить про наш двигатель – он хорош. Но само по себе правило… Я не вижу разницы. Чуть больше мощности, момента. Но машина не стала на несколько секунд быстрее. В плане шоу ничего не изменилось. Я так понимаю, на новые моторы мы должны были перейти, чтобы уменьшить затраты. Но мне кажется, что пока экономии не получается. Напротив, все вынуждены были потратиться на разработку новых двигателей.
?- Мюллер: Наверное, сейчас просто не лучший момент для смены регламента. После экономического кризиса денег у производителей немного.
?? У команды возникли некоторые проблемы в ходе обкатки двигателя, когда не сразу удалось решить проблему повышенного износа резины.
?- Мюллер: Ее и до сих пор не удалось решить до конца.
?? Тем не менее, сейчас вы уже добились определенного прогресса. А команды, выступающие на автомобилях SEAT, пока использую старый мотор. Насколько много времени им потребуется, чтобы перейти на новый двигатель?
?- Мюллер: Два года.
?- Меню: Он шутит. Но они вряд ли смогут поставить его на машину и сразу поехать быстро – это невозможно.
?- Мюллер: Если они это сделают, это будет означать, что мы идиоты. Хорошо, не все мы – наши инженеры. Но они не идиоты. На самом деле это очень непростая задача. Двигатель для SEAT пока проверяли только на стенде. С испытаниями на трассе это сравнить сложно. Когда ты устанавливаешь мотор на машину, появляется множество проблем. Может быть, им повезет, и у них проблем не будет. Но я буду очень удивлен.
##Старики-разбойники
?? Вы уже думали о том, чем будете заниматься в будущем? Каков план на ближайшие несколько лет?
?- Мюллер: Пенсия…
?- Меню: Причем, достаточно скоро.
?? Сколько лет вы еще планируете гоняться в WTCC? Нет желания попробовать что-то еще перед окончанием карьеры?
?- Меню: В моем возрасте уже можно говорить о том, что я близок к концу карьеры. Я перепробовал почти все: формулы, кузова, GT. Идеально было бы закончить карьеру в Chevrolet. Мне 47 – я не думаю, что у меня много времени в запасе.
?? То есть Формула-1 – не цель?
?- Меню: Шутишь?
?? Конечно.
?- Меню: Формула-1 в 47 лет? Посмотри на Шумахера. Ему 42. И что-то у него не очень хорошо получается.
?- Мюллер: Мне, кстати, кажется, что это неплохой вариант. Если ты сейчас пойдешь в Формулу-1, у тебя есть отличная возможность заключить несколько спонсорских контрактов. Ты можешь рекламировать слуховые аппараты, например: "Он старый, глухой, но все еще гоняется!" Отличная реклама, я считаю.
?- Меню: Да это вообще не проблема. В Формуле-1 я наверняка смогу найти работу. Полировать машину Алонсо, например.
?- Мюллер: Ты можешь работать водителем грузовика.
?- Меню: Тоже верно. Но если серьезно… Если я смогу остаться в Chevrolet до тех пор, пока не решу завершить карьеру, это будет здорово.
?? То есть еще десять лет с Chevrolet и потом на пенсию?
?- Меню: Десять лет - было бы здорово! Сейчас я не хочу уходить. Что будет потом – я не знаю. Но если реально смотреть на вещи... Я не думаю, что у меня есть еще десять лет.
?? Иван, что по поводу твоего будущего?
?- Мюллер: Я намного моложе. Он все еще в Chevrolet в 47 лет, значит, у меня есть, по крайней мере, шесть лет в запасе. Так что пока я вообще не знаю, чем буду заниматься дальше.
?- Меню: Мы, наверное, станем журналистами. Будем задавать вопросы.
?? Иван, нет желания выступать в ралли?
?- Мюллер: Да, я в прошлом году принял участие в Ралли Франции – мне понравилось. В этом году хочу попробовать снова.
?? Иван, ты знаешь, что у тебя русское имя?
?- Мюллер: Да, но, честно говоря, никогда не интересовался почему. Не спрашивал у родителей. Может быть, это из-за деда. Я сам из Эльзаса. Это территория, за которую Германия и Франция все время сражались. И мой дед был призван в немецкую армию во время Второй мировой, воевал против России. Он не хотел, но был вынужден. После войны, русские, видимо, решили, что уж если он фашистский солдат, то должен сидеть в тюрьме. Его сослали в Сибирь, он провел там четыре года. Вполне возможно, это как-то связано с тем, что меня назвали Иваном. Но точно сказать не могу. Я обязательно спрошу. Приезжай еще раз – расскажу.