Уйти нельзя, остаться
Евгений Новиков рассказал о причинах возвращения в чемпионат мира по раллиВ начале марта состоялось возвращение российского гонщика Евгения Новикова в чемпионат мира по ралли. 20-летний москвич принял участие в Ралли Мексики, где вплоть до обидного схода во второй соревновательный день шел на пятом месте в абсолютном зачете. Впрочем, у Новикова будет еще не один шанс заявить о себе. В наступившем сезоне Евгений проведет еще семь этапов чемпионата мира в составе команды Stobart.
Когда в 2009 году Новиков дебютировал в высшей категории WRC, многие эксперты называли россиянина надеждой мирового ралли: за семь гонок в составе команды Citroen Junior Евгений набрал четыре очка и установил сразу два рекорда чемпионата мира, став самым молодым победителем спецучастка и самым молодым пилотом, набравшим в WRC зачетные баллы. Последовавшие после окончания сезона полтора года ознаменовались разрывом с маркой Citroen, долгими и безуспешными попытками найти спонсоров, несколькими стартами в чемпионате России и, наконец, тяжелым решением об уходе из спорта.
Новость о возвращении Новикова в ралли в январе 2011 года удивила многих. Евгений не просто вернулся в спорт - он вернулся сразу в чемпионат мира. При поддержке спонсоров россиянин арендовал автомобиль Ford Fiesta RS WRC у британского ателье M-Sport, которое занимается раллийной программой марки, и проедет на нем большую часть сезона 2010 года.
Спонсором гонщика стала компания ALM – один из крупнейших в Москве игроков на рынке недвижимости. Автомобиль Новикова раскрашен в цвета гоночной команды ALM-Rally, которую возглавляет председатель совета директоров "АЛМ-Девелопмент" Михаил Лепехов. Примечательно, что Лепехов лично убедил пилота вернуться в гонки и самостоятельно урегулировал все рабочие вопросы.
"Авто.Лента" встретилась с Новиковым в Москве - в перерыве между прошедшим Ралли Мексики и первыми тестами гонщика на его новой "Фиесте". Следующий этап россиянина в чемпионате мира, Ралли Сардинии, пройдет с 5 по 8 мая. За полтора месяца до его старта Евгений рассказал о причинах своего возвращения, особенностях подготовки к новому сезону, специфике выбора штурмана, а также дал оценку уровню чемпионата России.
??Совсем недавно вы объявили об уходе из спорта, а теперь вернулись в WRC. Что заставило вас передумать?
?- Спорт — это основное, чем я занимался в жизни. Начинал с картинга, потом ездил в ралли. Тяжело вот так взять - и от всего этого отказаться. Но осознал я это только тогда, когда принял решение и прошло определенное время. Я взвесил все "за" и "против" и понял, что если у меня есть возможность заниматься спортом, то ею не следует пренебрегать. Мало кому выпадает такой шанс. К моменту своего ухода я ездил уже достаточно долго, успел влиться — после этого очень тяжело взять и уйти в сторону.
??Есть ли у вас долгосрочная цель в ралли?
?- Конечно, приходить в чемпионат мира на один год лишено смысла. Я надеюсь, что в дальнейшем моя программа будет расширяться. Безусловно, основная цель — стать чемпионом WRC.
??А если встанет выбор между оплачиваемым местом в слабой заводской команде и позицией частника на быстрейшем автомобиле — что выберете?
?- Безусловно, у меня есть амбиции, для реализации которых необходима конкурентоспособная машина. Поэтому мой переход в одну из новых команд крайне маловероятен. Я очень уважительно отношусь к программам MINI и Volkswagen, но опыт есть опыт.
??То есть, например, тому же "Фольксвагену" свою кандидатуру предлагать не собираетесь?
?- Нет.
??Как бы вы оценили свое выступление в первой гонке сезона?
?- Могло быть и лучше. К сожалению, мы не смогли доехать до финиша, хотя шли на хороший результат. На мой взгляд, самое главное, что в этой гонке у меня была скорость. Если она есть — опыт приложится. Но если у тебя нет скорости, то не поможет ничего: я знаю пилотов, которые по десять лет утюжат одну и ту же трассу — и им это никак не помогает.
??С тех пор как вы последний раз выходили на старт гонки WRC, в чемпионате многое изменилось: вступил в силу новый регламент, обновились автомобили. Машиной какого поколения приятней управлять?
?- Мне кажется, новая машина поинтереснее. Она короче и лучше управляется — более отзывчивая на руль, лучше следует заданной траектории. Предыдущий автомобиль WRC был более тяжелым, валким.
Из минусов можно отметить то, что теперь послабее мотор. Еще одним отличием является переключение передач: на автомобиле предыдущего поколения были подрулевые лепестки с минимальным ходом, их можно было очень легко нажимать, хоть мизинцем. В новом автомобиле у меня более традиционный рычаг: на себя — передача вверх, от себя — вниз. Да и сама коробка жестче предыдущей. По моим ощущениям, этот автомобиль проявит себя в первую очередь на асфальте.
??Не изменила ли авария Роберта Кубицы ваше восприятие гонок? Что это было — нелепая случайность или безалаберность организаторов гонки?
?- Это никак на меня не повлияло - авария может произойти с кем угодно, а если постоянно думать об опасности, будет только хуже. Так или иначе, вины организаторов в том, что случилось с Кубицей, нет. В отличие от закрытой со всех сторон трассы Формулы-1, ралли проходят по дорогам общего пользования и в этом отношении, конечно, опаснее.
??Как вы готовитесь к гонкам в физическом плане?
?- Два-три раза в неделю хожу в тренажерный зал. Стараюсь вести более-менее здоровый образ жизни, не курю, спиртных напитков не употребляю — этого хватает для чемпионата мира.
??К помощи физиотерапевтов не прибегаете?
?- Физиотерапевты — это ерунда. Я знаю, что они есть у каждого гонщика Формулы-1, но в ралли такое внимание к выносливости излишне. Когда я был в Red Bull, я видел, насколько у них обширная медицинская программа. Причем там врачам было все равно, в какой гоночной дисциплине выступает тот или иной пилот. За три дня в их тренировочном лагере я похудел на пять килограммов: они постоянно брали кровь у меня из уха, мерили давление каждые 10 минут, заставляли бегать по полтора часа.
В целом, физиотерапевты относятся к гонщикам как к расходному материалу, насильно вгоняя их в форму и не заботясь о последствиях. Конечно, им все равно — они же сами всего этого не испытывают. В том же Red Bull пилоты подписывают контракт, и никуда им от него не деться. Может, в плане "физики" какие-то результаты и есть, но повысить мастерство управления гоночным автомобилем это не позволит. Сейчас мне на сто процентов хватает моих собственных тренировок.
??И тренера нет?
?- Нет. Ведь кто такой тренер — это человек, который подсказывает, как ехать. В ралли такого человека у меня никогда не было. В картинге, конечно, был. Хотя, на самом деле, главным моим тренером был сам картинг: без него я бы не достиг тех результатов, что имею сейчас. Я сам вижу, что у меня по-прежнему много ошибок, но замечаю каждую и стараюсь по мере возможности их исправлять.
??В 2009 году вы выступали за Citroen, а в текущем сезоне пересели на Ford. В какой команде проще работать?
?- Что касается коллектива, мне комфортнее в Ford. В Citroen тоже есть хорошие люди, но их по пальцам пересчитать. А в целом, атмосфера в Ford мне импонирует намного больше.
??Сколько стоит аренда автомобиля WRC у Ford M-Sport?
?- Вы же понимаете, что я не могу назвать точную цену. Скажем так, сумма сопоставима с Citroen.
??Полагаются ли какие-либо призовые за финиш в первой десятке WRC?
?- Нет, от организаторов ничего не предусмотрено. Только если личные спонсоры что-то пообещали.
??Есть ли такой человек, которого можно назвать вашим менеджером?
?- Нет, я сам веду дела. У меня есть ассистентка, но кроме нее мне никто не помогает.
??Перед каждым профессиональным гонщиком рано или поздно встает задача привлечения спонсоров. Не планировали ли вы по примеру менеджеров Виталия Петрова обратиться к государственным деятелям за финансовой поддержкой?
?- Мы пытаемся это сделать. Пока не знаю, что из этого выйдет, но действия в этом направлении мы предпринимаем.
??Вообще, следите за Формулой-1?
?- Нет, совсем не слежу. На мой взгляд, ралли куда зрелищней, чем Формула-1. В Формуле-1 интересно посмотреть разве что на толкучку на старте, а дальше они едут один за другим, и в лучшем случае будет обгона три за гонку — не на что смотреть, по большому счету. В ралли идет борьба за доли секунды, гонщики преодолевают трамплины, улетают с трассы... Романтика!
??Хочется ли вам, чтобы ралли привлекало больше зрителей в России?
?- Разумеется. Освещение ралли в России явно недостаточно: не хватает публикаций в журналах, стабильных эфиров на общедоступных телеканалах. Если сейчас в журналах и пишут о ралли, то зачастую все ограничивается маленькими заметками в углу страницы с крошечной фотографией — кто на такое обратит внимание? Сейчас журналы, в основном, рассказывают про автомобили в целом, еще про всякую ерунду. Хотелось бы, чтобы вместо этих глупостей были полноценные регулярные материалы про ралли. Я думаю, с таким подходом чемпионатом мира по ралли заинтересовалось бы действительно много людей — сейчас все знают футбол и хоккей. С автоспортом болельщики плохо знакомы.
??Поговорим о штурманах. В этом году вы выступаете в паре с очень опытным Стефаном Прево. Как складываются отношения?
?- Не знаю, как ему, но мне с ним очень комфортно. Пожалуй, для меня это лучший штурман: он идеально диктует стенограмму, с ним я вообще не задумываюсь ни о чем, кроме пилотирования. Мы с ним можем что-то обсуждать на перегоне, но когда едем на "допе", что бы ни случилось, постороннего разговора возникнуть не может. Его задача - читать, моя - рулить. Да, мне 20 лет, а ему 41, но разница в возрасте совсем не ощущается. Может быть потому, что у нас общая цель - стать чемпионами.
??В 2009 году вы выражали недовольство своим тогдашним штурманом Дэйлом Москаттом, но в этом году ваша команда не исключает возобновление сотрудничества с ним. Почему?
?- Первоначально мы действительно планировали в двух гонках, на которые не сможет приехать Стефан, сотрудничать с Дэйлом - просто потому, что не хотелось пробовать что-то новое посередине сезона. Да, у него есть определенные проблемы, но мне знакома его манера, и это позитивный момент. Но, так или иначе, мы изменили план, и на Ралли Греции со мной поедет Дени Жироде - французский штурман, которого мне порекомендовал Прево. Я знаю Дени, насчет греческого ралли мы с ним уже договорились, а дальше будет видно.
??Вы продолжите поиск индивидуального штурмана?
?- Сначала нужно проехать этот сезон, и только после этого можно думать о будущем.
??А подходящего отечественного штурмана нет?
?- Я бы очень хотел видеть в машине справа от себя россиянина, но, к сожалению, у нас нет штурманов. Мы пытались наладить взаимодействие с кем-нибудь из наших соотечественников - я ездил с Еромленко, а с Димой Чумаковым мы проехали целый чемпионат Эстонии и России. Один раз даже стартовали в гонке чемпионата мира. Наше сотрудничество закончилось, когда на дорожной секции этапа WRC он меня увел не туда и нас сняли с гонки. Плюс по диктовке у него все очень, как бы это сказать...
В общей сложности я выступал с тремя российскими штурманами. Мы их брали не на одну гонку, а честно пытались выстроить долгосрочную программу, но, увы: это не привело ни к какому результату. Понимаете, у нас в России такой менталитет, что, достигая определенной планки, вроде победы на чемпионате страны, люди перестают совершенствоваться. Они считают, что стали штурманами мирового уровня и уже все знают, а учиться им больше нечему.
??Кстати, о России. Как бы вы оценили уровень отечественного первенства по ралли?
?- Нулевой. Просто безобразный. Фактически, его нет. С организационной стороны чемпионат разваливается. У людей есть свои цели, которые они реализуют: те, кто устраивает чемпионат России, просто идут по накатанной дороге. Возьмем, для примера, Карелию: там есть трасса, которую все заучили. Дороги тупые, сплошь прямики и "единицы" - кому интересно там ездить, когда трасса никогда не меняется?
Чтобы оценить разницу, достаточно один раз съездить на чемпионат мира или любое европейское первенство. Будучи постоянным гонщиком WRC, я глубоко поражен тем, как тщательно подбираются спецучастки. Каждый "доп" потрясающе интересен и техничен: где-то дорога сужается, где-то лихо закручивается, в каком-то месте нельзя резать — колесо отрвешь или проколешь. Каждый спецучасток неповторим. Но даже если не брать конфигурацию — все спецучастки расположены в правильной последовательности. В отличие от российского первенства, здесь видна логика: у пятничных спецучастков один характер, в субботу он совершенно другой, а в воскресенье, в последний день, "допы" попроще.
На самом деле, это целое искусство: прокладка трасс для чемпионата мира делается с таким глубоким пониманием специфики гонок, что чемпионату России, который я проехал четыре раза — с 2007 по 2010 год, и не снилось.
??В последнее время много разговоров о том, что помочь вам в продолжении карьеры может новый промоутер WRC Владимир Антонов. Вы знакомы?
?- Нет. Но я слышал о нем в новостях.
??Российский бизнесмен Владимир Антонов пообещал привезти WRC в Россию. Какое место, на ваш взгляд, стало бы лучшей ареной для этапа чемпионата мира у нас в стране?
?- Безусловно, дороги у нас есть, и найти подходящее место проблем не составит. Но вот с человеком, который бы этим занялся, будет большая проблема: это очень сложная и кропотливая работа, и я просто не вижу, кто бы в России мог с ней справиться. Из тех ралли, где ездил я, подойти может разве что Выборг — но там нужно обязательно удлиннить дистанцию и найти какие-то новые дороги, чтобы по километражу гонка соответствовала стандартам WRC.
??Нет желания попробовать себя в других гоночных дисциплинах?
?- Есть, но только не в кольце. Формулы меня совершенно не привлекают. Кузова, в общем, тоже. Вот ралли-рейды — это интересно. Но перескакивать в незнакомые категории я не собираюсь — сначала надо чего-то добиться в классическом ралли.
??А какими транспортными средствами, помимо легкового автомобиля, вы умеете управлять?
?- Грузовиками - у меня есть категория С, я много ездил на "КамАЗе".
??То есть если "КамАЗ" позовет на ралли-рейд "Дакар" пилотом грузовика — поедете?
?- Я, если честно, не представляю, как там у них все устроено, но попробовал бы с интересом. А еще у меня есть права тракториста-машиниста. Хотите, покажу?