Опубликовано 04 июня 2010, 19:00

Кому добавки?

Владимир Путин решил продлить программу автоутилизации
Владимир Путин сообщил о намерении продлить государственную программу по утилизации старых автомобилей. Таким образом, глава правительства продемонстрировал, что находит первые итоги действия программы положительными, несмотря на некоторые "издержки административного характера". Теперь наша очередь подвести итоги.
Фото AFP
Фото AFP

Премьер-министр Владимир Путин в четверг, 3 июня, заявил о необходимости продлить государственную программу по утилизации автомобилей. Таким образом, глава правительства продемонстрировал, что находит первые итоги действия этой программы положительными, несмотря на некоторые "издержки административного характера".

Однако еще в начале апреля Путин не был уверен в необходимости продления программы и настаивал на внимательном изучении ее результатов. Что же изменилось за два месяца?

Долго запрягали...

Стоит напомнить, что именно Путин стал инициатором введения скидок на покупку нового автомобиля для тех, кто сдаст старую машину в утиль. Предложение премьера сразу же развило Министерство природных ресурсов и экологии. В своем докладе чиновники "пожаловалось" на огромное количество брошенных автомобилей, которые, сгнивая, загрязняют окружающую среду. Но если бы правительство смогло упростить процедуру снятия с учета автомобилей, да еще и ввело бы премию за металлолом, то, как посчитали чиновники, в России значительно бы улучшилась экологическая ситуация.

Однако главной задачей утилизационных премий была вовсе не забота о природе. В 2009 году подобные программы действовали во многих европейских странах. И опыт Германии, Испании, Франции, Италии и Великобритании показал, что скидка (в 1,5-5 тысяч евро, в зависимости от страны) позволила значительно увеличить продажи новых автомобилей и поддержать местных автопроизводителей во время финансового кризиса, который в тот момент переживал весь мир.

К тому же, уже действовавшая в России программа льготного автокредитования так и не принесла ожидаемого улучшения ситуации на авторынке, поэтому правительство согласилось на проведение эксперимента с премиями за "автометаллолом".

Первый вариант программы об утилизации был представлен Минпромторгом уже в августе 2009 года. Согласно проекту, сдать в утиль можно было автомобиль возрастом старше 10 лет, получив взамен сертификат на скидку в размере 50 тысяч рублей, которую можно было использовать при покупке нового автомобиля. Всего планировалось выдать 200 тысяч таких сертификатов. Общий бюджет программы составлял 10,5 миллиарда рублей. Из них полмиллиарда правительство собиралось выделить на доставку старых автомобилей от дилеров на пункты утилизации машин.

В список автомобилей, на покупку которых предоставлялась скидка, попали 66 моделей, производимые в России под брендами Lada, "ГАЗ", "УАЗ, "ИЖ", "ТагАЗ", Chevrolet, Fiat, Ford, Kia, Renault, Skoda, Hyundai, SsangYong, Opel, Nissan, Toyota, Volkswagen и Isuzu. Позднее этот перечень был расширен еще на 13 моделей.

Окончательный вариант проекта министерство обязалось подготовить к 1 декабря, а с 1 января данная программа должна была стартовать в 19 "пилотных" регионах России. Эксперты к намеченным срокам отнеслись скептически и прогнозировали начало программы на лето 2010 года. Российское правительство подготовиться к 1 января действительно не успело, зато успело (опять же по настоянию Путина) к 8 марта. Причем программа была запущена уже не в тестовом режиме, а сразу в полном - практически во всех регионах России.

... но быстро ехали

За первые же три недели действия программы в ее рамках было выдано 33,5 тысячи свидетельств на скидку. Эксперты ожидали, что программа будет востребована, но мало кто в реальности понимал, настолько. Пессимизма добавлял и опыт Нижегородской области, власти которой еще в середине 2009 года запустили региональную программу по утилизации. За полгода ею воспользовалось всего 80 человек, которым в сумме было выплачено 3,6 миллиона рублей (в среднем, по 45 тысяч рублей на человека). Правда, в Нижнем Новгороде не было фиксированной скидки: автомобилистам платили лишь по 10 процентов от стоимости новой машины.

Между тем, в начале мая количество выданных сертификатов превысило отметку в сто тысяч. На тот момент дилеры принимали в среднем по 3,6 тысячи старых автомобилей в день! Прикинув темпы реализации программы, Минпромторг объявил, что утилизационные премии могут закончиться уже в июне.

К тому же, оживление отечественного авторынка, которого так ждали "сверху", началось буквально со старта программы. По итогам первого месяца с утилизационными скидками было продано 15,7 тысячи автомобилей, причем 12,5 тысячи из них были "Лады". Для общероссийских объемов цифра небольшая (примерно 15 процентов), однако "АвтоВАЗу" программа принесла почти 25-процентную прибавку продаж.

Самыми востребованными машинами оказались дешевые седаны Lada 2105/2107. На них приходилось до 60 процентов заявок, поступающих дилерам "АвтоВАЗа". А среди иномарок особой популярностью пользовались модели Renault Logan и Renault Sondero: их желали приобрести восемь процентов участников программы.

Ажиотаж вокруг "скидочных" автомобилей развивался и за счет собственных программ автопроизводителей, которые предлагались в дополнение к скидке от правительства. Например, "АвтоВАЗ", сбросив цену, предложил "Калину" всего за 199 тысяч рублей (с учетом всех скидок). Компания Renault объявила о фиксации цен на свои модели, а Ford подготовил для госпрограммы специальную, дешевую версию "Фокуса" за 439 тысяч рублей (без учета скидки).

Неудивительно, что программа вызвала дефицит "живых" автомобилей у дилеров. На особо популярные модели выстроились очереди, о которых в России успели забыть с приходом кризиса. В некоторых регионах время ожидания автомобилей Renault достигло восьми месяцев. И даже несмотря на то, что "АвтоВАЗ" еще в апреле отреагировал на увеличение продаж, объявив о наращивании производства сначала в мае, а затем и в летние месяцы, он тоже не смог избежать очередей. В середине апреля дилеры Волжского автозавода вообще отказывались принимать заявки на классические модели.

Чтобы избежать ажиотажа на рынке, Минпромторг, который к тому времени начал подводить первые итоги, решил искусственно "притормозить" программу.

Тем не менее, даже такими темпами по состоянию на утро 4 июня свидетельств осталось совсем немного - примерно 20 тысяч. При этом по утилизационным сертификатам к этому дню было реализовано уже более 65 тысяч автомобилей. Лидерство по-прежнему осталось за "АвтоВАЗом" - 47,7 тысячи автомобилей. Renault реализовал 3,7 тысячи машин, Ford - 2,5 тысячи, "УАЗ" - 2050 штук, "ГАЗ" - 1880 автомобилей.

Слово за чиновниками

Несмотря на очевидно положительные результаты программы по утилизации, российское правительство не торопилось с выводами и обещаниями о ее продлении. Даже когда стало понятно, что сертификаты закончатся в два раза быстрее запланированного, Владимир Путин заявил: о дополнительном субсидировании говорить пока рано. Сначала, мол, нужно проанализировать итоги первого этапа.

Между тем, правительство еще в середине апреля начало подводить первые итоги: начиная с апреля Минпромторг занялся подготовкой отчета о результатах программы, а вместе с ним и концепции ее продления.

После того как стали известны результаты апрельских продаж "АвтоВАЗа", губернатор Самарской области Владимир Артяков на встрече с премьер-министром открыто попросил выделить дополнительные деньги к уже запланированным 10 миллиардам. Заинтересованность чиновника понятна: программа по утилизации способствует сохранению на плаву "АвтоВАЗа", крупнейшего предприятия региона.

Однако ответ Путина был прежним: подведем итоги, а потом посмотрим. Тем не менее, такая неопределенность не пошатнула уверенности "АвтоВАЗа" в том, что программа будет продлена: в конце мая предприятие объявило об увеличении производственного плана за 2010 год с 450 тысяч до 573 тысяч машин. Очевидно, что без поддержки государства заводу не удастся реализовать столь амбициозные планы.

Помимо Артякова, за продление программы выступали и новый президент Татарстана Рустам Минниханов, и гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Но, как говорят источники на автозаводах, окончательно убедить Владимира Путина смог лишь глава Минпромторга Виктор Христенко.

В итоге, Путин предложил правительству выделить дополнительно 10 миллиардов рублей на продление программы. Осталось лишь дождаться соответствующего распоряжения, которое, как сообщают неофициальные источники, внутри правительства вряд ли встретит возражения со стороны профильных ведомств.

В выигрыше

Три месяца действия программы продемонстрировали ее востребованность среди населения. Правда, говорить об омоложении автопарка в России пока не приходится: 200 тысяч утилизированных машин кажутся мизером на фоне 15 миллионов автомобилей старше десяти лет, которые зарегистрированы в России.

Кроме того, некоторые эксперты считают, что утилизационные программы, финансируемые за счет правительства, негативно сказываются на общем финансовом состоянии всей страны, поскольку деньги направляются не в самый эффективный сектор экономики - в автомобильную индустрию. Понятно, что с этим мнением не согласны сами автопроизводители, которые за счет утилизационных премий чувствуют себя гораздо лучше.

К примеру, "АвтоВАЗ" без этой программы вряд ли бы смог заняться расширением производства и задуматься о привлечении дополнительной рабочей силы. Большие надежды на утилизационные премии возлагает и концерн Volkswagen, который запускает в Калуге производство бюджетного седана Polo, разработанного специально для России.

Наконец, улучшаются и общие прогнозы по российскому авторынку на 2010 год: если еще зимой аналитики предрекали в лучшем случае 5-10-процентный рост продаж, то теперь речь идет уже о 15-20-процентном приросте спроса. Эти цифры подтверждает и опыт Германии, где за время действия утилизационных премий продажи новых автомобилей выросли почти на 30 процентов.