Опубликовано 16 мая 2016, 09:30
5 мин.

Спасительный круг

Зачем Nissan решил взять под контроль Mitsubishi Motors
Компания Nissan, вроде бы не склонная к масштабным поглощениям и покупкам других брендов, внезапно объявила о приобретении контрольного пакета акций марки Mitsubishi Motors. И все бы ничего, но произошло это в очень удачный момент – когда капитализация Mitsubishi Motors упала почти вдвое из-за внезапно разгоревшегося скандала с фальсификацией данных по расходу топлива для нескольких моделей. Совпадение?
Спасительный круг

Компания Nissan, вроде бы не склонная к масштабным поглощениям и покупкам других брендов, внезапно объявила о приобретении контрольного пакета акций марки Mitsubishi Motors. И все бы ничего, но произошло это в очень удачный момент – когда капитализация Mitsubishi Motors упала почти вдвое из-за внезапно разгоревшегося скандала с фальсификацией данных по расходу топлива для нескольких моделей. Совпадение?

Что случилось?

Компания Nissan официально объявила о том, что до конца мая станет крупнейшим акционером другого японского автопроизводителя – Mitsubishi Motors. Компания получит 34 процента ценных бумаг конкурента, заплатив за них 237 миллиардов иен, что примерно эквивалентно 2,17 миллиарда долларов.

Причем «Ниссан» не будет выкупать акции, которые уже кому-то принадлежат. Вместо этого компания получит новые ценные бумаги, из-за которых размоется доля других акционеров. В связи с этим в Nissan надеются на то, что Mitsubishi Motors Heavy Industries, Mitsubishi Corporation и The Bank of Tokyo – нынешние держатели ценных бумаг автопроизводителя – поддержат новый «стратегический альянс» с компанией Nissan. Тем более, в столь непростые для Mitsubishi Motors времена.

В течение последних нескольких лет компания Mitsubishi Motors объявила об отказе сразу от нескольких культовых проектов. Например, автопроизводитель не захотел выпускать [Lancer Evo](http://motor.ru/articles/2015/09/02/mitsubishievo/) следующего поколения и новый [Pajero](http://motor.ru/news/2015/12/01/nopajero/).

В течение последних нескольких лет компания Mitsubishi Motors объявила об отказе сразу от нескольких культовых проектов. Например, автопроизводитель не захотел выпускать Lancer Evo следующего поколения и новый Pajero.

Почему непростые?

В среду, 20 апреля, компания Mitsubishi Motors созналась в фальсификации данных по расходу топлива малолитражных моделей – кей-каров, представленных на японском рынке. Такое известие обвалило стоимость акций компании на 15 процентов. Это является крупнейшим однодневным падением цен на ценные бумаги «Митцубиси» за последние 12 лет!

Спустя еще неделю стало известно, что махинациями с данными по расходу топлива в Mitsubishi Motors занимаются с 1991 года. После этого рыночная стоимость компании упала почти вдвое – на 3,9 миллиарда долларов. Но как из этой ситуации автопроизводитель выкручивался бы самостоятельно (и выкрутился бы вообще), мы никогда не узнаем. Потому что на помощь подоспел Nissan.

Агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщает, что на покупку крупной доли Mitsubishi Motors целился еще и китайский автомобильный гигант BAIC Motor Corp., но японцы оказались удачливее.

У «Ниссана», помимо желания добавить к Infiniti и Datsun еще одну японскую марку, есть и другая причина для покупки доли в Mitsubishi Motors. Из-за фальсификации данных под раздачу от японских властей вполне может попасть и сам Nissan. Потому что неверный расход топлива в Mitsubishi Motors указывали не только для своих кей-каров eK Wagon и eK Space, но и для компактных моделей Nissan Dayz и Dayz Roox, которые по контракту (на условиях OEM, обычное дело в Японии) выпускаются на мощностях Mitsubishi Motors.

Какие выгоды от сделки получит Nissan?

И у Nissan, и у Mitsubishi Motors есть производственные площадки в России. Первая собирает машины на заводе под Санкт-Петербургом, вторая – на совместном с группой PSA предприятии в Калужской области.

И у Nissan, и у Mitsubishi Motors есть производственные площадки в России. Первая собирает машины на заводе под Санкт-Петербургом, вторая – на совместном с группой PSA предприятии в Калужской области.

Начнем с того, что большой пакет акций Mitsubishi Motors достался «Ниссану» дешевле, чем можно было бы представить еще в начале 2016 года. За каждую акцию компания заплатила 468,52 иены – стоимость была высчитана исходя из средней цены акций в период с 21 апреля по 11 мая. То есть сразу после того, как ценник покатился вниз. Если бы Nissan захотел купить Mitsubishi Motors на пару дней раньше (19 апреля), то за ту же долю пришлось бы заплатить почти в два раза больше: до сообщения о фальсификации данных по расходу топлива акции «Митцубиси» торговались по 864 иены за штуку.

После объявления о сделке подскочила и стоимость акций Nissan. В пятницу, 13 мая, цены на ценные бумаги автопроизводителя увеличились на 4,1 процента.

В качестве целей «стратегического альянса» объявлены совместная закупка комплектующих, использование общих платформ для автомобилей, передача друг другу технологий и совместное использование имеющихся предприятий. И Mitsubishi Motors есть чем похвалиться. Например, в области разработки гибридных и электрических силовых установок (гибриды и электрокары Mitsubishi Motors выступают даже в профессиональных соревнованиях: ралли-рейдах и гонке на горе Пайкс-Пик), а также систем полного привода. Такие бонусы лишними не бывают.

Какие выгоды получит Mitsubishi Motors?

Mitsubishi Motors и Nissan уже пытались договориться о совместных моделях помимо кей-каров. В 2013 году [стало известно](http://motor.ru/news/2013/11/05/renamitsu/), что компании близки к соглашению по разработке двух седанов и электрокара для продажи на нескольких рынках. Одной из новинок [должен был](http://motor.ru/news/2014/11/10/lancerbase/) стать следующий Lancer. Тем не менее, в Mitsubishi Motors [предприняли](http://motor.ru/news/2015/06/10/lancer/) попытку сделать новый «Лансер» самостоятельно.

Mitsubishi Motors и Nissan уже пытались договориться о совместных моделях помимо кей-каров. В 2013 году стало известно, что компании близки к соглашению по разработке двух седанов и электрокара для продажи на нескольких рынках. Одной из новинок должен был стать следующий Lancer. Тем не менее, в Mitsubishi Motors предприняли попытку сделать новый «Лансер» самостоятельно.

На первый взгляд, для Mitsubishi Motors от сделки с Nissan – сплошные плюсы. Шестой по масштабу японский автопроизводитель в тяжелое для себя время оказался под крылом второй после Toyota автомобильной компании Японии. Более того, Mitsubishi Motors получит доступ к самым современным разработкам альянса Renault-Nissan. Например, к модульной платформе CMF, на которой, кажется, можно строить что угодно.

Это значит, что в Mitsubishi Motors, теоретически, смогут сэкономить на разработке Lancer одиннадцатого поколения, возродить модель Galant, да и вообще отказаться от развития только все- и внедорожной линейки. Выгоду от передачи «тележки» получит и Renault-Nissan: чем больше машин будут выпускать на архитектуре CMF, тем быстрее она окупится.

А еще у Renault-Nissan есть современные двигатели, коробки передач, огромные производственные мощности, развитая дилерская сеть и прочие плюшки, которые врываются в теплый и ламповый мир Mitsubishi Motors вместе с новым совладельцем.

Платформа CMF [используется](http://motor.ru/news/2013/06/20/module/) альянсом Renualt-Nissan с 2013 года. На разных вариация этого шасси построены, например, Renault Megane, Talisman и Koleos, а также Nissan Qashqai и X-Trail.

Платформа CMF используется альянсом Renualt-Nissan с 2013 года. На разных вариация этого шасси построены, например, Renault Megane, Talisman и Koleos, а также Nissan Qashqai и X-Trail.

При этом Nissan пока не собирается давить на нынешнее руководство Mitsubishi Motors: топ-менеджмент компании останется прежним. Новый акционер думает предложить несколько кандидатур, но настаивать на них, вроде бы, не собирается. И исполнительный директор Mitsubishi Motors Осаму Масуко, как сообщает Reuters, сохранит свою должность.

Но все не так просто. Ведь с такой долей Nissan вправе претендовать на замену трети совета директоров и его председателя на своих людей. И если ситуация с фальсификацией данных будет развиваться в негативном ключе, то Карлос Гон, который держит в железном кулаке и альянс Renault-Nissan, и является президентом обеих компанией по отдельности, скорее всего не преминет возможностью установить контроль над самым свежим приобретением.

Все вроде неплохо, да?

Скорее, непонятно. Потому что пока неизвестно, какие штрафы и санкции грозят Mitsubishi Motors за предоставление ложных данных по расходу топлива. Может случиться так, что проблема распространится за пределы Японии – в компании уже инициировали внутреннее расследование, направленное на выявление возможной фальсификации данных и за границей.

Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон

Глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон

Если Mitsubishi Motors сможет найти относительно безболезненный выход из положения, то сделку можно считать удачной для обеих сторон. Если нет, то Гону придется вытягивать на своих плечах еще одну японскую компанию. К счастью для Mitsubishi Motors, такие трюки он уже проделывал. И не раз.