Уже в воскресенье
Все, что нужно знать перед новым сезоном Формулы-1Вам точно знакома эта фишка — давайте назовем ее парадоксом важных праздников. Сначала кажется, будто в ожидании очередной торжественной даты можно отправиться в пешую кругосветку — и все равно вернуться слишком рано. Потом — «Ух ты, уже месяц остался!», но времени на подготовку вроде еще полно. А в конце, неизменно: «Милая, ну что ты, я не забыл — вечером тебя ждет сюрприз». И, пока она не видит, сигнал бедствия в чат лучших друзей: «Парни, я попал, выручайте»…
В общем, не успели мы оглянуться, как бесконечный зимний перерыв остался позади — и уже в это воскресенье в 8 утра по Москве начнется новый сезон Формулы-1. А если вы только-только вышли из комы, ничего страшного: «Мотор» вкратце рассказывает обо всем, что нужно знать, чтобы быть в курсе дела.
Формула-1 уже не та
Эти новости наверняка слышали даже советские ученые, до сих пор мастерящие в секретных подземных лабораториях супероружие против Гитлера. Но сказать все равно надо. Итак, новый сезон стартует без двух ключевых фигур — чемпиона и монарха.
Нико Росбергу потребовалось всего три дня после завоевания титула, чтобы объявить о завершении гоночной карьеры — и немец даже не пытался сделать вид, будто дело не в его собственных нервах, которые после многолетней борьбы с Хэмилтоном напоминали мочалку, последовательно пропущенную через мясорубку, шредер и доменную печь.
Нико теперь работает послом Mercedes-AMG, он приезжал потусоваться на предсезонные тесты, но даже из самых свежих интервью становится ясно: гонок ему и правда хватило. Кто-то осудит Росберга, кто-то назовет его ненастоящим спортсменом… Но за способность честно сказать: «Все, я закончился» и не мучить ни себя, ни болельщиков он определенно заслуживает уважения.
А вот с Берни Экклстоуном ситуация вышла диаметрально противоположной. Сам-то дедушка был бы и рад остаться у руля не слишком здоровой Формулы-1, да только новые владельцы из Liberty Media отстранили его от управления тотчас же, как была завершена сделка по продаже чемпионата. Всеобщие слова благодарности за прошлые заслуги звучали ровно столько, сколько того требовали приличия: вскоре они сменились осторожными высказываниями о том, что былая модель ведения дел устарела.
А теперь с этой мыслью согласен, кажется, даже сам Берни — мол, завидует он Чейзу Кэри сотоварищи, что у них есть возможность думать о прекрасном, а не только об удовлетворении инвесторов. Как бы то ни было, старая эпоха ушла.
Впрочем, и новая еще не пришла: каких-то серьезных перемен прямо в этом сезоне ждать не стоит. Новый спортивный директор чемпионата не устает повторять, что теперь решения должны приниматься совсем не так, как принимались до нынешнего момента — то есть, они должны быть продуманными и рассчитанными на дальнюю перспективу. А раз этого самого директора зовут Росс Браун, у нас есть все основания считать, что через пару-тройку лет гонки могут стать действительно крутыми.
Но максимум, чего можно ожидать в 2017-м, — это эксперименты в области трансляций и работы с социальными сетями. И первые попытки уже сделаны: например, никогда доселе предсезонные тесты не были настолько открытыми в информационном плане. Не факт, что эти шаги спасут от уныния весь сезон… Но об этом ниже.
Машины уже не те
В сезон-2017 Формула-1 входит с обновленным техническим регламентом, и эти перемены некоторые считают самыми серьезными за последний десяток лет. Но на самом деле все не совсем так — спросите хоть у команды Manor. О которой мы говорим в первый и последний раз по ходу этого сезона.
Пока вы читаете эти строки, имущество многострадального коллектива уходит с молотка — и теперь это точно конец. Но тему Manor мы подняли не ради сантиментов: дело в том, что в декабре–январе, когда над командой только начинала сгущаться очередная финансовая задница, появились разговоры о допуске на старт прошлогодних ее машин, только модифицированных под новые правила. И в этом вся суть.
Грубо говоря, механическая часть — то, что находится в «центре» машины — не сильно отличается от того, что мы видели в предыдущие три года. Гибридная силовая установка, трансмиссия, прочие элементы — все это знакомо. Но Формула-1 действительно поехала принципиально иначе.
Дело в новых, более широких и цепких шинах Pirelli, а также в увеличившихся антикрыльях — болиды 2017 года генерируют гораздо больше прижимной силы и просто-таки остервенело держатся за асфальт. Сейчас нужно прочувствовать момент: из-за возросшего лобового сопротивления скорости на прямых упали на 20-40 км/ч, но новые машины все равно едут быстрее старых примерно на три секунды с круга. А к концу сезона команды точно найдут, где сбросить еще секунду-полторы-две. Иными словами, перед нами быстрейшие автомобили в истории чемпионата.
Секрет заключается в том, что на трассах резко уменьшилось число поворотов. Не физически, конечно: никакого марша несогласных бульдозеров в межсезонье не наблюдалось. Но многие виражи, которые раньше проходились с торможением или хотя бы под сброс газа, теперь преодолеваются «в пол». Это, в свою очередь, значит, что пилотов гораздо сильнее размазывает по стенкам кокпитов, а на физически трудных этапах вроде Малайзии и Сингапура мы вправе ожидать от них зверской усталости, следовательно, ошибок. Здорово, правда?
Гонки будут уже не те
Казалось бы, вот она, мечта болельщика — агрессивные на вид, быстрые и трудные в управлении машины, выжимающие из гонщиков все соки! Праздник-праздник? Не спешите. Фантастических сражений колесо в колесо мы бы на вашем месте не ждали. Почти все пилоты сходятся во мнении, что обгонять станет тяжелее — не согласен с этой мыслью разве что наглый Макс Ферстаппен, которому вообще все равно, кого и как проходить. Общая же канва такова: из-за более мощной аэродинамики преследовать соперников вплотную теперь будет куда труднее, а на узких трассах вроде Монако дополнительных сложностей подкинет тот факт, что машины чисто геометрически раздались вширь.
Не помогают интриге и шины, которые почти прекратили изнашиваться: можете смело закладываться на то, что подавляющее большинство гонок пройдет с одним пит-стопом. И не сильно удивляйтесь, когда какой-нибудь из комплектов гонщики будут ставить для галочки, на единственный круг. Иными словами, если вы вдруг раньше игнорировали квалификации, то теперь субботы пропускать никак нельзя: там развернется жесточайшее рубилово, от итогов которого будет зависеть очень многое.
Но не думайте, будто воскресенья теперь наконец-то можно посвятить курсам акробатической выездки хомячков, на которые вы давно хотели записаться. Надежда на интересные гонки есть!
Хотя бы из-за измененной процедуры старта. Пилотов лишили почти всей помощи: если раньше момент «схватывания» сцепления определяла электроника, то теперь процесс мало чем отличается от трогания на обычной машине с «механикой». С той лишь поправкой, что в Формуле-1 сцепление — это никакая не педаль, а подрулевой лепесток. В общем, идеально тронуться с места теперь — та еще задачка, и на стартах мы точно увидим много ошибок. А ошибки на старте — это перемешанный пелотон, риск завалов в первых поворотах и залог обостренной борьбы. Одним словом, красота.
Еще веселее должно быть в дождь: рестарты гонок после периода сейфти-кара теперь будут даваться с места, и это почти гарантирует нам феерическое зрелище. У кого там вдруг завалялся шаманский бубен — не стесняйтесь использовать его по назначению: дождь нам теперь необходим как… вода. Даже в Бахрейне.
Лидеры уже не те
Ну, мы на это очень надеемся. Выносить вердикты по итогам предсезонных тестов — дело неблагодарное, но есть некоторые шансы на то, что в этом сезоне Mercedes-AMG уже не сможет так легко закатать всех в асфальт.
Да, серебристая машина снова вышла быстрой и надежной — кто бы сомневался? Но большинство экспертов сходится во мнении, что алый автомобиль с лошадкой на борту получился как минимум сопоставимым по скорости — кажется, Ferrari наконец «поехала». Естественно, команды вовсю кокетничают друг с другом: мол, расстановка сил еще не ясна, никто не показал свою истинную скорость — но соперники сильнее, чем когда-либо, и мы их боимся-боимся-боимся. Умилительно.
Прямо сейчас понятно несколько вещей. В Mercedes даже не пытались включать квалификационный режим мотора и держат в рукаве еще примерно секунду. Но и гонщики Ferrari ехали не в полную силу — и смотреть надо не на рекордное время Кими Райкконена, а на то, как SF70-H выглядит непосредственно на трассе. А выглядит она даже более послушной и сбалансированной, чем (извините) W08 Hybrid EQ Power+.
А что же Red Bull? На тестах австрийско-британская машина не впечатлила вообще ничем. Смотрелась простенько, ехала не то чтобы быстро и не так чтобы далеко: мешали регулярные мелкие глюки силовой установки Renault. Но сейчас принято думать, что команда Кристиана Хорнера привозила в Барселону эдакий ходовой макет для проверки механических компонентов, а Великое Аэродинамическое Чудо от хитрого Эдриана Ньюи прибудет непосредственно в Австралию — и вот там-то все и ахнут. Ну что? Верим, надеемся и ждем.
Как ждем и интересной борьбы внутри каждой из топ-команд: дуэли там намечаются презанятнейшие. Валттери Боттас, заменивший Росберга и получивший главный шанс в своей жизни, попробует прыгнуть выше головы и закрепиться в Mercedes дольше, чем на один сезон. По чистой скорости его напарник может оказаться быстрее, но надо держать в голове вот какую вещь: психологические игры, которыми всегда был силен Хэмилтон, в этот раз могут не прокатить. Потому что непробиваемому Боттасу пофиг вообще на все. И это спокойствие вполне может дестабилизировать самого Льюиса.
От пары пилотов Red Bull мы вообще вправе ждать «схватку двух Йокодзун»: Риккьярдо и Ферстаппен фантастически быстры и талантливы, невероятно голодны до побед, но главное — у них очень крутые напарники. Которых именно в этом сезоне обязательно надо опережать, чтобы подтвердить статус суперзвезды. Если машина действительно окажется быстра, в Red Bull будет очень жарко.
Да и в Ferrari может быть интересно: похоже, новая машина отлично подходит стилю Кими Райкконена, а Себастьян Феттель, кажется, еще не совсем отошел от трудностей прошлого сезона. Айсмен, завершающий карьеру вторым чемпионским титулом? Ох, мы даже мечтать боимся о такой красоте.
McLaren все еще тот
И смех, и грех. Новые, созданные с нуля силовые установки Honda снова не оправдали ожидания. А если называть вещи своими именами, то японцы опять соорудили откровенное дерьмо. Слабое и постоянно ломающееся. На тестах машина McLaren по скорости едва опережала записных аутсайдеров из Sauber, а число случаев, когда Стоффель Вандорн и особенно Фернандо Алонсо замирали на трассе сразу же после выезда из боксов, вышло за все возможные рамки и породило специальный тематический сайт.
В межсезонье McLaren покинул великий и ужасный Рон Деннис, его преемник Зак Браун вернул в раскраску машины исторический оранжевый цвет — но пока команда из Уокинга откатилась туда же, где была три года назад. На самое-самое дно. А значит, будет в любом случае интересно.
Если инженеры Honda все-таки смогут построить двигатель (а не то, что они там привыкли строить), то нас ждет красивый прорыв McLaren куда-то в сторону очковой зоны. Если же нет — ждите запредельной концентрации ярких фраз и мемов от Фернандо Алонсо: к концу сезона их может набраться на неплохую книжку. А еще ходят слухи, будто McLaren может послать Honda ко всем чертям прямо по ходу чемпионата — и где-то к последней трети сезона перестроить машину под двигатели Mercedes. Те самые, что остались от Manor. В общем, на фаворита чемпионата «Маки» не тянут, а вот на главного ньюсмейкера — очень даже.
Что же до команд средней группы, то про них сейчас нельзя сказать ничего достоверного: кажется, что они все примерно одинаковы по силам, и борьба за вторую половину зачетной десятки будет прям очень жаркой.
Вот краткий список вопросов, на которые мы надеемся получить ответы. Удастся ли Force India удержаться на четвертом месте? Сможет ли навязать ей борьбу Williams силами ветерана Фелипе Массы и (кажется) слишком «зеленого» Лэнса Стролла? Покажет ли Renault прогресс, соответствующий заводскому статусу и бюджету, или, фигурально выражаясь, сыграет в McLaren? Повторит ли Haas фирменный трюк под названием «пусть машину строят другие, а мы соберем очки»? Получится ли у Даниила Квята вернуться в форму и достойно выступить в определяющем для себя сезоне?
Первая гонка, конечно же, не даст полной ясности, а может и еще сильнее все запутать. Но ее точно ни в коем случае не стоит пропускать. Уже в это воскресенье. В 8 утра по Москве.