Переходы в Формуле-1
Почему чемпионы меняют командыТеперь официально: Фернандо Алонсо покинет Ferrari после пяти лет сотрудничества, его заменит Себастьян Феттель. Чем они руководствовались при принятии решений? Что выиграет от этого каждый из пилотов? "Мотор" отвечает на главные вопросы.
[center] Почему Алонсо уходит из Ferrari? [/center]
"Фернандо Алонсо покидает команду в конце этого сезона после пяти лет сотрудничества, набрав 1186 очков, заработав 44 подиума и выиграв 11 гонок", – в своем официальном пресс-релизе Ferrari не привела единственный показатель, который на самом деле имеет для Фернандо Алонсо значение. Испанец уходит из команды, потому что завоевал с ней за пять лет 0 (ноль) чемпионских титулов.
Время летит, Фернандо стареет, а надежды на то, что все вдруг наладится, с каждым годом все меньше и меньше. Дважды, в 2010 и 2012 годах, Алонсо был близок к исполнению мечты, но пролетал мимо титула в считанных сантиметрах. Оба раза продолжать бороться за чемпионство до последней гонки испанец мог лишь ценой собственных сверхусилий. Итальянцы за годы совместной жизни ни разу не предоставили ему машину, за рулем которой он мог стать чемпионом одной левой. Теперь надежд на то, что это случится в ближайшем будущем, еще меньше. Ferrari провалила переход на новый регламент и готовится занять законное четвертое место по итогам сезона в Кубке конструкторов.
Плюс ко всему, в Маранелло не осталось "его" людей. Ferrari – уже не тот коллектив, в который он переходил. Президент Лука ди Монтедземоло, приглашавший Фернандо, уже в отставке. Там же – руководитель команды Стефано Доменикали, технический директор Альдо Коста и многие-многие другие. Ferrari решила начать все сначала, полностью перекроив структуру. Чтобы вернуться на вершину, потребуется время. Но его у Алонсо нет. Ему 33, а выиграть еще пару-тройку титулов очень уж хочется.
[center]Куда переходит Алонсо?[/center]
Официально о том, где Фернандо продолжит карьеру, еще не объявлено, однако об этом знают уже все и очень давно. Грядущий переход Алонсо в McLaren обязательно попадет в рейтинг десяти самых плохо скрываемых секретов 2014 года. Сама команда официально объявила пока лишь о том, что не назовет свой состав раньше декабря, но в паддоке всех уже давно гораздо больше занимает вопрос, кто из действующих пилотов команды будет напарником Фернандо в McLaren, а не сам факт подтверждения его перехода.
Для Алонсо это будет уже второе пришествие в McLaren. В 2007 году он переехал в Уокинг после двух победных сезонов в составе Renault, однако тогда на новом месте не прижился. Внутрикомандный конфликт с Льюисом Хэмилтоном привел к тому, что McLaren по итогам года осталась без титулов, несмотря на то, что построила лучшую машину сезона. Алонсо ушел со скандалом, но в Формуле-1 люди частенько открывают двери, которыми раньше громко хлопали.
[center]Чем McLaren лучше Ferrari?[/center]
Пока ничем. Контракт с McLaren – это очевидный риск. В конце концов, Фернандо не только уходит из слабой Ferrari, он уходит в еще более слабый McLaren. Если еще проще – это переход из четвертой по силе команды Формулы-1 в пятую. Но темная лошадка, на которую Алонсо решился-таки сделать ставку – это вовсе не сама McLaren, а Honda. Японцы со следующего года начнут поставлять в Уокинг моторы, и если у них все получится, ставка вполне может сыграть. Mercedes-Benz в этом году наглядно доказала, сколь велика в Формуле-1 стала роль силовых установок. Honda в следующем году будет работать только с McLaren. Если ее мотор окажется лучше, чем у штутгартцев, сливки будет снимать Алонсо.
Риск – дело благородное, но если у Honda все-таки не получится, у Фернандо будет еще несколько миллионов причин, чтобы утешиться. По слухам, руководство японской марки, чтобы заполучить лучшего пилота Формулы-1, согласилось потратить примерно 100 миллионов евро на его трехлетний контракт. Еще одна немаловажная деталь. Срок контракта – один из ключевых пунктов переговоров. По слухам, они затянулись как раз из-за того, что Фернандо не горел желанием связывать себе руки многолетним соглашением (мы помним, что он стареет). Идеальным вариантом для него был бы годичный контракт с возможностью последующего перехода еще куда-нибудь – скажем, в Mercedes AMG, в которой к тому моменту может оказаться свободное местечко.
Что касается освободившегося места в Ferrari, то его займет Себастьян Феттель. Скудерия сменит двукратного чемпиона на четырехкратного.
[center]Зачем Феттелю менять Red Bull на Ferrari?[/center]
Все очень просто и даже трогательно. Себастьян рос во времена побед Михаэля Шумахера в составе Ferrari. Шуми был его кумиром, и Феттель никогда не скрывал, что хотел бы выступать за Скудерию. Теперь этот момент настал. Больше того, у Себастьяна есть шанс не просто выступить за команду Шумахера, а пройти вместе с ней по тому же пути.
Михаэль в свое время перебрался в Ferrari, которая не выигрывала ничего серьезного на протяжении полутора десятков лет и пребывала не в лучшем состоянии, а затем выиграл с ней пять чемпионатов подряд. Феттель также переходит в Скудерию в период кризиса, но, в отличие от Алонсо, до спортивной старости ему еще далеко. Титулов у него и так достаточно. В Ferrari Себастьян может доказать, что способен выигрывать не только за рулем самой быстрой машины, но и может построить вокруг себя команду.
[center]Кто из пилотов больше выиграет от переходов?[/center]
Вполне возможно, что никто. Фернандо прямо сейчас согласился бы на переход в Mercedes AMG, чтобы получить, наконец, лучший автомобиль. С момента последней победы испанца в чемпионате прошло уже почти десять лет, и на их протяжении Алонсо всегда находился в ненужном месте в ненужное время. Если ставка на Honda не сыграет, у Фернандо скорее всего так и останется два титула. Контракт с McLaren почти наверняка будет последним "крупным" в карьере испанца. Когда он истечет, Алонсо окончательно перейдет в статус ветерана.
Феттелю чуть проще. Его цель в Ferrari – не выигрывать, а просто работать. Даже если в Скудерии ничего не получится, он все равно останется в пятерке самых титулованных пилотов за всю историю Формулы-1. Контракт с Ferrari – скорее всего, последний в карьере Себастьяна. Феттель не раз повторял, что не намерен задерживаться в Формуле-1 надолго.