XX-фактор
Что круче: Ferrari FXX K или сезон в настоящих гонках?В начале декабря компания Ferrari представила трековый суперкар LaFerrari FXX K. Новинка, как модели FXX и 599XX, стала частью эксклюзивной программы итальянского автопроизводителя, которая называется XX – она позволяет избранным клиентам марки за очень большие деньги почувствовать себя кем-то вроде гонщика. «Мотор» выяснил, как еще можно потратить пару-тройку миллионов евро, если вы мечтаете о больших гонках.
За то, чтобы сделать вас обладателем Ferrari FXX K, итальянская компания просит 2,5 миллиона евро. Но это ценник не только за автомобиль – в эту сумму входят несколько ездовых мероприятий в сопровождении профессиональных гонщиков и инженеров на лучших гоночных треках мира. И предложение это действительно уникально: компания выпустит всего 30 машин, а значит в программу попадут только три десятка самых привилегированных клиентов.
С другой стороны, от двух с половиной до трех миллионов евро – это бюджет средней по силе команды чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC, которая выступает одной машиной в классе спортпрототипов LMP2. Но и соревновательный уровень здесь совсем другой. Так что же круче: программа итальянского автопроизводителя или профессиональные гонки?
[center]Что получит клиент?[/center]
Несмотря на то, что программа XX с момента своего основания в 2005 году строится вокруг уникального трекового автомобиля, итальянцы предоставляют своим клиентам нечто большее, чем просто быстрый автомобиль. В комплекте идет множество заездов на лучших автодромах по всему миру, а также возможность организовать индивидуальные тесты, место и время которых выбирает владелец. В этом случае на трек приедет его автомобиль в сопровождении механиков, инженеров и запаса колес.
В 2014 году итальянский производитель провел для владельцев XX-моделей восемь мероприятий, которые проходили на трассах Формулы-1 в Малайзии, Италии, Великобритании и Абу-Даби. Интересно, что на мероприятия приезжают и профессиональные пилоты – поделиться опытом. Раньше в мероприятиях Ferrari участвовал сам Михаэль Шумахер, владевший черным купе FXX.
В WEC, конечно, все сложнее. С тестами в гонках на выносливость все не так строго, как в Формуле-1, но о них надо сообщать промоутеру заранее, договариваться с автодромом, организовать логистику. Ferrari все эти хлопоты берет на себя, если владельцу XX-модели вдруг заблагорассудится провести уикенд, рассекая по «Зольдеру» или «Каталунье». Более того, компания хранит машину у себя, чтобы владелец не ломал голову над тем, как ее перевозить: для движения по дорогам общего пользования XX-модели не предназначены.
По официальному количеству этапов WEC не уступает программе Ferrari XX: в текущем и будущем сезонах расписание состоит из восьми этапов. И известных трасс там даже больше, чем у итальянского автопроизводителя. В следующем году участников серии ждут на "Сильверстоуне", "Спа-Франкошам", "Нюрбургринге", "Трассе Америк" и "Сахире". Но самое главное, что в июне участники WEC приедут на 24-часовой марафон в Ле-Мане. Пожалуй, только ради этого можно задуматься о большом спорте.
И, конечно, в WEC с вами тоже будут работать профессиональные инженеры, механики, массажисты и физиотерапевты. Ночлег в моторхоуме прилагается.
[center]Как попасть в Ferrari XX и WEC?[/center]
Если вы думаете, что сбыв 60 тонн арбузов или получив комиссионные с продажи пары самолетов Cessna Citation Sovereign, сможете рассекать на своем блестящем FXX K по "Мячково", то вы глубоко заблуждаетесь.
Клиентов XX-модели компания Ferrari выбирает самостоятельно, поэтому прийти к дилеру и потребовать себе черненькое трековое купе не получится.
Хотя Ferrari не раскрывает имен участников программы XX, энтузиасты всеми правдами и неправдами вычисляют владельцев XX моделей. Среди них, например, канадский продавец автомобилей Ремо Ферри, предприниматель Лоуренс Стролл, который недавно интересовался покупкой команды Формулы-1, а также американский бизнесмен и бывший гонщик Престон Хенн, которому через месяц исполнится 84 года. В неофициальном списке есть и россияне - например, Валентин Бухтояров.
Количество денег в Ferrari XX вообще особой роли не играет: претендентов на обладание уникальным суперкаром выбирает особая комиссия, которая состоит из инженеров и представителей других департаментов марки.
Но если вам повезет, то вы сможете утюжить высокоабразивный асфальт лучших мировых автодромов в свое удовольствие, а не толкаться в толпе жадных до успеха и не всегда мастеровитых пилотов низших гоночных категорий, без чего точно не обойтись в профессиональных гонках.
С большим автоспортом есть одна, но очень большая проблема: для участия в WEC потребуется не только внушительная сумма на банковском счете, но и лицензия FIA категории B. Выдается она пилотам, которые на протяжении двух лет выступали, финишировали и были классифицированы в пяти национальных и международных гонках. Так что вариант «права купил – ездить не купил» тут не пройдет.
Что еще можно сделать за 2,5 миллиона евро
Конечно, потребуется еще и некоторый опыт езды на настоящих гоночных (а не "спортивных") автомобилях на очень высоких скоростях. Иначе карьера может закончится едва начавшись.
[center]Машины[/center]
Первой моделью программы XX стал суперкар FXX, построенный на базе Enzo. Модель комплектовалась двенадцатицилиндровым бензиновым мотором мощностью 800 лошадиных сил. Всего планировалось сделать 29 таких машин, но в 2006 году автопроизводитель решил построить еще один автомобиль для Михаэля Шумахера, который тогда впервые "уходил" из Формулы-1. В 2009-м среднемоторный Enzo сменило переднемоторное купе 599XX с 730-сильным двигателем V12. Тираж суперкара в этот раз составил 29 экземпляров: обошлось без дорогостоящих подарков легендам автоспорта.
я выбрал вместо рекламы.
Теперь настало время абсолютного зла – LaFerrari FXX K. Базовый 6,3-литровый двигатель дорожного супергибрида V12 форсировали с 800 до 860 лошадиных сил, а мощность электромотора увеличили со 163 до 190 сил. Суммарная отдача силовой установки теперь составляет 1050 лошадиных сил и 900 Нм крутящего момента, которые переваривает семиступенчатый «робот». Вкупе с этим идет система рекуперации кинетической энергии KERS, огромные и выносливые тормоза, а также «умная» управляющая электроника.
я выбрал вместо рекламы.
Поработали в Ferrari и над аэродинамикой модели. Трековое купе получило два отдельных спойлера на корме, а также активное заднее антикрыло и новый диффузор, который идеально вписался бы в интерьер квартиры Дарта Вейдера.
Прижимная сила Ferrari LaFerrari FXX K составляет 540 килограммов на 200 километрах в час. Это как загрузить в машину 147 силикатных кирпичей.
С точки зрения технологий машины в LMP2 не такие крутые, как LaFerrari FXX K. Изготовлением автомобилей, подходящих под регламент, занимается несколько компаний – например, Onroak Automotive. В ее линейке есть две LMP2-модели: Ligier JS P2 с закрытым кокпитом и Morgan LM P2 с открытым. В обоих случаях машины строятся вокруг карбонового монокока, оснащены шестипоршневыми тормозами и шестиступенчатой «секвенталкой» Xtrac.
Для машин предлагаются три двигателя: атмосферные V8 Judd и Nissan рабочим объемом 4,0 и 4,4 литра соответственно, а также твинтурбо мотор V6 от Honda. Их отдача составляет 475 (406 Нм), 450 (570 Нм) и 450 (550 Нм) лошадиных сил соответственно. Никаких электродвигателей, KERS, сложной электроники и тяжелых батарей здесь нет и в помине: это прерогатива класса LMP1, участие в котором позволить себе могут только крупные автопроизводители.
Стоимость автомобилей LMP2 жестко регламентируется Международной автомобильной федерацией (FIA). Автомобиль с открытым кокпитом стоит не дороже 370 тысяч евро, а закрытым – не больше 450 тысяч евро. Еще примерно 80 тысяч евро придется отдать за аренду мотора; в 35 тысяч евро обойдется особый аэродинамический пакет для Ле-Мана. Таким образом, в самой дорогой конфигурации прототип будет стоить 565 тысяч евро, а если вы захотите ставить на каждый этап новый двигатель, то бюджет составит 1,1 миллиона евро. Что все равно на 45 тысяч евро дешевле даже дорожной версии LaFerrari, а не крутейшего FXX K!
[center]Насколько они быстры?[/center]
Сказать, что Ferrari FXX K очень быстрая машина, значит не сказать ничего. По трассе Фьорано трековый суперкар проехал за 1 минуту 14 секунд – на пять секунд быстрее дорожной версии LaFerrari и на четыре секунды быстрее родоначальника программы XX – FXX на базе Enzo.
Еще одна трековая модель Ferrari – 599XX – является одной из быстрейших машин на Нюрбургринге. В 2010 году купе под управлением Раффаэле ди Симоне проехало по «Северной петле» за 6 минут и 58,16 секунды, что всего на 10 секунд медленнее абсолютного рекорда, принадлежащего Pagani Zonda R.
Прототипы LMP2 во Фьорано если и заезжают, то нечасто. Зато такие машины выступают на одних трассах с Формулой-1, поэтому с быстрейшими гоночными автомобилями в мире их сравнить можно.
В квалификации "6 часов Сильверстоуна" 2014 года лучший из экипажей LMP2 показал время 1 минута 48,916 секунды, что на 13,15 секунды медленнее обладателя поул-позиции Гран-при Великобритании сезона 2014 Нико Росберга.
К последнему этапу сезона WEC разница между скоростью Формулы-1 и WEC увеличилась еще больше. В квалификации на «Интерлагосе» лучший экипаж LMP2 проехал круг за 1 минуту и 24,173 секунды, а Нико Росберг в Q3 показал время равное 1 минуте и 10,023 секунды.
[center]Что в итоге[/center]
Итак, если вам посчастливилось стать обладателем двух-трех миллионов евро, которые можно потратить на что угодно, и вы бредите настоящим автоспортом, то Ferrari FXX K и предлагающаяся к ней программа, наверное, не самый идеальный вариант. За эти деньги можно не просто прийти в большие гонки, но и целый год финансировать собственную команду с пилотами, инженерами, механиками и моторхоумами.
С другой стороны, ни WEC, ни любой другой чемпионат не дадут человеку чувства собственного превосходства над простыми смертными: гонщиков на планете много, а обладателей FXX K – не больше трех десятков.