Опубликовано 12 сентября 2014, 16:33

Высокое напряжение

Все, что нужно знать о Формуле-E
В субботу, 13 сентября, в Пекине начнется новая глава в истории автоспорта – в столице Китая пройдет первый этап серии для электрических машин с открытыми колесами, которая именуется Формула-E. «Мотор» выяснил, зачем нужно было создавать подобное первенство, кто поборется за «электрический» титул и как будут проходить уикенды революционной Формулы.
Фото FIA Formula E
Фото FIA Formula E

В субботу, 13 сентября, в Пекине начнется новая глава в истории автоспорта – в столице Китая пройдет первый этап гоночной серии для электрических машин с открытыми колесами, которая именуется Формула-E. «Мотор» выяснил, зачем нужно было создавать подобное первенство, кто поборется за «электрический» титул и как будут проходить уикенды революционной Формулы.

Кто это придумал?

Инициатором создания Формулы-E выступила Международная автомобильная федерация (FIA). В организации считают, что чемпионат позволит популяризировать электромобили, а также станет полигоном для отработки новейших технологий в области машиностроения. По словам главы FIA Жана Тодта, серия позволит продемонстрировать стремление федерации к использованию «чистой энергии».

Организационными вопросами и руководством чемпионатом займется базирующаяся в Лондоне компания Formula E Holdings Limited. Ее исполнительным директором является глава команды Addax молодежной серии GP2 Алехандро Агаг, который также руководит собственной инвестиционной компанией Addax Capital LLP. Основной бизнес Агага был создан в 2006 году и тоже располагается в столице Великобритании.

На чем поедут гонщики?

Сначала для Формулы-E было омологировано шасси [EF01](http://www.formulec.org/en/voiture_presentation.html) от компании Formulec. Однако затем было принято решение выступать на болидах Spark-Renault SRT_01E, которые [дебютировали](http://motor.ru/news/2013/05/15/fenewcar/) весной 2013 года.

Сначала для Формулы-E было омологировано шасси EF01 от компании Formulec. Однако затем было принято решение выступать на болидах Spark-Renault SRT_01E, которые дебютировали весной 2013 года.

Изначально планировалось, что Формула-E не станет моносерией, и каждая команда сможет делать себе машины самостоятельно. Тем не менее, в первый год все участники первенства будут пилотировать одинаковые болиды: Spark-Renault SRT_01E. Строительством машины занималась компания Spark Racing Technology, созданная основателем гоночной команды ART Grand Prix Фредериком Вассе.

Создание шасси было доверено компании Dallara, которая обслуживает чуть ли не все ведущие молодежные серии. Электродвигатель мощностью 270 лошадиных сил предоставлен компанией McLaren. Аккумуляторы для Spark-Renault SRT_01E создали в Williams, пятиступенчатую коробку передач с фиксированными передаточными числами – в Hewland, а особые всепогодные шины – в Michelin.

С места до 100 километров в час электрический болид разгоняется за три секунды. Максимальная скорость машины составляет 225 километров в час.

Важный момент – градация мощности силового агрегата Spark-Renault SRT_01E в зависимости от сессии. В тренировках и квалификациях двигатель будет работать на полную мощность, тогда как в гонке отдачу снизят до примерно 200 сил. При этом по три пилота в каждой гонке смогут получить так называемый FanBoost – пятисекундное увеличение мощности на 40 сил. Выбирать счастливчиков будут на официальном сайте серии путем народного голосования между этапами.

Заряжать батареи болидов запрещается во время тренировок, квалификации или гонки. Вне сессий пополнение запаса аккумуляторов будет осуществлено только на пит-лейне. На полную перезарядку батарей двадцати машин уходит 50 минут.

Заряжать батареи болидов запрещается во время тренировок, квалификации или гонки. Вне сессий пополнение запаса аккумуляторов будет осуществлено только на пит-лейне. На полную перезарядку батарей двадцати машин уходит 50 минут.

"В кокпите кажется, что управляешь машиной Формулы-1, – рассказывал Ярно Трулли после тестов болида. – Да, звук отличается, но вы все еще можете слышать как работает электродвигатель и коробка передач, что идеально подходит для пилота".

Кстати, о звуке. На высокой скорости шум от болида Формулы-E составляет 80 децибел. Примерной такой же по уровню звук у пылесоса, офисного оборудования, детского плача или в метро, если находиться внутри вагона. И именно генерируемый электрическими болидами звук, который сравнили с воем троллейбусов, вызвал критику со стороны гонщиков и экспертов. Не по душе он, например, четырехкратному чемпиону Формулы-1 Себастьяну Феттелю.

"Мне все это не нравится. Я не думаю, что это будущее. Когда я впервые попал на Гран-при Формулы-1 в 1992 году на Хоккенхайме, даже несмотря на то, что я был промокшим до нитки, а машины долго не выезжали, было здорово слышать их звук, чувствовать его через землю во время установочных кругов", – заявил пилот Red Bull.

Кто поедет?

Формула-E вызвала серьезный интерес среди спортивных функционеров и предпринимателей. В первый год в чемпионате примут участие 10 коллективов, среди которых Andretti Formula E Майкла Андретти, пятикратные победители DTM Audi Sport ABT, Dragon Racing Джея Пенске, коллектив экс-пилота Формулы-1 Ярно Трулли, конюшня миллиардера Ричарда Бренсона (Virgin), а также коллектив Venturi, совладельцем которого является актер Леонардо Ди Каприо.

Составу пилотов Формулы-E могут позавидовать все серии, в которых заканчивают карьеру знаменитые пилоты: из 19 заявленных гонщиков 11 прежде выступали в Формуле-1.

Речь идет о Франке Монтаньи, Лукасе ди Грасси, Нельсоне Пике-младшем, Жероме Д’амброзио, Себастьене Буэми, Нике Хайдфельде, Стефане Сарразане, Ярно Трулли, Каруне Чандхоке, Бруно Сенне и Хайме Альгерсуари. Компанию им составили молодые таланты, не сумевшие найти себе места в Формуле-1. Например, Сэм Берд, Фабио Ляймер и Антонио Феликс да Кошта.

Помимо них, в чемпионате примут участие две девушки: экс-гонщица IndyCar и DTM Кэтрин Легг, а также участница Auto GP Микела Черрути.

Именитых людей старательно привлекали и к рекламе Формулы-E. Послом от пилотов стал сын чемпиона Формулы-1 1976 года Джеймса Ханта Фредди, а представителем всего чемпионата назначили двукратного чемпиона CART, вице-чемпиона IndyCar и победителя "Инди-500" Жиля де Феррана.

Состав участников Формулы-E

КомандаПилоты
Amlin AguriКэтрин ЛеггАнтонио Феликс да Кошта ✽
Andretti Formula EФранк Монтаньи--
Audi Sport ABTЛукас ди ГрассиДаниэль Абт
China RacingНельсон Пике-младшийТун Хопинь
Dragon RacingЖером Д’АмброзиоОриоль Сервиа
E.DAMS-RenaultНиколя ПростСебастьен Буэми
Mahindra RacingКарун ЧандхокБруно Сенна
TrulliЯрно ТруллиМикела Черутти
VenturiНик ХайдфельдСтефан Сарразан
Virgin RacingХайме АльгерсуариСэм Берд

✽ - пропустит первый этап из-за участия в DTM. Да Кошту заменит Такумо Сато.

Как будут проходить этапы?

В отличие от большинства привычных для болельщиков серий, к Формулe-E понятие "уикенд" практически неприменимо: этап уложится в один день – субботу. Утром пройдут две тренировки продолжительностью 45 и 30 минут. Ближе к обеду состоится квалификация, которая будет состоять из четырех групп по пять машин. Каждой пятерке отведут по 10 минут для прохождения быстрейших кругов.

Во время тестов организаторы Формулы-E провели в Донингтоне симуляцию этапа, которая состояла из пары тренировок, квалификации и имитации гонки.

Во время тестов организаторы Формулы-E провели в Донингтоне симуляцию этапа, которая состояла из пары тренировок, квалификации и имитации гонки.

Первая гонка в истории Формулы-E состоится 13 сентября в 12:00 по московскому времени (в 16:00 по Пекину).

За двадцать минут до старта будут объявлены те, кто получат FanBoost на заезд. Продолжительность заезда составит один час.

Гонка Формулы-E, минимальная дистанция которой составит 60 километров, предполагает обязательный пит-стоп. Однако во время остановки пилотам предстоит поменять не шины, а машину целиком! На заезд каждому гонщику предоставляется два автомобиля: во время остановки спортсмен должен будет заехать в гараж, сменить болид, пристегнуться при помощи двух представителей команды и вновь вернуться в гонку. Машина, использованная по ходу первого отрезка, сразу после пит-стопа попадет в «закрытый парк». Второй болид окажется там же сразу после финиша.

Как определят чемпиона?

В Формуле-E действует такая же система начисления очков, как и в Формуле-1: 25 за первое место, 18 за второе, 15 за третье и так далее. При этом три дополнительных балла дадут за поул-позицию и два – за быстрейший круг в гонке. Победителя личного зачета определят на основании суммарного количества заработанных гонщиком очков, исключая худший его результат. В командном зачете учитываться будут все баллы, заработанные пилотами того или иного коллектива.

Высокое напряжение

Какие страны примут Формулу-E?

Предполагалось, что бывший менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко привезет Формулу-E в Россию в первый же год существования серии, но по неизвестным причинам сделать это не получилось.

Календарь первого чемпионата включает в себя десять этапов, которые пройдут исключительно на городских трассах. Первая гонка состоится в Китае, а дальше серия отправится в малайзийскую Путраджаю (22 ноября), уругвайский Пунта-дель-Эсте (13 декабря), Буэнос-Айрес (10 января 2015 года), Майами (14 марта 2015 года), Лонг-Бич (4 апреля 2015 года), Монте-Карло (9 мая 2015 года), Берлин (30 мая 2015 года) и Лондон (27 июня 2015 года).

Самый дешевый билет с закрепленным за ним местом на трибуне на первый в истории этап Формулы-E обойдется в 55 евро. Зоны свободного размещения, как в Формуле-1, по крайней мере в Пекине не будет. Стоимость билетов на другие этапы организаторы объявят позже.

Права на все трансляции принадлежат компании Aurora Worldwide Media. Показывать гонки Формулы-E будут TV Asahi, Canal+, Sky Deutschland, CCTV, BT Sport, ITV и FOX Sports. О трансляциях в России никакой информации пока нет.