Опубликовано 11 января 2023, 16:04
4 мин.

General Motors идёт в Формулу 1: что здесь не так?

Каковы отношения GM с автоспортом, при чем тут Андретти, и почему одни деньги ничего не решат
Несколько дней назад команда Andretti официально объявила о том, что в ближайшие годы намерена дебютировать в Формуле-1 при поддержке корпорации General Motors. На бумаге всё красиво: Марио Андретти — легенда в том числе и Формулы-1, чемпион мира 1978 года; General Motors — один из самых больших автоконцернов в мире… Что может пойти не так?
General Motors идёт в Формулу 1: что здесь не так?

И всё-таки вопросов очень много. Командой Andretti сейчас руководит не Марио, а его сын Майкл — тот самый, которого в 1993 году в McLaren заменили на резервного Мику Хаккинена прямо по ходу сезона из-за неудовлетворительных результатов. И с руководством командой тоже не всё гладко — спортивных успехов у Andretti Autosport нет уже давно. Последний титул в IndyCar выигран 10 лет назад, с тех пор команда упорно скатывается в стан середняков. Прошедший чемпионат лучший из пилотов Andretti, Александер Росси, закончил на девятом месте. И это IndyCar, то есть уровень, по большому счёту, Формулы-2. Представьте, что заявку на участие в Формуле-1 подал бы середняк Формулы-2 — с каким энтузиазмом его бы ждали в чемпионате?

Майкл Андретти

Майкл Андретти

© andrettiautosport.com

Хорошо, теперь Андретти заручился поддержкой General Motors, но помочь компания тут может только деньгами. Американские гонки устроены очень специфически, а своих «проводников» в мировой автоспорт корпорация растеряла. Немецкий Opel пять лет назад продан PSA, а австралийский Holden два года назад закрыт.

Да даже в американском автоспорте достижения GM довольно условны. Больше всего побед у марок GM в NASCAR (что само по себе мало что значит), но надо понимать, что NASCAR это, по сути, моносерия, где «производители» сами машины не строят. Нынешняя машина, Next Gen car, построена Richard Childress Racing, и все производители только придают ей некоторое внешнее сходство со своими моделями.

Есть ещё Corvette Racing и Cadillac в гонках на выносливость, но и там General Motors поставляет только деньги. Гоночные машины Corvette строят Pratt & Miller, а двигатели готовит Katech. Что касается прототипов Cadillac DPi-V.R, то это вообще перелицованные Dallara P217. Чтобы было более понятно, как это работает — небольшая цитата из моего старого интервью с шеф-дизайнером Dallara Лукой Пиньяккой:

«В соответствии с правилами американской серии, в их чемпионате могут использоваться как «чистые» автомобили LMP2, так и машины Daytona Prototype International, которым производители имеют право придать черты, характерные для их машин — и они используют свои силовые установки.

General Motors идёт в Формулу 1: что здесь не так?

© Фото: Cadillac

Мы построили эту машину, она была омологирована, а затем дизайнер Cadillac на заводе Dallara вместе с нашими специалистами по аэродинамике почти две недели искал способы придать шасси сходство с машинами компании. В результате эта машина не так хороша, как Dallara LMP2, но всё ещё достаточно быстра и выглядит как Cadillac».

Кстати, в том же интервью Пиньякка сказал, что построить машину Формулы-1 — в два-три раза более сложная задача, чем LMP1-H. А ведь прототипы LMP1-H — одна из самых сложных и дорогих машин в истории автоспорта. Но Формула-1 намного сложнее — даже для Dallara создание конкурентоспособной машины Формулы 1 оказалось почти непосильной задачей, что уж говорить об Andretti или Pratt & Miller.

В 2022 году Dallara построила машину Haas VF-22 для Haas F1 Team. Её сложно назвать конкурентной на фоне лидеров чемпионата

В 2022 году Dallara построила машину Haas VF-22 для Haas F1 Team. Её сложно назвать конкурентной на фоне лидеров чемпионата

© Фото: Lukas Raich /Wikimedia Commons

Кто-то может сказать, что другие автомобильные корпорации, за исключением Ferrari, тоже не строят машины Формулы-1 самостоятельно — Honda сначала заказывала шасси Dallara, а потом купила Tyrrell. В BMW сначала пытались стать совладельцами Williams, а когда не получилось — выкупили Sauber. Машины Mercedes для Формулы-1 строят не в немецком Штутгарте, а в английском Брэкли, на старой базе BAR и Brawn GP, а моторы — в Бриксуорте, где раньше находился Ilmor Engineering.

Новый Cadillac для IMSA в формате гиперкаров тоже построен компанией Dallara

Новый Cadillac для IMSA в формате гиперкаров тоже построен компанией Dallara

© Фото: Cadillac

Но в том-то и дело, что во всех таких случаях за основу бралась действующая команда Формулы-1, со всем оборудованием и штатом. В Andretti/GM же пытаются построить команду с нуля, не имея для этого никакой компетенции. Такое можно было провернуть 50 лет назад, но в современном мире подобные проекты неизбежно заканчиваются провалом. Вспомнить хотя бы проект по покорению автоспорта со стороны Toyota. Корпорация построила дорогущий автоспортивный исследовательский центр в Кёльне и вложила в команду Формулы-1 миллиарды, но успеха так и не добилась. Даже в Ле-Мане удалось победить лишь спустя 20 лет. Готовы ли к таким тратам и таким срокам в GM?

Последний сезон в Формуле 1 команда Panasonic Toyota Racing провела в 2009 году

Последний сезон в Формуле 1 команда Panasonic Toyota Racing провела в 2009 году

© Фото: Morio/Wikimedia Commons

Кстати, в 2020-м General Motors объявила о строительстве большого автоспортивного исследовательского центра в городе Конкорд, Северная Каролина, и даже возвела там здание, но в итоге отдала его под новый проект GM Defense, связанный с военным заказами. А под автоспорт в General Motors теперь обещают построить новый центр, но когда-нибудь потом и в каком-нибудь другом месте.