12 лет в тумане (соляном)
Кроссовер Haval Dargo выдержал суровый коррозионный тест/imgs/2024/12/27/10/6695999/4a5dba7b6d0804b5608391069585528ef4511340.jpg)
Автомобильный бизнес уже давно стал глобальным: одна и та же модель обычно продаётся в десятках стран. И всё же для каждого крупного рынка машину требуется так или иначе адаптировать — для этого автопроизводители постоянно ведут конструкторские работы, собирают статистику, проводят дорожные и лабораторные испытания в тех странах, где планируется внедрять изменения.
/imgs/2024/12/27/12/6696101/f6137a96bfa3473a5502ecd221b4d5adeda81cff.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Разные рынки диктуют и свой подход к комплектации: в одних странах привыкли, что всё уже включено «в базу», в других покупатели любят выбирать опции по одной; где-то обязательно нужен второй кондиционер, а где-то буксировочное устройство заказывают едва ли не на каждый внедорожник.
Не секрет, что и российские условия тоже требуют от автопроизводителей адаптировать свои машины. Причём сразу по многим направлениям: уж очень велика и разнообразна наша страна. Необходимость усиленных подвесок и защиты днища для плохих дорог. Разумеется, большинству покупателей зимой нужны подогревы сидений, руля и стёкол. Есть и менее очевидные позиции: например, бачки стеклоомываетелй увеличенного объёма. Учитывать приходится и использование противогололёдных реагентов зимой — тем более что дороги ими посыпают куда обильнее, чем в Северной Европе.
/imgs/2024/12/27/10/6695995/84c42c3fee0e3d2927c9082c9842d680790c927c.jpg)
/imgs/2024/12/27/10/6695997/757636df06b9194994b8046c330e593c82176bef.jpg)
/imgs/2024/12/27/10/6695998/506d188dacc0b3a2be181f274235bddb2a4fe623.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696112/e2bd0658badcc461981f44fb3508a33d6f6940e0.jpg)
/imgs/2024/12/27/10/6695996/35f7d3f7ac51c6ccd0abb8ef7ba5d4908af52634.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/12/27/12/6696118/fcc7db278bd96afa805688dbbb8bab61b082ce3f.gif)
/imgs/2024/12/27/12/6696119/674fc207d7a77b6b806a49f79a613e75ed769ff1.gif)
/imgs/2024/12/27/12/6696102/7abe83f1da2d71f9c24502fd5298f3e479e6f1d8.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696106/8f2eb9407fd1d5118847479d5a1fa4574a7085dd.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696105/739df023e048fde98d2bb0c688b82a5407f8f467.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/12/27/12/6696107/dc17cb9b9fff63077de2c4d2c75ae3c41b340466.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696109/8f63d976cd7f63e3fe66cf56c5b9ac4e54126e22.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696110/94784d8029f10ee39aeba92eef328a5e15c78334.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696114/b5c80d13282c3920e97890b98e524a53fcfc4048.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696115/26c12343f0db2bc6dcab6861e536c90950898f34.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/12/27/10/6695995/84c42c3fee0e3d2927c9082c9842d680790c927c.jpg)
/imgs/2024/12/27/10/6695997/757636df06b9194994b8046c330e593c82176bef.jpg)
/imgs/2024/12/27/10/6695998/506d188dacc0b3a2be181f274235bddb2a4fe623.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696112/e2bd0658badcc461981f44fb3508a33d6f6940e0.jpg)
/imgs/2024/12/27/10/6695996/35f7d3f7ac51c6ccd0abb8ef7ba5d4908af52634.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696118/fcc7db278bd96afa805688dbbb8bab61b082ce3f.gif)
/imgs/2024/12/27/12/6696119/674fc207d7a77b6b806a49f79a613e75ed769ff1.gif)
/imgs/2024/12/27/12/6696102/7abe83f1da2d71f9c24502fd5298f3e479e6f1d8.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696106/8f2eb9407fd1d5118847479d5a1fa4574a7085dd.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696105/739df023e048fde98d2bb0c688b82a5407f8f467.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696107/dc17cb9b9fff63077de2c4d2c75ae3c41b340466.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696109/8f63d976cd7f63e3fe66cf56c5b9ac4e54126e22.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696110/94784d8029f10ee39aeba92eef328a5e15c78334.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696114/b5c80d13282c3920e97890b98e524a53fcfc4048.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696115/26c12343f0db2bc6dcab6861e536c90950898f34.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Реагенты весьма агрессивны по отношению к металлу и лакокрасочному покрытию, и с эти тоже приходится работать. Вообще-то, современные автомобили обычно неплохо противостоят коррозии — ещё лет двадцать-тридцать назад о таком не приходилось и мечтать. И то, что эту проблему удалось победить — самое настоящее инженерное чудо!
/imgs/2024/12/27/12/6696126/d9ce360cea0150c9abe818fe7d78d312668de3ae.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696122/faddc49ca80699e9086a2f4a9172daa53917da03.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696128/eb555a9d11359e8fc13f1af8c61b5a39b557805c.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696124/4f3b34199dd73241f4975df6a709d11559d3ff94.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696121/6813ab4c7bfc063385dd2e7642bf9851497793fb.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/12/27/12/6696129/2d3da10be3a220bfa651b38e7c17323a433ba124.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696127/d101f814d0e2192df1f7a17e3a32c102119852f3.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696130/b00e2686620b1f27c21040f9f1f870d10a0667ea.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696123/a980f1b0c0cb492f80a494ff41d30eed2a1255cc.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696125/cb07fdeb08536325540f2e9138853ab3e7562bda.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2024/12/27/12/6696126/d9ce360cea0150c9abe818fe7d78d312668de3ae.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696122/faddc49ca80699e9086a2f4a9172daa53917da03.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696128/eb555a9d11359e8fc13f1af8c61b5a39b557805c.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696124/4f3b34199dd73241f4975df6a709d11559d3ff94.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696121/6813ab4c7bfc063385dd2e7642bf9851497793fb.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696129/2d3da10be3a220bfa651b38e7c17323a433ba124.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696127/d101f814d0e2192df1f7a17e3a32c102119852f3.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696130/b00e2686620b1f27c21040f9f1f870d10a0667ea.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696123/a980f1b0c0cb492f80a494ff41d30eed2a1255cc.jpg)
/imgs/2024/12/27/12/6696125/cb07fdeb08536325540f2e9138853ab3e7562bda.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Ведь железо, хотя и является одним из самых распространённых химических элементов на Земле, но в чистом виде в природе практически не встречается. В виде чугуна или стали — тоже нет.... Этот металл в основном находится в составе окисей и солей. Именно их извлекают из железной руды, которая потом отправляется на металлургические комбинаты, чтобы затем превратиться в стальной прокат. Вот только металл этот при любой возможности стремится вернуться в исходное состояние и окисляется — то есть ржавеет.
На самом деле, всё сложнее: металл автомобильного кузова подвергается электрохимической коррозии. Дождевая вода или конденсат с растворёнными в ней ионами играют роль электролита — стоит им добраться до голого железа в стыке деталей или в сколе краски, как образуется гальваническая пара, и процесс ржавления ускоряется. Перепады температур тоже этому способствуют.
/imgs/2024/12/27/14/6696290/44e924a8216911a5a4d2e02a879c56515f8644e1.jpg)
/imgs/2024/12/27/14/6696294/8e1def580c79ebc7fc324bfa0002f72ac78c7e03.jpg)
/imgs/2024/12/27/14/6696290/44e924a8216911a5a4d2e02a879c56515f8644e1.jpg)
/imgs/2024/12/27/14/6696294/8e1def580c79ebc7fc324bfa0002f72ac78c7e03.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
А уж противогололёдные реагенты ускоряют этот процесс многократно: обычно в них содержится хлористый натрий (NaCI), хлорид магния (MgCl₂) либо хлорид кальция (CaCl₂). Которые, будучи растворены в воде, являются прекрасными электролитами!
Чтобы противостоять коррозии, придумана масса разных ухищрений. Которые сводятся к двум основным способам: барьерному и протекторному. Барьерная защита — это то, что изолирует поверхность металла от внешних воздействий: грунтовка, краска, полимерная плёнка, специальная мастика.
/imgs/2024/12/27/12/6696136/75dfd14c1945d611093bf72de81216a4f6361f13.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Суть протекторной защиты в другом — сталь соединяют в гальваническую пару с «жертвенным металлом», который и корродирует. Гальваническую коррозию обращают нам на пользу! В этом качестве используется три металла: магний, алюминий и цинк. Но в автопроме это в первую очередь цинк: его наносят на стальной лист ещё на стадии изготовления проката.
Эти два метода позволили намного улучшить коррозионную стойкость кузовов. Для её проверки разработаны обширные методики тестирования — как чисто лабораторные, когда химикатами травят отдельные детали и узлы, так и пробеговые — когда испытывают всю машину целиком.
/imgs/2024/12/27/12/6696138/d9ad066c4c6d112966209cab7a1638c409e2cbf6.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
И всё же ржавчина по-прежнему остаётся большой проблемой. Особенно — в российских условиях.
Haval не только занимается адаптацией машин перед запуском продаж в России, но и постоянно ведёт работу по контролю качества продукции. А в этом году дополнила её испытаниями на коррозионную стойкость. Для этого обратились к возможностям Центра испытаний НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»*. На Дмитровском автополигоне, входящем в его состав, разработана изощрённая программа длительных тестов: их проведение занимает 7–8 месяцев, но условия настолько суровые, что это приравнивается к 12 годам эксплуатации в нормальных условиях.
/imgs/2024/12/27/12/6696139/a91d07d0810bcf6da38592b5a06d629b8f18fb10.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Для теста взяли новенький кроссовер Haval Dargo белого цвета. Кстати, этот выбор не случаен: именно на белой краске лучше всего видно ржавчину.
Сердце программы испытаний — так называемая камера соляного тумана, особое помещение с контролируемым климатом: в нём поддерживается температура +37 градусов и высокая влажность (около 35%), а специальные форсунки распыляют аэрозоль с раствором поваренной соли. В результате получается туман с концентрацией соли 3,5–5%.
/imgs/2024/12/27/12/6696140/7152ce5518a235cd1d4e8fd78d89c5ae4c7b5087.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Перед тем, как отправить Dargo на экзекуцию, на все детали кузова лезвием нанесли Т-образные насечки разной глубины — до грунтовки и до металла (так имитируют сколы и царапины). Эта процедура позволяет оценить качество грунтования и скорость подплёночной коррозии, которая зависит от качества стального листа.
После 6-часовой «засолки» машину отправляют на 116-километровый пробег по спецдорогам полигона: булыжным, грунтовым, щебёночным и асфальтовым. Без этого исследование было бы неполным: ведь езда нагружает кузов и детали подвески, способствуя развитию ржавчины в сварных швах и появлению микротрещин, которые тоже могут стать источниками коррозии. Испытания позволяют проверить на коррозионную стойкость не только сам кузов, но и агрегаты, электрику, детали интерьера.
/imgs/2024/12/27/12/6696141/874f354677b161830bf85453c3cfcc115d2cf3e6.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
На протяжении семи-восьми месяцев весь этот цикл повторяется 127 раз... Испытание поделено на 12 отрезков — как бы «12 лет» реальной эксплуатации. По окончании каждого условного «года» машину тщательно моют — считайте это «перерывом на летний сезон» — и все элементы осматривают, фотографируют появившиеся очаги коррозии и вносят в протокол их размеры. После чего машина вновь отправляется в соляной ад...
Испытатели собирают фотобанк и строят график развития очагов ржавления — так удобно отслеживать, на каком сроке возникла и как быстро развивалась коррозия на той или иной детали кузова.
/imgs/2024/12/27/12/6696142/b1637bfb668d7fe73e3974894705e715479936de.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
В общей сложности испытания Haval Dargo заняли 8 месяцев: кроссовер провел в соляном тумане 762 часа и проехал по спецдорогам 14 800 километров. Надо сказать, до конца доживают далеко не все: условия настолько жёсткие, что порой испытание приходится прекратить досрочно из-за разрушения силовых элементов.
По окончании испытаний кроссовер полностью разобрали, вскрыв пороги и разрезав усилители. Dargo с честью перенёс соляную пытку.
/imgs/2024/12/27/12/6696143/2eef256c19402fa2209d139b76e3787fdd5053d5.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Эксперты Центра испытаний НАМИ определили, что кузов качественно подготовлен и окрашен, силовые элементы кузова проявили высокую стойкость к ржавчине.
/imgs/2024/12/27/12/6696099/ead768793cd54ae1aa00231433b887f992795a38.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
Важно, что на Dargo 70% кузовных деталей отштампованы из стального листа с двусторонней оцинковкой. А оставшиеся проценты приходятся на горячекатаные силовые элементы — такая сталь сама по себе довольно устойчива к коррозии.
/imgs/2024/12/27/12/6696100/87de56606c06a30224bc8d8ffcae9db594e85fa0.jpg)
© Пресс-служба Хавейл Мотор Рус
А инженеры Haval решили на этом не останавливаться — впереди ещё немало испытаний, чтобы адаптировать автомобили к условиям российских дорог и предпочтениям российских покупателей.