10 июня 2011, 21:40

Три большие разницы

Как подготовились к «24 часам Ле-Мана» Audi, Peugeot и Aston Martin

Фото команд

Меньше суток осталось до начала главного кольцевого марафона планеты. В субботу, 11 июня, в 15:00 по среднеевропейскому времени в 79 раз стартует легендарная гонка «24 часа Ле-Мана».

Афиша по сравнению с прошлым сезоном практически не претерпела изменений. Битву за победу в абсолютном зачете, скорее всего, вновь поведут между собой экипажи коллективов Peugeot и Audi. Французы и немцы подготовили к марафону этого года абсолютно новые прототипы. Тем же может похвастать и Aston Martin впрочем, британцев практически никто не рассматривает в качестве реальных претендентов на победу. С чем же подошли три заводские команды топовой категории к главному старту сезона?

Audi

Ингольштадтский экспресс прибыл в Ле-Ман за десятой победой в марафоне. Audi впервые выиграла «24 часа» в 2000 году и с тех пор лишь дважды первыми финишную черту в Сарте пересекали автомобили других марок: в 2003 году победа была отдана Bentley, а в 2009-м экипажи «четырех колец» ничего не смогли противопоставить пилотам из Peugeot.

Пилоты Audi поведут в бой абсолютно новые прототипы. Ингольштадтцы выигрывали в Ле-Мане с машинами R8, R10 и R15 Plus, а теперь постараются победить и с R18. Впервые с 1999 года на старт во Франции выйдет закрытый прототип Audi. Тогда немцы разработали две версии R8, но в дальнейшем использовали в гонках только «спайдеры» -- машины с открытым кузовом. Новый R18, как и прототип главных конкурентов из Peugeot, -- это купе.

Пересмотреть подход к конструкции автомобиля инженеров вынудили изменения в техническом и спортивном регламенте. Теперь, согласно правилам, менять шины во время пит-стопов могут одновременно лишь два механика, а значит, главное преимущество, которое было у открытых прототипов, сошло на нет.

Раньше Audi за счет конструкции кузова удавалось быстрее проводить смену пилотов и тем самым тратить меньше времени на пит-стопах. Теперь же от того, насколько быстро гонщики поменяются местами зависит не так много в нормальных условиях они теперь в любом случае управятся быстрее, чем механики со сменой колес. У закрытого прототипа же немало достоинств у него жестче кузов и лучше аэродинамика, а это весьма существенный фактор в свете изменения и регламента на двигатели.

Audi осталась верна дизелю немцы первыми выиграли в Ле-Мане с таким двигателем, и под кожухом R18 также скрыт мотор на «тяжелом топливе». Правда, на смену 5,5-литровому V10 пришел 3,7-литровый V6 именно такой максимальный объем двигателя установлен в новом техническом регламенте для дизельных прототипов.

Audi R18 с единичкой на капоте на старт выведут прошлогодние победители Тимо Бернард, Роман Дюма и Майк Роккенфеллер. Тем не менее, главные надежды на очередной триумф в марафоне глава спортивного подразделения марки Вольфганг Ульрих наверняка возлагает на экипаж, который поедет в Ле-Мане на прототипе под номером «3». За его рулем попеременно будут находиться многократные победители «24 часов» Аллан МакНиш, Ринальдо Капелло и Том Кристенсен. Еще один автомобиль будут пилотировать Марсель Фесслер, Андре Лоттерер и Беруа Трелью. Именно он и принес Audi первую за последние несколько лет поул-позицию в Ле-Мане. Если раньше ощутимое преимущество в квалификациях к 24 часам было у Peugeot, то теперь немцы смогли отыграться. Разрывы минимальны, и болельщиков, судя по всему, ждет невероятная по накалу борьба.

Peugeot

В Peugeot зимой тоже не сидели сложа руки к гонке этого года французы построили вокруг нового двигателя, сменить который потребовалось из-за корректировок в регламенте, абсолютно новый прототип. Поражение в прошлом году было оглушительным ни один из французских автомобилей не смог добраться до финиша из-за технических проблем и все три места на подиуме достались экипажам Audi. Теперь «львы» решительно настроены взять реванш.

Автомобили по-прежнему носят имя 908 и внешне очень похожи на те, что стартовали в Ле-Мане годом ранее, однако, по словам французов, от предшественника у нового прототипа осталось одно лишь лобовое стекло.

Новые 908 также оснащены турбодизелями. Однако в отличие от инженеров Audi французы выбрали V8 фактически это уменьшенная копия того V12, что был на предыдущем прототипе. От 5,5-литрового мотора просто отрезали четыре цилиндра. Объем нового двигателя, само собой, предельно допустимый новым регламентом для турбодизелей 3,7 литра.

Тем не менее, у Peugeot больше нет былого превосходства в скорости. Впервые за несколько последних лет поул в Ле-Мане не достался ни одному из экипажей французской команды. В прежние годы 908 была настолько быстрее, что победа могла достаться соперникам лишь при наличии проблем у Peugeot. По чистой скорости французские прототипы были порой на пять секунд с круга быстрее, чем Audi. Но немцы брали свое опытом, а заодно пользовались его отсутствием у французов. За четыре предыдущих марафона, с самого начала новой кампании марки в гонках на выносливость, Peugeot победила лишь единожды притом, что ее автомобили всегда были быстрее. Теперь же в рукаве у руководителя спортивного подразделения марки Оливье Кеснеля не осталось и этого козыря. То, что новая Audi R18 не уступает в скорости 908-й, стало понятно еще в мае по ходу 1000-километрового марафона в Спа, когда немцы также выиграли квалификацию. Чтобы победить в этом году в Ле-Мане Peugeot уже недостаточно просто «не проиграть».

Пилотским составом в Peugeot довольны новых лиц здесь нет. Первый экипаж составят Александр Вурц, Марк Жене и Энтони Дэвидсон, во второй вошли Николя Минасян, Стефан Сарразан и Франк Монтаньи, а в третий уроженец Ле-Мана Себастьен Бурдэ, Педро Лами и Симон Пажено. Еще один Peugeot 908 в предыдущей спецификации выведет на старт команда ORECA.

Aston Martin

Британцам удалось заинтриговать. Появления нового прототипа от Prodrive ждали с нетерпением детали проекта держались в секрете вплоть до тех пор, пока с Aston Martin AMR-One не было сдернуто покрывало на официальной презентации. И, надо заметить, заинтриговав, британцам удалось и удивить.

AMR-One не похож ни на одного из конкурентов. Prodrive будто бы досталась некая особенная копия регламента. Прототип Aston Martin -- открытый, будто бы и нет ограничения на количество механиков, а конфигурацию двигателя даже обычно политкорректные соперники охарактеризовали, как «абсурдную».

«На мой взгляд, это худшая комбинация из всех возможных», сказал про турбированную двухлитровую бензиновую рядную «шестерку» от Aston Martin Доктор Ульрих Барецки, отвечающий за моторы в Audi. Два цилиндра многим действительно кажутся лишними эксперты предсказывают, что из-за сильных вибраций возникнет множество технических проблем, и уже звучат слова о том, что в Ле-Мане AMR-One не протянет и двенадцати часов.

По слухам, на такой конфигурации мотора настоял маркетинговый отдел Aston Martin марка никогда не производила рядные четверки. Но, как метко заметил тот же Барецки «маркетинговые отделы не выигрывают гонки».

Прототип строился в спешке, бюджет у Aston Martin намного меньше, чем у Peugeot или Audi от британцев никто и не ждал серьезных успехов в первый год. Тем не менее, пока не понятно на что рассчитывает марка и в будущем. Из-за многочисленных проблем с надежностью гоночный дебют AMR-One откладывался несколько раз и первой серьезной проверкой для него фактически станут «24 часа». Результаты Aston Martin в квалификации иначе как провальными не назовешь проигрывая по 20 секунд с круга, вряд ли можно надеяться на что-то серьезное.

За рулем автомобиля под номером «007» друг друга будут сменять Даррен Тернер, Штефан Мюкке и Кристиан Клин. Экипаж «009» составят Адриан Фернандес, Энди Мейрик и Гарольд Према.