Автофотосъемка
Учимся фотографировать автомобили/imgs/2015/03/08/21/25535/c8eee88fb07ccac16cb1748b56b0d1b6cdf5bc97.jpeg)
Сделать красивую фотографию автомобиля - задача нетривиальная. Снимать машины ничуть не проще, чем фотографировать людей или делать репортажи со спортивных мероприятий. Автофотографу приходится учитывать погодные условия, особенности дизайна каждой машины - рельеф кузова, форму и расположение выштамповок, "имидж" автомобиля и еще множество других факторов.
Для того чтобы повысить уровень "автофото" среди российских журналистов, компания Mazda решила провести для них мастер-класс по съемке автомобилей на примере новой Mazda3. Тренинг проводил Сергей Крестов, который сейчас готовит большинство "пресс-фотографий" для российского офиса "Мазды". Среди его работ - снимки с презентации кроссовера CX-9 в Узбекистане и фотосессия концепт-кара Mazda Kazamai на заводе "ЗИЛ". Обучение было разделено на две части - теорию и практику.
Техника
В первой части Сергей рассказывал о том, чем лучше всего снимать автомобили. Причем, по его мнению, качественный объектив намного важнее самого фотоаппарата, ведь от него напрямую зависит резкость фотографии и рисунок размытия заднего плана (так называемое "бокэ"). Стоит помнить и о штативе, без которого не обходится ни одна статичная фотография автомобиля, особенно при недостаточном освещении. А если вам захотелось снять машину в яркий солнечный день или наоборот, ночью, то придется задуматься об искусственном свете: пара дополнительных вспышек позволит подсветить борта автомобиля и подчеркнуть изгибы штампованных деталей.
/imgs/2019/01/23/13/2894567/e51b3ff2a5960d0584a05156a06f994c6e80661e.jpeg)
Mazda3
Место съемки
В Москве все "красивые" точки для автофотосессий давно известны и уже примелькались в отечественных СМИ - чаще всего машины снимают на "Ходынке", рядом с комплексом "Москва-Сити", на набережных или рядом с современными офисными центрами. Но, как советует Сергей, не стоит ограничивать свою фантазию. Хорошие кадры можно получить и на заброшенных промзонах - например, на полуразрушенном заводе "АЗЛК", где "Лента.ру" недавно снимала Jeep Cherokee. А можно выбираться за город - поискать места, где еще никто не бывал с фотоаппаратом и машиной, или отправиться за сотни километров в другой город.
Допустим, место выбрали - теперь необходимо обдумать ракурс, в котором вы будете фотографировать машину, и найти правильную точку съемки. Главный совет, который дают фотографы начинающим - помнить о "многоплановости" фотографии. На снимке должен быть передний, средний и задний планы. Но зацикливаться на "идеальности" вашего кадра не стоит - ведь правила для того и придумали, чтобы их нарушать. Кроме того, нужно не забывать о свете на снимке, ведь фотография - это светопись и относиться к ней нужно внимательно.
/imgs/2019/01/23/13/2894568/b1b1f3905c7f5522c64a54abd293b69f9c754602.jpeg)
Бэкстейдж мастер-класса
Свет
Проще всего сфотографировать машину в солнечный день - вокруг будет много света и снимок получится светлым и резким. Однако результат может не устроить вас из-за резких теней и пересвеченных бликов на кузове. Причина в том, что солнце - это точечный источник света и осветить объект оно может только с одной стороны. К тому же, в середине дня оно находится прямо над головой, из-за чего машина оказывается освещена жестким и слишком "скучным" светом - объекты на фотографии, включая автомобиль, теряют объем и становятся "плоскими".
Поэтому "киношники" и опытные фотографы любят снимать при закатном свете или рано утром, когда свет более мягкий и рассеянный. К тому же, вечерний свет направлен почти вдоль земли, в результате чего объем появляется не только у автомобиля, но и у каждой травинки, дерева, у каждого изгиба ландшафта…
Еще один "плюс" вечерней или утренней съемки - более теплые цвета фотографии, которые человеческий мозг воспринимает лучше, чем холодные. К автомобильной фотографии это также относится, однако если вы выберете ракурс, при котором солнце будет светить на машину вскользь или сзади, то второй борт автомобиля, вероятнее всего, останется в тени. Тут-то как раз и пригодятся дополнительные вспышки.
Для рекламной фотографии машины чаще всего снимают в студии с десятками источников света и рассеивателями, но подробнее об этом мы поговорим в практической части статьи.
/imgs/2019/01/23/13/2894578/0ddb3c26bd62ab66b2d13f4ad7068ea78b02ca0b.jpeg)
Композиция
В принципе, в автомобильной фотографии действуют все те же общепризнанные правила композиции, что и при обычной фотосъемке - это правило золотого сечения, правило третей, "диагонали". Освоив их, можно приступать к экспериментам, дав волю своей фантазии в вопросе компоновки кадра. Стоит, правда, всегда помнить о том, что ваш снимок не должен быть очень "тесным" - вокруг машины лучше оставлять немного свободного пространства, "воздуха". Особенно это важно при съемке автомобиля в движении - ему же нужно куда-то "ехать".
/imgs/2019/01/23/13/2894579/1785f6215a647acd0e4698b37359a3e27b9f4b64.jpeg)
Чтобы передать движение, машины снимают на более длинных выдержках, чем обычно - 1/80, 1/60 секунды и так далее. Желательно также, чтобы автомобиль ехал на некотором удалении от вас, тогда будет проще "вести" машину с помощью телеобъектива, а на выходе получатся красивые снимки, на которых автомобиль получается четким, а фон "смазан".
Некоторые автомобильные фотографы обзаводятся также специальными конструкциями для съемки машин в движении - так называемыми "ригами". Фактически, это длинная палка, которая прикрепляется на крышу или под днище автомобиля, а камера устанавливается на ее дальнем конце. Примеры таких снимков - в недавней фотосессии "Ленты.ру" для тест-драйва Seat Leon Cupra.
/imgs/2019/01/23/13/2894580/4427591e6e9d5a119fb3fb11e2cf1498ba023186.jpeg)
Практика
Второй частью мастер-класса было практическое занятие - в огромной студии, где обычно снимают сцены для кинофильмов. В течение двух часов мы колдовали с фотоаппаратом, меняя объективы, придумывая схемы освещения автомобиля Mazda3 и таская с одного на другое место студийные вспышки. Темой нашей фотосессии были спецэффекты - эксперименты с цветными фильтрами для источников света, дым-машиной и так далее. А самым сложным, но и самым интересным, оказался процесс поиска такой схемы освещения, при которой каждая грань сложной формы кузова новой "Мазды" заиграла бы своим бликом.
Разбор полетов
/imgs/2019/01/23/13/2894582/c9dbf54139327f63cdcc31324082911165235ada.jpeg)
Классический для съемки автомобилей ракурс "три четверти". Две вспышки с синими фильтрами освещают фон сзади машины, еще пара источников направлены в стены по бокам от машины так, чтобы отраженный свет попадал на переднюю часть автомобиля и на заднюю часть правого борта. Одна вспышка направлена в наклонный потолок для того, чтобы осветить ее капот и правый борт. Наконец, еще два источника со специальными рассеивателями (стрипбоксами) светят в ее правый борт для создания бликов. Фон - черный.
/imgs/2019/01/23/13/2894583/14aad35829220c7948372a4bf7b94932bc812e76.jpeg)
Классический пример фотографии для каталога. Ракурс поменялся, а освещение осталось почти таким же, как в первом примере. Не использовались лишь стрипбоксы, дающие блики, фильтры на вспышках и темный фон.
/imgs/2019/01/23/13/2894585/81fcc6a17934e351abfb2defc7b9a081656357c7.jpeg)
Все то же самое, что на предыдущем снимке, но с эффектным бликом на борту машины (от стрипбоксов) и подсвеченным синим фоном.
/imgs/2019/01/23/13/2894586/7cbf775d24933f4c55829326b1fa9a02f13dc355.jpeg)
Здесь сильно занижена точка съемки, а схема освещения осталась той же - со стрипбоксами. Сзади машины появился ассистент, который пускал дым из специального устройства вокруг машины и под нее. На вспышках сзади установлены красный и синий фильтры, а фон вновь закрыт черной тканью.
/imgs/2019/01/23/13/2894588/36b7b18160ebd746655aeecca73cc1a5a43077a0.jpeg)
Используя ту же схему освещения, мы нашли такую точку съемки, при которой рельефные объекты - например, эта радиаторная решетка, подсвечиваются "контровым" (встречным) светом. Но самое главное в этом снимке - стрипбокс, который Сергей держал на расстоянии полуметра от поверхности машины. Благодаря его рассеянному свету тени получились очень мягкими, а фотография (на наш вкус) - интересной.
/imgs/2019/01/23/13/2894589/516f3efa9f6301b7e8b787b3726dfb835ffcc2d0.jpeg)
Для съемки салона использовался единственный стрипбокс - он разместился сверху и светил через лобовое стекло в салон. Равномерный рассеянный свет хорошо обозначил рельеф передней панели, а благодаря мягким теням фотография приобрела нужный объем.
Сейчас вылетит птичка
Быть может после прочтения этой статьи вам захочется пойти в магазин и присмотреть себе среди сотен отечественных и иностранных изданий, лежащих на полках, несколько книг по фотографии. А может, собрав все свои "фотографические" идеи "в кучу", вы решите сразу приступить к съемке. В любом случае, главное одно - нужно больше экспериментировать, делать фотографии с разными ракурсами, композицией, светом, эффектами... И тогда вы начнете "видеть" кадр, то есть заранее знать, какую фотографию вы хотите получить и что необходимо для этого сделать.