14 ноября 2013, 12:02

Приключения электроника

Можно ли в Москве пользоваться электромобилем Nissan Leaf

Фото автора

"Черт возьми, а я бы ездил на ней!" – воскликнул я после теста нового BMW i3 в Амстердаме. Но тут же в голову забралась мысль – а как с этим добром жить? Не дожидаясь появления i3 в России, мы решили ответить на этот вопрос и выпросили у компании Nissan электрокар Leaf.

В России Leaf пока официально не продается – фирма Nissan лишь завезла несколько машин для изучения спроса и (конечно же!) участия в имиджевых акциях. Однако Leaf стал автомобилем 2011 года в Европе, и потому поездить на нем было чертовски интересно.

Наши впечатления о BMW i3? Читайте!

Главное достоинство "Лифа" – его практичность. У машины есть климат-контроль, навигационная система, светодиодные фары, подогрев руля и всех сидений, а также приборная панель, при взгляде на которую герои сериала Star Trek впали бы в эйфорию. У него полноценные задние сиденья (спинки складываются). Объем багажника, который для машины 2014 модельного года был увеличен на 40 литров, составляет 370 литров ведь Nissan Leaf изначально разрабатывался электрическим, поэтому можете смело забыть о "переделанных" автомобилях, у которых тяговые аккумуляторы занимают 99 процентов багажника.

Все логотипы и надписи у Leaf – голубого цвета. Электромобиль!

На ходу Leaf едва ли отличается от обычного хэтчбека гольф-класса. Подвеска мягкая, управляемость сносная. Единственное отличие оглушительная тишина на небольших скоростях. И та в нашем случае была уничтожена зимними шипованными шинами.

Мощность электромотора всего 109 лошадиных сил, а снаряженная масса не менее полутора тонн. Но крутящий момент а это нешуточные 254 Ньютон-метров достигается сразу же, поэтому до сотни Leaf разгоняется за разумные 11,5 секунды. Максимальная скорость тоже вменяемая: 145 километров в час.

На месте решетки радиатора у Nissan Leaf – крышка с разъемами для подзарядки.

И если вы не любите выделяться, то в Nissan Leaf внимания к вам будет не больше, чем если бы вы ехали на Ford Focus или Renault Logan. Настоящий шок: я еду на машине из будущего, а соседям по потоку это по барабану! Никто в пробке не откроет стекло и не спросит, что ж это за зверь такой – честное слово, на новый Volkswagen Golf и то заглядываются чаще.

А еще "Лиф" доступный. В Штатах этот электрокар с учетом налоговых льгот стоит от 21 300 долларов – дешевле, чем обычный гибрид Toyota Prius. В Германии Leaf оценен в 23 790 евро (правда, в этом случае придется еще и платить по 79 евро в месяц за аренду батареи), что тоже на три тысячи евро дешевле "Приуса". И заодно дешевле средненько оборудованного Volkswagen Golf!

  1. Материалы интерьера просты, но ситуацию немного спасает дизайн.

  2. Приборная панель выглядит футуристично. Справа – уровень заряда батареи, сверху – "тахометр", указывающий уровень расхода электричества или степень его рекуперации.

  3. Мультимедийная система умеет выводить на дисплей массу информации о расходе электричества, но вот адреса ближайших зарядных станций не знает...

  4. Климат-контроль я выключал при каждом удобном случае – чтобы сберечь запас хода.

  5. Вместо традиционного селектора коробки передач у Nissan Leaf – такой вот джойстик. Чтобы включить режим Eco, его надо дважды потянуть налево и на себя.

Дело, конечно, еще и в правительственных дотациях: если приличные страны спонсируют владельцев электромобилей из бюджета, то в России платить за технологии будущего придется по полной программе – вперед, выкладывайте на бочку половину стоимости электромобиля только за растаможку. Но даже с учетом этого Leaf не получается запредельно дорогим. Например, неофициальные "дилеры" (в зависимости от степени жадности) предлагают привезти новенький Leaf за 1,5–2 миллиона рублей. А подержанный электромобиль с совсем "детским" пробегом можно найти за 800-900 тысяч рублей.

Ну хорошо, купили вы себе модный электромобиль. И что потом с ним делать?

У Nissan Leaf два разъема для зарядки: машину можно подключить как к обычной бытовой розетке, так и к "быстрой" зарядной станции стандарта CHAdeMO. От последнего Leaf способен зарядить свой аккумулятор до 80 процентов всего за 20-30 минут.

Заявленный запас хода по европейскому циклу NEDC после недавнего обновления увеличился со 160 до 199 километров. Хорошо? Не спешите радоваться: максимум, чего удается добиться даже при спокойной езде в осеннюю погоду около 150 километров. При этом для экономии электроэнергии надо будет ехать со скоростью 60 километров в час, без климат-контроля, фар и обогревов всего и вся. Если же включить все, да еще и не отказывать себе в скоростной езде, то батарею можно опустошить уже через 70 километров.

Капитан очевидность подсказывает, что если ваш пробег в сутки не превышает 80-100 километров и есть гараж с розеткой, то можно не волноваться: просто каждый день Leaf надо будет ставить заряжаться на ночь, как и любой современный смартфон. Но вдруг в маршрут "дом-работа-дом" придется добавить еще пару промежуточных пунктов что делать тогда? Мы решили разобраться и посетили несколько мест, где можно подзарядить свой электромобиль. И даже составили их рейтинг.

center• Зарядная станция • /center

centerОценка: 2/5/center

Примерно такую картину рискует увидеть владелец электромобиля, решивший подзарядить аккумуляторы в Москве

Беда! Навигационная система Nissan Leaf не русифицирована, поэтому (в отличие от электромобилей Mitsubishi i-MiEV или Renault Z.E.) не умеет искать ближайшую зарядную станцию. Поиск вручную через смартфон? Если потратить немного времени, то выяснится, что владелец электрокара в Москве может воспользоваться сетями Revolta, "МОЭСК-EV" и прочими; а некоторые особо продвинутые торговые центры и АЗС тоже начинают обзаводиться зарядными станциями. Но единой базы по зарядным станциям Москвы и Подмосковья пока нет.

Кроме того, две из трех найденных мной зарядных станций оказались... за закрытыми воротами. Они принадлежали различным правительственным организациям видимо, тем, кто закупил для своих нужд электромобили Mitsubishi i-MiEV. У самих "зарядок" – никого, но охрана категорически не пускает. Приехали.

Еще один минус – даже если зарядная станция находится в "публичном" доступе, то не факт, что вы сможете к ней подъехать. Думаете, владелец какой-нибудь Toyota Camry, который привык ставить свой драндулет третьим рядом, посмотрит на знак, сообщающий, что это место для зарядки электромобилей? Разбежались! Яркий пример тому – зарядная станция на улице Лобачевского. Приезжаешь – и не получаешь ничего, кроме желания сжечь пяток машин, окруживших ее со всех сторон.

center• Будка охранника на автостоянке • /center

centerОценка: 2/5/center

Один из самых простых, на первый взгляд, вариантов. Охранник в будке всегда рад сотне рублей, электричество в сторожке есть, а сам электромобиль будет под наблюдением. И все бы ничего, если бы не пара моментов.

Первый: охранник непременно считает, что если заряжающийся "бесплатно" электромобиль увидит "шеф" (а он видит все!), то непременно покарает его самым страшным и изощренным способом. "Хорошо, говорю, позвони начальнику и спроси". "Ой, неудобно такого человека отрывать", тушуется охранник. К слову, если звонок все же состоится, начальник автостоянки, как правило, против не бывает.

Но есть еще второй момент: все охранники уверены, что если просто взять и поставить электромобиль заряжаться на улице, то непременно произойдет короткое замыкание, и вся стоянка сгорит дотла. А если уж на улице пасмурно, то великий пожар в Лондоне 1666 года по сравнению с тем, что устроит электрокар, покажется цветочками.

center• Автомойка или шиномонтаж • /center

centerОценка: 3/5/center

Розеток у подобных заведений много (и не обязательно во "влажной" зоне), припарковаться рядом можно. А владелец, как правило, разгуливает неподалеку и ему будет не жалко потратить немного электричества в обмен на рассказ об электромобиле и дополнительную сотню рублей сверх того, что вы заплатите за мойку.

Минус традиционный: "Все непременно сгорит!". Ага, а мыть Nissan Leaf они не побоялись...

center• От розетки в подъезде • /center

centerОценка: 1/5/center

Казалось бы, неплохой вариант: поставил машину под окнами, кинул кабель в подъезд и пошел по домашним делам. Однако тут много "но". Начнем с того, что не в каждом подъезде у входа есть розетка. А если есть не только розетка, но и консьерж, то последний наверняка пожалуется на то, что он замерзнет (как было в нашем случае). Наконец, добрые соседи, выходящие на вечернюю прогулку, наверняка выдернут электромобиль из зарядки ибо "нечего тут".

И еще. Когда вы в последний раз сумели припарковаться прямо возле подъезда: год назад, два года? Если же бросить машину дальше, то сколько метров удлинителя вам понадобится?

center• Продуктовая палатка • /center

centerОценка: 5/5/center

Лучший вариант! Владельцы практически безотказны, к тому же вы можете быть спокойны, что никто "случайно" не отключит вас от сети. Кроме того, многие ларьки расположены так, что возле них легко припарковаться: чтобы дотянуться до розетки, вам понадобится максимум один удлинитель.

Да и денег с вас скорее всего не возьмут, поэтому в качестве благодарности купите у ребят арбуз и килограмм хурмы.

center• Бензогенератор • /center

centerОценка: 1/5/center

Наконец, есть радикальный и универсальный способ подзарядить Nissan Leaf где угодно. Для этого нужно всего лишь возить с собой... портативный бензогенератор!

Решение, правда, так себе. Во-первых, в салоне будет пахнуть бензином. Во-вторых, для полной зарядки это чудо техники сожрет столько бензина и масла, что в пересчете получится, что Nissan Leaf расходует под 20 литров на 100 километров пробега. И потом согласитесь, что заряжать электромобиль от двигателя внутреннего сгорания это тяжкий грех.

Итог печален: пока в Москве нет развитой сети зарядных станций, а Leaf не умеет искать хотя бы те, что есть, с внеплановой зарядкой придется повозиться. Поэтому каждое отклонение от маршрута "дом-работа-дом" чревато как минимум головной болью. С другой стороны, власти обещают, что к 2020 году в Москве и Подмосковье будет работать свыше 2200 зарядочных станций. Что ж, тогда и вернемся к разговору.

Технические характеристики Nissan Leaf

Тип двигателяЭлектрический
Макс. мощность, л.с./об/мин109 / 2730-9800
Макс. момент, Нм/об/мин254 / 2730
Тип приводаПередний
Передняя подвескаНезависимая McPherson
Задняя подвескаПолузависимая
ТормозаДисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм4445 х 1770 х 1550
Колесная база, мм2700
Снаряженная масса, кг1525
Макс. скорость, км/час145
Разгон 0-100 км/ч, с11.9
Объем багажного отделения, л370