Прикосновенный запас
Как экипажи ралли-рейдов справляются с жаждой и голодомВы водитель? Оглянитесь вокруг. В подстаканнике — бутылка воды, в кармане двери — салфетки, на полке под центральной консолью — зарядка для телефона и мелочь. Похоже, в вашей машине есть все необходимое, чтобы выжить в пробке. У парней, гоняющих в ралли-рейдах, тоже есть похожий набор, только его собирают для того, чтобы не погибнуть где-нибудь посредине ничего. Мы поговорили с сотрудниками команды Peugeot Sport о том, что Стефан Петрансель, Себастьен Леб, Сирил Депре и их штурманы берут с собой на боевые спецучастки «Шелкового пути».
Жидкость
Что бы вы взяли с собой, если бы знали, что вам предстоит целый день гнать в степи под палящим солнцем на сверхмощной машине, кокпит которой иногда напоминает русскую баню, облаченным в шлем, гоночный комбинезон и несгораемое белье? Не знаем, как другие, но мы бы позаботились о воде. И были бы правы.
В зависимости от протяженности маршрута на день, экипажи заводской команды Peugeot на «Шелковом пути», берут с собой на борт от трех до восьми литров воды. Помимо этого, физиотерапевт коллектива выдает пилотам и штурманам специальные напитки, богатые минеральными солями — изотоники.
Самая простая изотоническая жидкость — физраствор. Конечно, спортсмены пьют не его, а специальный напиток, который им готовят в команде. Он позволяет возвращать жидкость в организм и сохранять ее там, регулируя запасы электролитов и минеральных веществ. Изотоники особенно эффективны при высоких нагрузках на организм, которых у пилотов и штурманов в избытке, а также позволяют избежать неприятных последствий из-за обильной потери воды — например, судорог.
Но сколько бы пригодных для питья жидкостей не было у гонщиков Peugeot в боевом 2008 DKR, после каждого этапа они заметно теряют вес. В команде говорят, что в зависимости от продолжительности и сложности боевого участка, пилот может «похудеть» на шесть килограммов! Больше всех после СУ в Peugeot массу теряет Карлос Сайнц, но испанец «Шелковый путь» пропускает и будет худеть на этапе кубка мира — бахе в Испании, которая начнется за два дня до финиша ралли-марафона в Пекине.
А теперь по секрету: иногда пилоты возвращаются после спецучастков… набрав вес! Конечно, не сильно, но все же. И вот почему это происходит.
Еда
Гонщики и их штурманы, как и все остальные люди, хотят в течение дня не только пить, но и есть. Даже если вас зовут Себастьен Леб или Стефан Петрансель, то, проехав в машине за день около 800 километров (половину в боевом режиме), вы наверняка захотите перекусить. Как правило, в автомобиле гонщики едят примерно раз в час и только на лиазонах — перегонах между спецучастками, которые проложены по дорогам общего пользования.
Сухие пайки экипажам выдают организаторы гонки. Как правило, в этих наборах лежат сыр, чипсы, крекеры, апельсиновый сок, какие-нибудь сладости, например, конфеты, а также что-нибудь мясное: паштет или что-то в этом духе. Отдельные компоненты пайка могут меняться, но общая концепция остается неизменной.
Если же участникам экипажа мало пайка, то они могут перекусить по пути. Например, заехать на заправку и купить что-нибудь там. Да-да, участникам «Шелкового пути» разрешено останавливаться на АЗС, которые встречаются на лиазонах. Там же они могут дозаправиться. Правда, лишь на тех заправках, которые внесены в дорожную книгу — на них организаторы гарантируют высокое качество топлива. Про качество продуктов на этих АЗС в официальных документах не сказано ни слова.
Свобода в выборе питания и является причиной для набора гонщиками веса. В команде говорят, что в дни, когда протяженность лиазонов больше, чем протяженность спецучастков и гонщикам приходится долго ждать старт, они не находят ничего лучше, чем сгрызть все, что попадется под руку. И это еще одно доказательство того, что 12- и 5-кратные победители Дакара, а также девятикратный чемпион WRC — обычные люди.
Инструменты и запчасти
Ралли-рейд — такой тип гонок, где пилоты не просто должны ехать на автомобиле быстро, но и знать его почти так же хорошо, как и инженеры. Потому что если в нем что-то сломается на спецучастке, то чинить его придется самому.
По регламенту «Шелкового пути», помогать гонщику и его штурману могут только другие участники гонки. То есть, позвонить после аварии по спутниковому телефону, который может быть в любой машине, и попросить команду приехать и помочь, не получится. Либо чини сам, либо жди свою боевую техничку, которая может оказаться черт знает где или вовсе где-нибудь заблудиться или застрять.
На этот случай в каждом из Peugeot 2008 DKR есть ящик с инструментами. Находится он перед штурманским сиденьем и крепится к полу ремнем. Набор инструментов собран механиками Peugeot, но что именно лежит в этом ящике, неизвестно: открывать его нам запретили. Правда, механики говорят, что ничего сверхъестественного там нет — отвертки, ключи, хомуты, скотч.
В машине есть еще и набор самых важных запасных частей, но находятся они не в салоне. Кожухи с запчастями крепятся под кузовными панелями прямо на раму боевого внедорожника. Открыть кожухи нам тоже не разрешили, но рассказали, что в них лежат отдельные элементы трансмиссии и запасной генератор.
В общем, в каждой машине, участвующей в «Шелковом пути», есть все необходимое, чтобы добраться до финиша СУ. А если чего-то нет, то это можно докупить по пути. В Формуле-1 такого и представить нельзя.