Опубликовано 09 августа 2011, 19:12

Нетихий час

Квалификация Формулы-1 изнутри
Корреспондент "Мотора" во время квалификации Гран-при Германии побывал в боксах команды Renault, где подсмотрел за тем, как работают механики, и послушал, о чем говорят между собой гоночные инженеры и пилоты.
Фото команды Lotus Renault GP
Фото команды Lotus Renault GP

Квалификация – это, пожалуй, самый напряженный отрезок уик-энда Формулы-1. Час, по ходу которого формируется стартовая решетка, требует от команды еще более слаженной и интенсивной работы, чем по ходу самой гонки. Корреспондент "Мотора" побывал в боксах Renault во время квалификации Гран-при Германии на "Нюрбургринге" и проследил за тем, как именно работает коллектив Ф-1 во время решающей субботней сессии.

Квалификация на большинстве европейских этапов Формулы-1 стартует в 14:00 по местному времени, но для механиков она начинается задолго до этого. Приготовления к решающей субботней сессии начинаются сразу после окончания третьей части свободных заездов, завершающейся ровно в полдень. А за полчаса до начала квалификации автомобили находятся уже в полной боевой готовности – если по ходу утренней практики обошлось без аварий.

За 15 минут до начала сессии в боксы команд из моторхоумов начинают подтягиваться пилоты.

13:47 В боксы Renault приходит Виталий Петров. Гоночный инженер россиянина Айо Комацу уже на месте. К R31 под номером 10 подключен ноутбук – инженеры прогревают двигатель, проверяют работу электроники.

13:49 В боксы трусцой прибегает Ник Хайдфельд.

13:50 Петров, уже в застегнутом комбинезоне, подходит к Комацу – разговор с инженером длится около полутора минут. Японец объясняет пилоту план на квалификацию. Машина россиянина пока стоит на домкратах без колес.

13:51 Хайдфельд уже в шлеме – готовится занять место за рулем. Перед тем как забраться в кокпит, Ник несколько раз подпрыгивает на месте – разминается.

13:52 Разговор Петрова с инженером окончен. Комацу отправляется на командный мостик, а Петров – к полке со шлемами. Еще через минуту россиянин займет место в своей R31.

Нетихий час

13:54 Комацу выходит на связь с руководителем бригады механиков. "1013, пожалуйста", – говорит японец по радио, и спустя 20 секунд на автомобиль Петрова уже установлены шины с надписями VP и 1013 на термочехлах. Гоночный инженер Ника Хайдфельда Саймон Ренни просит установить на автомобиль немца комплект 904.

Обычно на каждый автомобиль компания Pirelli перед началом уик-энда выделяет по одиннадцать комплектов "сухих" покрышек. На "Нюрбургринге" в распоряжении команд составы Soft и Medium.

По регламенту, до старта пятничных тренировок на каждый автомобиль выделяется шесть комплектов жесткой резины и пять –- мягкой.

Каждый комплект имеет свой индивидуальный номер. Две первые цифры в обозначении комплектов – это стартовый номер автомобиля (машина россиянина имеет номер "10"), вторая – номер комплекта. Жесткие составы Medium у Виталия пронумерованы от 1001 до 1006, мягкие – от 1011 до 1015. Нумерация комплектов покрышек Хайдфельда начинается с девятки: 901 – 906 для Medium и 911 – 915 для Soft.

После пятничных тренировок команда обязана сдать делегатам FIA два комплекта жестких шин и один мягкий. После окончания третьей сессии свободных заездов в субботу команда сдает еще по одному комплекту каждого типа резины.

Таким образом, перед началом квалификации в распоряжении каждой гоночной бригады остается по шесть свежих комплектов шин. У Петрова это жесткие 1004, 1005, 1006 и мягкие 1013, 1014, 1015. Покрышки команда может использовать по своему усмотрению во всех оставшихся сессиях: в квалификации и непосредственно в гонке.

Нетихий час

13:56 Оба пилота уже заняли места в автомобилях. В боксах Renault появляется руководитель команды Эрик Булье – француз без промедления поднимается на командный мостик, где уже сидят Саймон Ренни, Айо Комацу, их помощники, а также главный гоночный инженер команды Алан Пермейн и технический директор Джеймс Элиссон.

13:57 Комацу напоминает пилоту и своим механикам о том, сколько времени осталось до того момента, как на выезде с пит-лейн красный сигнал светофора сменится на зеленый: "Две с половиной минуты до начала". Жизнь в боксах замирает – все ждут начала первых заездов.

13:59 Ренни впервые выходит на связь по радио с Хайдфельдом: "Мы готовы, Ник". Комацу продолжает обратный отсчет: "Одна минута. Одна минута", – практически каждое сообщение японец повторяет дважды.

Первый сегмент

14:00 Сессия стартовала. Первый сегмент продлится 20 минут, и по его итогам определятся пилоты, которые займут позиции с 18-й по 24-ю. Во второй части борьбу продолжат только 17 гонщиков.

Нетихий час

14:01 На трассу отправляются практически все пилоты. Ник Хайдфельд тоже выезжает в числе первых: спустя 46 секунд после начала квалификации Саймон Ренни командует: "Едем сейчас". На то, чтобы снять чехлы с покрышек и опустить R31 немца с домкратов, механикам требуется ровно 15 секунд. В 14:01.01 Ник покидает бокс и отправляется на трассу. Когда немец преодолевает первую связку поворотов и выходит на короткую прямую, Ренни вновь выходит на связь: "Риккардо в 20 секундах впереди, машина позади – в восьми секундах". На протяжении всей сессии, когда пилоты находятся на трассе и при этом не едут свой быстрый круг, Ренни и Комацу постоянно информируют своих гонщиков о том, кто из соперников находится рядом. Главная задача на прогревочном круге – не блокировать других пилотов, но сохранить перед собой "чистую" трассу.

14:02 Ренни: "Риккардо – 11 секунд", –- Хайдфельд достаточно быстро догоняет австралийца из HRT перед началом своего быстрого круга, но разрыв все еще велик –- можно не опасаться, что соперник испортит Нику попытку. "Throttle – 5", – перед началом зачетной попытки Ренни просит своего пилота изменить программу управления дроссельной заслонкой. После быстрого круга он попросит Ника перейти на режим "3". То же самое происходит затем каждый раз и в паре Комацу-Петров: "пять", потом "три".

14:03 Хайдфельд отправляется на быстрый круг. Во время его прохождения Ренни не выходит на связь: по ходу зачетных попыток инженеры не отвлекают гонщиков. Петров пока находится в боксах – он в числе четырех пилотов, которые еще не покидали пит-лейн. Россиянин смотрит трансляцию по монитору, который в любую минуту по команде Комацу готов убрать физиотерапевт Чави.

14:04 Ник заканчивает быстрый круг: 1.36,098 –- это на пять секунд с лишним медленнее лучшего времени Себастьяна Феттеля в третьей части свободных заездов, которые прошли с утра. На автомобиле Хайдфельда установлен комплект 904 – жесткие шины. Но сегодня прохладно. Температура воздуха – 14 градусов, полотна трассы – 21, плюс ко всему асфальт на "Нюрбургринге" не такой абразивный, как на большинстве новых гоночных трасс. Чтобы прогреть резину, требуется чуть больше времени, чем на других автодромах, поэтому попытка Ника будет состоять из шести кругов.

Нетихий час

14:06 Следующий круг после первого быстрого немец проходит медленнее, чтобы остудить покрышки. У Саймона Ренни вновь есть возможность выйти на связь со своим пилотом и напомнить о том, где соперники: "Тебе нужно обогнать Риккардо, если будет такая возможность". HRT F111 австралийца едет намного медленнее R31 немца, и инженер немца опасается, что если Риккардо на той же тактике, что и они с Хайдфельдом, то следующий круг может быть испорчен. Но австралиец без проблем пропускает Ника вперед.

14:07 Хайдфельд заканчивает свой медленный круг – 1:43,857. Следующий – вновь быстрый. Тем не менее, эта попытка не станет решающей для Ника. Скорость Renault не так велика, чтобы рассчитывать на попадание во второй сегмент, используя шины Medium. Первый выезд на трассу он совершил скорее для того, чтобы проверить состояние трассы и подстраховаться на случай, если у кого-то из соперников произойдет поломка или авария - тогда попасть в число 17-ти лучших можно будет, не потратив ни одного комплекта мягких шин. "Ты в десяти секундах позади Баттона", – предупреждает Ренни, когда Ник отправляется на очередной зачетный круг.

14:08 Время Ника – 1:35,102. Ренни тут же просит вновь изменить настройки работы двигателя и вернуться на пит-лейн: "Бокс, Ник. Бокс. Остановить на отметке и выключись". Последняя фраза означает, что гонщик должен заглушить мотор.

14:09 Во время возвращения в боксы Хайдфельд жалуется на плохое поведение шин.

14:10 Ник паркуется рядом с гаражом команды, механики закатывают его машину в бокс. Айо Комацу дает команду механикам и Петрову приготовиться: "Окей, одна минута, машина – через одну минуту".

Нетихий час

14:12 До выезда Петрова на трассу проходит чуть больше минуты. "Окей, поехали, пожалуйста", –- слово "please" японец добавляет практически после каждой команды. Чтобы выпустить машину на трассу, механикам Петрова требуется, как и в случае с Хайдфельдом, ровно 15 секунд. В 14:12.29 Виталий последним из пилотов покидает боксы. Комацу: "Кобаяси на стартовой прямой. Позади никого. Окей, приятель, поехали".

14:13 Хайдфельд вновь выезжает на трассу. Саймон Ренни сообщает немцу о том, каков план: "Быстрый круг, потом медленный круг и еще один быстрый".

14:14 Петров отправляется на свой быстрый круг. Его комплект 1013 – это мягкая резина. Комацу сообщает Виталию о том, что он в 20 секундах позади гонщика Sauber Серхио Переса.

14:15 За 4.07 до конца первого сегмента Петров устанавливает свое первое время – 1.33,187. Это позволяет ему сразу подняться на пятую строчку протокола.

14:16 Комацу: "Бокс, Виталий. Бокс. Этого достаточно", – инженер зазывает россиянина на пит-лейн, но спустя еще несколько секунд интересуется мнением гонщика: "Твой круг хорош. Мы проходим, но если ты хочешь проехать еще один медленный круг, а потом опять быстрый – скажи. Пожалуйста, подтверди". "Как угодно", – отвечает Петров. "Окей, Виталий. Бокс, бокс".

Нетихий час

Хайдфельд заканчивает круг – 1.32,505. На данный момент это лучшее время сессии. Благодаря своему результату Ник в итоге займет третью строчку в протоколе первого сегмента, но в отличие от Петрова немец решает остаться на трассе до самого конца первой части квалификации и выполнить план, предложенный Саймоном Ренни.

14:19 Хайдфельд заканчивает медленный круг и отправляется на быстрый.

14:20 Время первой сессии истекло. Большинство пилотов еще на трассе, в том числе и Хайдфельд. Петров наблюдает за происходящим по экрану монитора.

14:21 Хайдфельд заканчивает круг – без улучшения. Ренни вновь напоминает своему пилоту процедуру возвращения в боксы, а гонщик жалуется на недостаточную поворачиваемость в одиннадцатом и последнем поворотах трассы.

14:23 Все машины заехали на пит-лейн. Оба гонщика Renault пробились во второй сегмент. Хайдфельд – с третьим временем, Петров – с 12-м. При этом немец проехал десять кругов, а россиянин – три.

14:24 Саймон Ренни просит механиков изменить регулировки переднего антикрыла на машине Хайдфельда: "Один пункт – слева, по одному пункту – обе стороны".

14:26 Комацу напоминает о том, когда начнется вторая часть квалификации: "Минута до начала Q2", - а затем говорит, какой будет использоваться комплект резины: "1014, пожалуйста". Ренни: "Мы готовы, Ник".

Второй сегмент

14:27 Старт второго сегмента. Он продлится 15 минут – по итогам определятся стартовые позиции с 11-й по 17-ю. Борьбу за поул-позицию в финальной части продолжат лишь десять гонщиков. Спустя 50 секунд после начала сессии Комацу начинает обратный отсчет: "20 секунд".

Нетихий час

14:28 Петров покидает боксы, а Комацу вновь дает распоряжение по покрышкам: "Следующие шины – 1015, пожалуйста. 1015". Механики подключают термочехлы, в которые укутаны четыре покрышки с маркировками VP и 1015, к электросети. Это будет уже третий комплект Soft из трех оставшихся в распоряжении бригады Петрова. И 1014, и 1015 будут использованы во втором сегменте. Даже если Виталий пробьется в финал, ни одного свежего мягкого комплекта у него не останется. Хайдфельд на той же тактике - у каждого из пилотов Renault будет по две попытки во втором сегменте: одна в начале и одна в конце. Ник пока в боксах. Саймон Ренни информирует его о том, сколько еще ждать: "Мы едем через полторы минуты".

14:30 Петров уходит на зачетный круг.

14:31 Ренни: "Окей, сейчас". Ник отправляется на трассу.

Петров тем временем заканчивает круг. Время - 1.36,627. Это на 3,5 секунды хуже его же результата в первом сегменте. После третьей тренировки Виталий с Айо решили, что для того, чтобы максимально эффективно прогреть Soft при такой погоде, нужно проехать два круга перед тем, как идти на результат. Так что все по плану.

14:32 У Ника будет попытка в три круга: медленный – быстрый – медленный. Саймон Ренни вновь информирует своего подопечного о том, как обстоят дела с трафиком: "Уэббер в шести секундах позади, мы думаем, что он на быстром круге. Попытайся остаться впереди него, так как позади трек занят". Ник уходит на свой быстрый круг, так и не подпустив к себе Марка.

14:33 Петров заканчивает свой быстрый круг – 1.32,875. "Виталий, бокс. Бокс", – командует Комацу, как только пилот пересекает финишную черту.

14:34 Хайдфельд – 1.32,225. На 0,6 секунды быстрее Петрова. "Когда я увидел, что у Ника 32,2 в первой попытке – подумал, что у меня очень большие проблемы", – скажет потом Петров на встрече с журналистами через час после квалификации.

Нетихий час

14:35 Петров заезжает на пит-лейн. Комацу спрашивает у пилота: "Что ты думаешь о шинах?". Виталий отвечает, что может прогреть их за один круг, и Айо меняет тактику на вторую попытку: "Окей, я думаю, один круг в следующий раз".

14:36 Россиянин переспрашивает: "Мы едем один или два круга?". "Один быстрый круг, Виталий. Один быстрый круг".

14:37 Еще минуту спустя японец вновь выходит на связь с Петровым, чтобы поделиться информацией, полученной из телеметрии со второй машины: "Виталий, в десятом повороте Ник едет на третьей передаче, а ты на четвертой". Петров: "Окей, понял". Комацу: "Рано открываешься в девятом повороте".

14:38 Комацу: "Одна минута, одна минута" – машину Петрова "обувают" в шины 1015.

14:39 Тем не менее, первым из пилотов Renault на трассу выезжает Хайдфельд.

14:41 Пилоты уходят на быстрые круги – у каждого будет по одному быстрому.

14:42 Клетчатый флаг – время во втором сегменте истекло, но те пилоты, что уже начали свои круги, смогут их закончить.

14:43 Хайдфельд пересекает черту и отыгрывает у своего предыдущего времени 0,010 секунды – это десятый результат, но лишь на несколько мгновений. На финиш накатывает Петров, и его улучшение заметнее: 1.31,985. Он выбивает напарника из "топ-10". Ник преодолевает первую связку и узнает от Ренни, что не примет участие в финале: "Мы одиннадцатые".

Нетихий час

14:44 Петров пробился в финал с девятым временем, но Комацу не спешит сообщать об этом гонщику. Позже Виталий скажет, что не слишком волновался по этому поводу, так как сам понимал, что круг получился очень хорошим для того, чтобы попасть в третий сегмент. Комацу, перед тем как выйти на связь с Петровым, для начала сообщает механикам о том, какие готовить шины: "1013 следующие, пожалуйста". "Как я проехал?" – Петров, не дождавшись от Комацу информации, интересуется сам. Ответ лаконичен: "Девятый. Бокс, Виталий. Бокс".

14:45 Машину Петрова закатывают в боксы, а Комацу сообщает план на третий сегмент: "Две попытки по одному кругу". Шины на гонку уже выбраны. На машине Петрова по-прежнему стоят 1015, и Айо сообщает пилоту: "Не повреди комплект, мы на них поедем гонку, потому что они лучше". Неудачный комплект 1014, на котором Петров совершил первую попытку во втором сегменте и показал время на 0,6 секунды хуже Хайдфельда, больше не будет использоваться до конца уик-энда.

Нетихий час

14:47 Комацу вновь обращается к Петрову: "Виталий, мы поедем сразу после начала сессии. Это через три минуты", - а затем вновь говорит про шины: "1015 – сейчас, 1013 – следующие". 1013 – комплект, который Петров использовал в первой части квалификации.

14:48 На машине Петрова вновь заводят двигатель, а Хайдфельд уже дает интервью в смешанной зоне.

14:49 Комацу: "Окей, мы готовы".

Третий сегмент

14:50 Старт финального сегмента квалификации. У пилотов будет десять минут, чтобы распределить десять первых позиций на стартовой решетке. Комацу дает команду механикам опустить машину Виталия с домкратов. Петров выезжает на трассу вторым, непосредственно позади Фернандо Алонсо.

14:52 Петров отправляется на первый быстрый круг в сессии.

14:53 Время Виталия – 1.32,690. Это контрольный результат, который должен позволить Петрову не остаться последним, если кто-то из соперников допустит ошибку. Основной будет вторая попытка.

14:54 Петров на круге возвращения в боксы жалуется гоночному инженеру, что механики не вовремя выпустили его на пит-лейн и что он чуть не столкнулся с Алонсо.

Нетихий час

14:55 Петрова закатывают в боксы. Комацу: "Минута сорок секунд до следующей попытки. Виталий, температура тормозов велика. Слишком жестко тормозишь на входе в восьмой поворот". Справиться с перегревом тормозов команде так и не удалось до конца уик-энда. В ходе гонки Комацу также просил Виталия мягче обращаться с педалью – эта часть переговоров даже попала в эфир.

14:57 Комацу: "40 секунд, Виталий". И еще через 30 секунд: "Окей, поехали". Чтобы выпустить машину, механикам требуется всего семь секунд.

14:58 "Позади тебя никого. Позади тебя никого", – сообщает Комацу. Однако Виталий не последним уходит на последнюю попытку. Следом по трассе едет Михаэль Шумахер.

14:59 Россиянин отправляется на быстрый круг за 21 секунду до конца сессии.

15:01 Петров заканчивает: 1.32,181. Это девятый результат. Превзойти его может только Шумахер, но немцу сделать этого не удается. Комацу сразу сообщает Петрову об этом: "Хорошая работа, Виталий. Действительно хорошая работа. Нам удалось побить Михаэля". Петров в ответ немногословен: "Хорошо". Комацу: "Отличная работа с шинами… Окей, сохраняй топливо, сохраняй топливо", – в баках R31 россиянина должно остаться достаточно горючего, чтобы стюарды FIA взяли пробу.

Нетихий час

15:02 Шеф-механик команды Гевин Хадсон уточняет у Комацу на каких шинах было установлено лучшее время. Это комплект 1013 – на них Петров будет стартовать в гонке. Второй комплект, который тоже планируется задействовать в гонке, – 1015. Заключительный отрезок россиянин поедет на жестких шинах.

15:04 Петров приезжает в закрытый парк. Выбравшись из машины он отправляется на взвешивание, а еще спустя две минуты – давать интервью журналистам. Самый напряженный час этого Гран-при закончился.

Тег: