Опубликовано 30 мая 2011, 21:29

Русские гонки

Что ждет Чемпионат России по кольцевым автогонкам
Чемпионат России по кольцевым автогонкам RTCC выходит из кризиса. В 2011 году в серии RTCC принимают участие около 40 пилотов, а календарь первенства впервые включает в себя семь этапов на семи разных трассах. В этом сезоне в единственном в России профессиональном автогоночном чемпионате заметно вырос уровень конкуренции.
Фото RTCC
Фото RTCC

Последний год стал для России знаковым в области автоспорта. В Формуле-1 дебютировали русский гонщик и русская команда, москвич Михаил Алешин принес нашей стране первый титул в международной гоночной серии, а раллист Евгений Новиков закрепился в сознании поклонников WRC как один из самых перспективных молодых пилотов мирового ралли. Наконец, уже через четыре года Россия впервые примет Гран-при Формулы-1, а еще раньше у нас может пройти этап WRC.

Все эти достижения заставили говорить о России за рубежом, однако большинство отечественных гонщиков далеки от эйфории и продолжают говорить об отсутствии в нашей стране автоспортивной культуры, указывая на необходимость развивать местные чемпионаты. Действительно, о российских гонках мало кто знает – поклонники Формулы-1, наиболее массовая группа автоспортивных болельщиков, привыкли следить только за "Королевой автоспорта", не обращая внимания на более мелкие соревнования.

Между тем, в России на регулярной основе проводятся собственные кольцевые автогонки, в последнее время существовавшие в информационном вакууме. Еще в 2004 году несколько независимых гоночных классов объединились и сформировали чемпионат RTCC: единый чемпионат России, включающий в себя четыре категории и позволяющий отечественным спортсменам соревноваться друг с другом, не выезжая за рубеж.

В 2011 году российский автоспорт в некотором смысле переживает ренессанс. В чемпионат RTCC возвращаются опытные участники и дебютируют голодные до побед молодые пилоты. Бум строительства автодромов в России позволил обеспечить разнообразие гоночных трасс, а на телевидении возобновляются регулярные трансляции. Россия, наконец, почувствовала эффект от выступлений Петрова, Marussia Virgin и Алешина на мировой арене: после нескольких лет застоя у нас в стране, похоже, вновь начнет развиваться собственный автоспорт.

Гонки RTCC изобилуют напряженными сражениями, часто доходящими до контактной борьбы.

Гонки RTCC изобилуют напряженными сражениями, часто доходящими до контактной борьбы.

Профессиональные любители

"Как в любой стране, российский профессиональный спорт основан на любителях, - рассказывает один из самых известных гонщиков в РФ Борис Шульмейстер. – В России 99 процентов пилотов – любители. В основном классе чемпионата RTCC - в "Туринге" - профессионалом я могу назвать только действующего чемпиона Михаила Ухова. Себя я профессионалом не считаю, хотя занимаюсь автоспортом без малого 25 лет – на жизнь я этим не зарабатываю, у меня есть основная работа. В гонках я любитель".

Подобная самокритичность в суждениях Шульмейстера появилась после его выступлений в Европе: в прошлом году Шульмейстер участвовал в немецкой серии VLN, чьи гонки проходят на "Северной петле" Нюрбургринга. Погонявшись в Германии, мастер спорта Борис Шульмейстер может трезво оценивать конкурентный уровень российского чемпионата.

"На трассах вы увидите прежде всего любителей, так что я прошу – не судите их сурово. Они такие же люди как вы, просто у них очень странное хобби", - резюмирует Шульмейстер.

Люди со странным хобби начали собираться вместе еще в девяностых годах прошлого века. Некоторые из них привозили из-за границы спортивные машины, другие дорабатывали свои, но главным для них было приобщиться к миру высоких скоростей и спортивной борьбы. Это в Европе эра романтиков-энтузиастов, участвующих в гонках на свои деньги, пришлась на пятидесятые, а в России похожее сообщество зародилось намного позже.

Но к 2011 году недавние новички стали своего рода "профессиональными любителями", из года в год участвующими в различных автоспортивных соревнованиях. За последнее десятилетие из RTCC в европейские чемпионаты перешли Олег Кесельман, Владимир Лабазов и Алексей Дудукало – последний теперь дорос до мирового кузовного первенства WTCC. В новом сезоне в российском чемпионате не так много громких имен, но если взять основную функцию местных соревнований – растить перспективные кадры – то RTCC вполне справляется со своей задачей.

Стоимость участия в RTCC зависит от автомобиля и серьезности притязаний гонщика. Так, одна гонка в наиболее доступном классе "Национальный" обойдется пилоту в 50 тысяч рублей, а в дорогой категории "Туринг" на этап придется потратить до 15 тысяч евро - сюда входит подготовка и обслуживание автомобиля, различные сборы и накладные расходы.

Стоимость участия в RTCC зависит от автомобиля и серьезности притязаний гонщика. Так, одна гонка в наиболее доступном классе "Национальный" обойдется пилоту в 50 тысяч рублей, а в дорогой категории "Туринг" на этап придется потратить до 15 тысяч евро - сюда входит подготовка и обслуживание автомобиля, различные сборы и накладные расходы.

В 2011 году в календаре RTCC семь этапов. Те же семь гонок были в расписании отечественного чемпионата и в прошлом сезоне, однако на деле календарь обновился более чем наполовину: вместо повторных заездов на одной и той же трассе и дорогостоящих вояжей в далекий Красноярск, новый сезон предлагает пилотам семь различных автодромов во всех уголках европейской части России.

Чемпионат стартовал 22 мая на недавно построенной трассе "Смоленское кольцо" около Дорогобужа. После этого RTCC проведет городскую гонку в Курске, а третьим станет этап на знакомой россиянам трассе около Нижнего Новгорода. Еще одним уличным этапом станет "Липецкий подъем", запланированный на 25 сентября. Также в расписании чемпионата значится гонка на переименованном в "Казань-ринг" автодроме "Каньон" в Татарстане, а осенью RTCC посетит две столицы: 10 сентября пятый этап сезона примет московский стадион Лужники, а 9 октября чемпионат закончится на автодроме "Санкт-Петербург" в Ленинградской области.

По финансовым соображениям организаторам пришлось отказаться от поездки в Красноярск, однако в будущем администрация чемпионата не исключает возвращения в азиатскую часть страны. Как такового географического расширения календаря ждать не стоит, однако по информации генерального промоутера RTCC Сергея Крылова в будущем чемпионат может получить еще несколько новых локаций – к 2012 году будет готов Moscow Raceway в Волоколамске, а позднее должны появиться еще две гоночные трассы, местоположение которых пока держится в секрете.

Расположенная в 22 километрах от Нижнего Новгорода трасса "Нижегородская кольцо" открылась 3 июля 2010 года, а уже спустя неделю новый автодром принял свою первую гонку. За один только прошлый сезон на трассе близ города Богородск прошли сразу три этапа российского кольцевого чемпионата, а в этом году гонка на "Нижегородском кольце" запланирована на годовщину открытия автодрома – 3 июля 2011 года.

Расположенная в 22 километрах от Нижнего Новгорода трасса "Нижегородская кольцо" открылась 3 июля 2010 года, а уже спустя неделю новый автодром принял свою первую гонку. За один только прошлый сезон на трассе близ города Богородск прошли сразу три этапа российского кольцевого чемпионата, а в этом году гонка на "Нижегородском кольце" запланирована на годовщину открытия автодрома – 3 июля 2011 года.

Кто есть кто

В 2011 году чемпионат RTCC проводится в четырех классах. Наиболее престижным является зачет "Туринг", чьи технические требования несильно отличаются от регламента чемпионата мира (WTCC). Так, BMW E90, управляемая действующим чемпионом серии Михаилом Уховым, перекочевала в Россию прямиком из WTCC. На таком же автомобиле в Смоленске вышел на старт и Андрей Николаев, а на четвертом этапе сезона зрители увидят еще одну модель из WTCC: пока неназваный гонщик приобрел один из автомобилей чемпионата мира специально для участия в заезде на трассе "Казань-ринг".

В рамках одного уик-энда в RTCC проводится четыре гонки: два заезда для двухлитровых машин и два - для моделей с атмосферными двигателями объемом 1,6 литра. В двухлитровых гонках соседствуют быстрый "Туринг" и более демократичный "Супер-продакшн", в двух других гонках разыгрываются очки в зачетах "Туринг-лайт" и "Национальный".

Категории "Туринг" и "Туринг-лайт" представляют собой соревнования на специально построенных для гонок автомобилях, которые обслуживают профессиональные гоночные команды - "ТНК-Рейсинг", "БАШНЕФТЬ Моторспорт", "Лукойл Рейсинг Тим" или Lada Sport Racing. Автомобили для "Туринга" (с некоторыми уточнениями в техническом регламенте) соответствуют международной категории S2000, а машны "Туринг-лайта" готовятся по регламентам группы N и S1600.

Еще в двух зачетах - "Супер-продакшн" и "Национальный" - ограничения на доработку машин намного жестче, поэтому в отличие от "топовых" классов, в этих категориях попробовать себя может практически любой желающий. Достаточно оформить лицензию, выдаваемую Российской автомобильной федерацией (РАФ) по рекомендации существующей гоночной команды. Машины "Национального" класса должны массово производится на территории России, поэтому сейчас в нем участвуют "Лады" и Renault.

Таким образом, у обыкновенных российских автолюбителей есть реальная возможность в рамках одного общего заезда бросить вызов профессиональным пилотам - именно так в автоспорт вовлекаются новые участники в Европе и США.

Победитель первого этапа RTCC в Смоленске в классе "Туринг-лайт" Александр Сотников (слева) и основной фаворит чемпионата в категории "Туринг" Михаил Ухов (справа).

Победитель первого этапа RTCC в Смоленске в классе "Туринг-лайт" Александр Сотников (слева) и основной фаворит чемпионата в категории "Туринг" Михаил Ухов (справа).

Основными претендами на победу в абсолютном зачете RTCC являются трехкратный чемпион страны в классе "Туринг" Михаил Ухов и оренбуржец Александр Фролов: на первом этапе чемпионата в Смоленске два пилота набрали одинаковое количество очков и в настоящий момент лидируют в личном зачете. В 43 очках позади идет самарец Сергей Рябов, финишировавший на подиуме во втором заезде, а вот обладатель третьего места в первой гонке Андрей Радошнов не добрался до финиша второго заезда и откатился на седьмую строчку в личном зачете.

В первенстве команд в лидеры вышел коллектив Orenburg Racing, представленный Фроловым и Радошновым, в то время как действующие чемпионы из "ТНК-Рейсинг" пока лишь третьи: дисквалификация Олега Квитки во втором заезде лишила команду важных очков.

/http://www.youtube.com/v/PZ7Ut9zoMeM?fs=1&hl=ru_RU

В категории "Туринг-лайт" не оставил соперникам шансов на победу двукратный чемпион России Александр Сотников: курянин уверенно выиграл оба заезда и с преимуществом в 26 очков возглавил турнирную таблицу. На второй строчке расположился Борис Шульмейстер, а третье место удерживает омич Михаил Грачев - все эти пилоты выступают на автомобилях Ford Fiesta, подготовленных командой "Лукойл Рейсинг Тим". Лучшими из остальных стали Павел Кальманович и Михаил Донченко, 78 очков уступающие лидеру чемпионата.

Русские гонки

Зачет "Супер-продакшн" собрал всего семь пилотов: по итогам первого этапа действующий чемпион Виктор Козанков чуть больше балла уступает победителю первой гонки Андрею Артюшину, причем оба гонщика пилотировали автомобили Honda. В категории "Национальный" лидерство предсказуемо захватил триумфатор прошлого сезона Василий Мезенцев, за явным преимуществом выигравший обе гонки. Самарец Михаил Малеев и тольяттинец Вадим Мещеряков проигрывают лидеру 16 и 20 очков соответственно.

Городские гонки в стали привычными для RTCC два года назад, когда к этапу в Курске присоединился заезд по улицам Липецка. В отличие от гонок в пресыщенных зрелищами столицах, заезды в провинциальных городах превращаются в настоящие праздники, стабильно собирающими большую аудиторию: рекорд посещаемости Липецкого этапа составил 35 тысяч зрителей. По мнению промоутера RTCC Сергея Крылова, будущее чемпионата России за небольшими городами Средней полосы.

Городские гонки в стали привычными для RTCC два года назад, когда к этапу в Курске присоединился заезд по улицам Липецка. В отличие от гонок в пресыщенных зрелищами столицах, заезды в провинциальных городах превращаются в настоящие праздники, стабильно собирающими большую аудиторию: рекорд посещаемости Липецкого этапа составил 35 тысяч зрителей. По мнению промоутера RTCC Сергея Крылова, будущее чемпионата России за небольшими городами Средней полосы.

В следующем году RTCC планирует продолжить свое расширение: в качестве гонок поддержи кольцевого чемпионата появится первенство автомобилей GT, а на всех стационарных автодромах туринговые соревнования будут сопровождать "формулы". Шасси для нового чемпионата подготовит некий итальянский производитель, а двигатель будет иметь объем два литра - пока это все, что известно о новом чемпионате. Но уже сам факт возрождения "формульной" серии в России говорит о позитивных сдвигах в плане подготовки молодежи.

Не забывают организаторы и о шоу: в дни гонок среди обладателей билетов на трибуны проводится лотерея, победители которой получают пропуск в паддок, а некоторые счастливчики смогут прокатиться на гоночном такси справа от действующего пилота чемпионата России.

В 2011 году к обзорам гонок на телеканале "Автоплюс" могут присоединиться прямые трансляции вторых заездов каждого этапа на канале "8ТВ". Чемпионат пусть медленно, но верно набирает обороты, а это значит, что у Петрова и Алешина уже скоро могут появиться достойные преемники.

Календарь чемпионата RTCC 2011 года:

  1. "Смоленское кольцо", Дорогобуж, Смоленская область — 22 мая

  2. Курск, городская трасса — 5 июня

  3. "Нижегородское кольцо", Богородск, Нижегородская область — 3 июля

  4. "Казань-ринг", Республика Татарстан — 21 августа

  5. Стадион "Лужники", временная трасса, Москва — 10 сентября

  6. Липецк, городская трасса — 25 сентября

  7. Автодром "Санкт-Петербург", Ленинградская область — 9 октября

P.S.

Следующий этап RTCC состоится в воскресенье, 5 июня, на временной трассе "Курская дуга" протяженностью 2450 метров. Старт уличной гонки намечен на 11:30 по местному времени, стоимость билета составит 300 рублей.