Опубликовано 12 октября 2013, 11:09

Кто быстрее

В прокат выходит фильм «Гонка»
В России выходит в прокат фильм Рона Ховарда «Гонка», посвященный историческому противостоянию двух великих пилотов Формулы-1 — Ники Лауды и Джеймса Ханта. Во многом именно благодаря консультациям Лауды (единственного из ныне живущих главных героев «Гонки») создателям фильма удалось снять картину, которая может не только собрать неплохую кассу, но и понравиться фанатам автогонок. Которые конечно же будут рассматривать «Гонку» под микроскопом.
Кто быстрее

В России выходит в прокат фильм Рона Ховарда «Гонка», посвященный историческому противостоянию двух великих пилотов Формулы-1 – Ники Лауды и Джеймса Ханта. Во многом именно благодаря консультациям Лауды (единственного из ныне живущих главных героев «Гонки») создателям фильма удалось снять картину, которая может не только собрать неплохую кассу, но и понравиться фанатам автогонок. Которые, конечно же, будут рассматривать «Гонку» под микроскопом.

«Вы идиоты! Это ужасно! Все не так!» – воскликнул Ники Лауда, прочитав черновик сценария «Гонки». Негодование 63-летнего Лауды легко понять: в одном из эпизодов актер, играющий будущего трехкратного чемпиона мира, должен был сесть в болид Ferrari и «повернуть ключ, чтобы завести его». «У машин Формулы-1 нет ключей! Это катастрофа!» - кричал на сценаристов Лауда, но, к счастью, не бросил их на полпути, а подключился к процессу съемок.

Кто быстрее

«Гонка» – это классическая спортивная драма, в которой жирная черта между «белым» и «черным» проведена через весь фильм. Вот расчетливый австриец Лауда (Даниэль Брюль), отказавшийся от семейного бизнеса, чтобы зарабатывать автогонками, а вот его антагонист Джеймс Хант (Крис Хемсворт), плейбой с вредными привычками, рискующий жизнью на трассе просто ради забавы. Лауда любит рано ложиться спать, а Хант спит с кем попало; Ники проводит время с машиной, а Джеймс – с бутылкой пива; Хант окружен молодой британской аристократией и женщинами, а у Лауды нет даже друзей. При этом оба чертовски быстры и самоуверенны – и нет для них другого противника, начиная с молодежных чемпионатов и заканчивая Формулой-1.

Кто быстрее

Почти все действие картины происходит в 1976 году: Лауда, к тому моменту уже чемпион мира, противостоит Ханту, чуть задержавшемуся в середняках и едва не лишившемуся места в Формуле-1 перед началом сезона. Для Лауды победы в гонках – это работа, для Ханта – цель в жизни, в которой периодически все идет не так: то кончатся деньги, то дисквалифицируют за нарушение регламента, то уйдет жена (Оливия Уайлд), которой он сделал предложение всего через пару недель после знакомства.

Кто быстрее
На самом деле

В отличие от того, что показано в «Гонке», в жизни между Лаудой и Хантом были намного более теплые отношения. "Мы были друзьями, -- говорил Лауда в интервью The Telegraph. -- Мне нравилось то, как он жил. Я не был таким суровым, как меня показали в фильме, но все же я был намного более дисциплинированным, чем он. Джеймс умер слишком рано, слишком молодым. Я бы очень хотел, чтобы он посмотрел этот фильм».

Болиды героев одинаково быстры, а трассы, на которых они выступают, опасны для жизни – никогда не знаешь, какая гонка станет для тебя последней. На Гран-при Германии Лауда попадает в аварию, едва не сгорев заживо, но возвращается в Формулу-1 уже через месяц – изуродованный и с кровоточащими ранами на голове – чтобы снова броситься в погоню за Хантом.

Сюжет фильма практически полностью повторяет события, происходившие в Формуле-1 в 1976 году. Если не знать истории гонок, фильм может показаться чересчур гротескным – сложно поверить, что такое бывает в реальной жизни.

Но это именно тот случай, когда Голливуду не пришлось ничего придумывать.

Режиссер Рон Ховард никогда не был фанатом автогонок, но услышав однажды про сражения Лауды и Ханта, загорелся идеей сделать про это фильм. С одной стороны, перед его глазами была неудача Сильвестра Сталлоне, который уже пытался снять картину о Формуле-1, но в итоге разругался с промоутерами чемпионата и сделал весьма посредственного «Гонщика». С другой стороны, Ховард видел успех документального фильма «Сенна», который собрал хорошую кассу, а также получил две премии BAFTA и всенародную любовь.

Кто быстрее

Но если «Сенна» – это драматичный, но все же именно документальный фильм, поражающий зрителей обилием архивных кадров, то «Гонка» изначально должна была стать художественной картиной, погруженной в полудокументальную атмосферу 1976 года. Взяв на главные роли немца Даниэля Брюля («Гуд бай, Ленин!», «Бесславные ублюдки») и австралийца Криса Хемсворта («Тор», «Мстители»), Ховард еще больше приблизил Лауду и Ханта к зрителю.

Если «Гонка» и достойна «Оскара», то как минимум за игру Брюля, который не просто внешне похож на своего героя, но после аварии на «Нюрбургринге» становится своим героем.

Историческая дотошность подкупает в «Гонке», пожалуй, больше всего – продюсеры, например, умудрились собрать на съемки 24 настоящих болида 1976 года и построить еще несколько реплик, практически неотличимых от оригиналов. Одно только появление на экране уникальных «гоночных танков» – шестиколесных болидов Tyrell – способно растопить сердца самых привередливых болельщиков, израненные предыдущими попытками перенести гонки на большой экран. Подобных "реверансов" в картине немало: например, старик Энцо Феррари, эпизодически листающий газету на трассе, по которой мчатся его болиды, или мелькающие на заднем плане усы Грэма Хилла.

Кто быстрее

Безусловно, фильму не чужда изрядная доля гиперболизации: в одном из эпизодов неопытный Лауда практически сам меняет конструкцию болида, после чего тот едет на две секунды быстрее. Такого рода преувеличения не отвращают от фильма: да, фанаты гонок усмехнутся, но тут же снова уставятся на экран, чтобы пережить аварию Ники, заново переснятую и соединенную с архивными кадрами и 3D-изображениями. До этого Формулу-1 (да и вообще автогонки) так не снимал никто – достовернее киноряда «Гонки» будут разве что сами Гран-при Формулы-1.

Кто быстрее

Именно в этом и состоит главное преимущество фильма Рона Ховарда – баланс между правдоподобностью и драматизмом, столь важный для спортивных картин (тем более, основанных на реальных событиях), в «Гонке» искусно соблюден. Правда, зрители, не знакомые с историей Формулы-1, будут иметь при просмотре небольшое преимущество. Ведь они не знают, чем кончится фильм.