Опубликовано 07 июля 2011, 22:35

Третья репетиция Дакара

Ралли-рейд "Шелковый путь" стартует с Красной площади
Марафон "Шелковый путь" стартует 10 июля на Красной площади в Москве, а завершится спустя неделю в Сочи. На старт ралли-рейда, считающегося генеральной репетицией знаменитого "Дакара", выйдет 136 экипажей: 101 на автомобилях и 35 на грузовиках.
Фото организаторов ралли-рейда "Шелковый путь"
Фото организаторов ралли-рейда "Шелковый путь"

В этом году многодневное испытание людей и техники под названием "Шелковый путь" вновь пройдет по новому маршруту. Вместо среднеазиатских степей и северо-западных земель новгородчины гонка посетит центральную часть России.

Ралли-рейд "Шелковый путь" пройдет с 10 по 17 июля: участники марафона стартуют на Красной площади в Москве, а финишируют в столице будущей Олимпиады-2014 – на Красной поляне в Сочи. Традиционно, эта гонка считается генеральной репетицией главного ралли-рейда на планете – аргентинского марафона "Дакар". Несмотря на существование кубка мира по ралли-рейдам и многочисленных бездорожных соревнований в самых разных странах, именно отечественная гонка составила пару легендарному марафону в двухэтапной серии "Дакар".

Возможно, такому статусу "Шелковый путь" обязан французам из Amaury Sport Organisation (ASO), являющимся организаторами обоих ралли-рейдов, однако даже без этой помощи российская гонка остается одним из самых сложных и интересных для гонщиков многодневных ралли-марафонов в мире.

Российские дороги словно созданы для проведения ралли-рейдов: в Африке и Южной Америке подобные покрытия встречаются только в малообитаемых районах, тогда как в нашей стране найти экстремальные условия не так и сложно. Зарубежным участникам многодневных марафонов российская глубинка предоставляет прекрасную возможность проверить гоночную технику в "боевых" условиях, а отечественные спортсмены получают возможность сравнить свое мастерство с навыками асов международных чемпионатов.

Российские дороги словно созданы для проведения ралли-рейдов: в Африке и Южной Америке подобные покрытия встречаются только в малообитаемых районах, тогда как в нашей стране найти экстремальные условия не так и сложно. Зарубежным участникам многодневных марафонов российская глубинка предоставляет прекрасную возможность проверить гоночную технику в "боевых" условиях, а отечественные спортсмены получают возможность сравнить свое мастерство с навыками асов международных чемпионатов.

##Из Азии в Европу

Ралли-рейд "Шелковый путь" впервые прошел в 2009 году по иницитативе президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Предполагалось, что это соревнование поможет нанести Среднюю Азию на мировую автоспортивную карту – благо, пески пустыни Каракум и плато Устюрт позволяли рассчитывать на условия, сопоставимые со знаменитым "Дакаром".

Великий шелковый путь

Настоящий "Великий шелковый путь" -- знаменитый торговый маршрут -- использовался со 121 года до нашей эры вплоть до пятнадцатого века. Торговцы на верблюдах везли из Китая на запад шелк, пряности, фарфор и чай, а возвращались с грузом полудрагоценных камней, кожи, шерсти, фруктов и вина.

Маршрут начинался на востоке Китая, а в районе Турфана расходился на две части. Северное направление через среднеазиатские степи вело к Каспийскому морю, а в южной части Великий шелковый путь пролегал по территориям современных Ирана, Сирии и Ливана, выводя караваны к Средиземному морю.

Дистанция первого в гоночной истории "Шелкового пути" была максимально приближена к историческому маршруту, послужившему прототипом для названия гонки. Марафон стартовал в столице Татарстана Казани, уходил на юго-восток, с севера на юг пересекал Казахстан и попадал в Туркменистан. Обогнув залив Кара-Богаз-Гол, ралли-рейд поворачивал на восток, устремляясь в столицу страны Ашхабад. Фактически, маршрут в обратном направлении повотрял северную ветку Великого шелкового пути, явно намекая на будущую возможность увеличения дистанции – как тут не вспомнить о рекордных километрах пробегов "Москва-Пекин"...

Вместо этого, в судьбу успешного начинания вмешалась политика: следующий "Шелковый путь" сменил дислокацию, лишившись всякой связи с историческим наследием. Гонка 2010 года проходила только по территории России и больше напоминала путь из варяг в греки, чем верблюжьи странствия через пустыни. Ралли-рейд стартовал в Санкт-Петербурге и после броска через Среднерусскую возвышенность завершался в Сочи.

Дистанция прошлогоднего "Шелкового пути" составила символические 2014 километров и была призвана напомнить мировому сообществу о готовящейся зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Дистанция прошлогоднего "Шелкового пути" составила символические 2014 километров и была призвана напомнить мировому сообществу о готовящейся зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Маршрут грядущего "Шелкового пути" вновь отсылает нас в Сочи, вот только старт будет дан в самом центре российской столицы: на Васильевском спуске. Торжественная церемония открытия гонки пройдет в субботу, 9 июля: в течение дня посетителей ждет бесплатный концерт, а вечером все участники ралли-рейда проедут по подиуму на Красной площади. Реально же гонка начнется утром следующего дня, когда экипажам предстоит своим ходом добраться до Куликова поля в Тульской области – именно там начнется первый "боевой" спецучасток.

Барханы и дюны, в принципе, не являются обязательным атрибутом ралли-рейдов, но ни зрители, ни участники не мыслят марафонов без песчаных секций. Пустынные пейзажи не просто визуально ассоциируются с длинными гонками -- пески позволяют отличить ралли-рейды от сходных соревнований по классическому ралли, придавая марафонам повышенную степень сложности.

Барханы и дюны, в принципе, не являются обязательным атрибутом ралли-рейдов, но ни зрители, ни участники не мыслят марафонов без песчаных секций. Пустынные пейзажи не просто визуально ассоциируются с длинными гонками -- пески позволяют отличить ралли-рейды от сходных соревнований по классическому ралли, придавая марафонам повышенную степень сложности.

Первый привал ожидает участников в Липецке, после чего гонщики должны будут преодолеть за день 845 километров и финишируют в Волгограде. Следующая остановка гоночного каравана – в Астрахани – станет завершением третьего этапа чемпионата России: в этом году местные пилоты проедут вместе с основными участниками "Шелкового пути" половину дистанции. Завершающая часть ралли-рейда проложена по южным регионам европейской части страны: бивуаки марафона будут разбиты в Ставрополе, Майкопе и в Сочи.

По сравнению с прошлым сезоном, суммарная дистанция гонки уменьшилась с 4859 до 3980 километров, при этом непосредственно гоночная часть маршрута выросла с 2014 до 2450 километров. Треть длины спецучастков составят фирменные для ралли-рейдов пески, поджидающие участников в Калмыкии и на Северном Кавказе.

По сравнению с прошлым сезоном, суммарная дистанция гонки уменьшилась с 4859 до 3980 километров, при этом непосредственно гоночная часть маршрута выросла с 2014 до 2450 километров. Треть длины спецучастков составят фирменные для ралли-рейдов пески, поджидающие участников в Калмыкии и на Северном Кавказе.

Прокладка маршрута гонки 2011 года началась еще прошлой осенью. В этот раз бригаде исполнительного директора "Шелкового пути" Сергея Гири помогал французский экипаж автогонщика Жана-Пьера Фонтэнэ и и его штурмана Жиля Пикара, дважды выигрывавшего "Дакар". По их оценкам, по сравнению с прошлым сезоном сложность прохождения с дистанции возросла в два раза!

Дополнительную непредсказуемость "допам" отечественного ралли-марафона придаст погода. Маршрут гонки формировался в прохладных условиях, когда над будущей трассой то и дело начинались дожди, в то время как сама гонка пройдет при сорокаградусной июльской жаре. Насколько вязким станет песок при такой температуре можно только предполагать.

Пожалуй, самый главный сюрприз ждет гонщиков на последнем спецучастке "Шелкового пути". Часть сочинского "допа" ралли-рейда проложена по руслу высохшей реки, зажатой между скалами Главного Кавказского хребта -- по наблюдениям местных жителей, вода возвращается в это русло в самое неожиданное время, причем предсказать ее уровень заранее практически невозможно. Объездных маршрутов легенда не предусматривает, так что в случае "потопа" участникам остается уповать только на себя.

Пожалуй, самый главный сюрприз ждет гонщиков на последнем спецучастке "Шелкового пути". Часть сочинского "допа" ралли-рейда проложена по руслу высохшей реки, зажатой между скалами Главного Кавказского хребта -- по наблюдениям местных жителей, вода возвращается в это русло в самое неожиданное время, причем предсказать ее уровень заранее практически невозможно. Объездных маршрутов легенда не предусматривает, так что в случае "потопа" участникам остается уповать только на себя.

##Караван (у)частников

На старт "Шелкового пути" образца 2011 года выйдет 136 боевых экипажей: 101 автомобиль и 35 грузовиков. Мотоциклисты традиционно пропускают отечественный заезд: оргкомитет третий год подряд обещает привлечь двухколесную технику в Росиию, но раз за разом объясняет их отсутствие сложностями с обеспечением безопасности пилотов-одночек.

Так или иначе, даже без мото- и квадроциклистов на "Шелковом пути" зафиксировано рекордное число заявок: по сравнению с 64 экипажами прошлого сезона количество желающих познать российские дороги в рамках ралли-марафона увеличилось более чем в два раза. На качестве участников это, впрочем, не отразилось: в 2011 году единственной заводской командой ралли-рейда будет лишь отечественный коллектив "КАМАЗ-Мастер".

Двукратный (и единственный) победитель "Шелкового пути" в зачете внедорожников Карлос Сайнс в этом году на гонку не приедет: команда Volkswagen свернула свое участие в ралли-рейдах, лишив некогда непобедимую "синюю армаду" возможности защитить свои чемпионские звания.

И в 2009, и в 2010 годах "Туареги" привозили своим соперникам многочасовые отрывы, позволяя пилотам VW оккупировать весь пьедестал почета. Впрочем, у поклонников марки из Вольфсбурга есть надежда на частников: боссы Volkswagen пообещали продавать свои автомобили независимым командам.

Двукратный (и единственный) победитель "Шелкового пути" в зачете внедорожников Карлос Сайнс в этом году на гонку не приедет: команда Volkswagen свернула свое участие в ралли-рейдах, лишив некогда непобедимую "синюю армаду" возможности защитить свои чемпионские звания.

И в 2009, и в 2010 годах "Туареги" привозили своим соперникам многочасовые отрывы, позволяя пилотам VW оккупировать весь пьедестал почета. Впрочем, у поклонников марки из Вольфсбурга есть надежда на частников: боссы Volkswagen пообещали продавать свои автомобили независимым командам.

Уход Volkswagen сделал основным фаворитом автомобильного зачета полузаводскую команду X-Raid, постепенно пересаживающуюся с BMW на MINI. На ралли-рейде "Шелковый путь" немецкая конюшня выставит оба автомобиля: за рулем нового MINI ALL4 Racing поедет девятикратный победитель "Дакара" Стефан Петрансель, а проверенные BMW X3 достанутся поляку Кшиштофу Головчику и россиянину Леониду Новицкому.

Еще один BMW в бой поведет опытный "дакаровец" Александр Мироненко. Лидирующие позиции в общем зачете также попробуют оспорить частники со стажем: Кристиан Лавьелль, Маттиас Кале и Стефан Энрар. Стоит отметить и отважного француза Тьерри Маньяльди, планирующего весь маршрут гонки провести в одиночестве – в его багги просто не предусмотрено место для штурмана.

Костяк автомобильного зачета предсказуемо составят участники стран бывшего СССР – помимо масштабного российского представительства, на старт "Шелкового пути" выйдут гонщики из Украины, Казахстана, Туркменистана и Латвии.

Команда "КАМАЗ-Мастер" является соорганизатором и бессменным победителем "Шелкового пути". В 2009 году гонку выиграл Фирдаус Кабиров, а в прошлом сезоне победу праздновал молодой Эдуард Николаев -- для 26-летнего спортсмена этот триумф стал первым успехом на столь серьезном уровне. В этом году в экипаже с Николаевым поедет Сергей Савостин, ранее исполнявший обязанности штурмана Владимира Чагина. Сам "Царь пустыни" гоночную карьеру завершил, зато еще один его напарник -- механик Ильдар Шайсултанов -- примет участие в "Шелковом пути" в одном экипаже с Антоном Шибаловым.

Команда "КАМАЗ-Мастер" является соорганизатором и бессменным победителем "Шелкового пути". В 2009 году гонку выиграл Фирдаус Кабиров, а в прошлом сезоне победу праздновал молодой Эдуард Николаев -- для 26-летнего спортсмена этот триумф стал первым успехом на столь серьезном уровне. В этом году в экипаже с Николаевым поедет Сергей Савостин, ранее исполнявший обязанности штурмана Владимира Чагина. Сам "Царь пустыни" гоночную карьеру завершил, зато еще один его напарник -- механик Ильдар Шайсултанов -- примет участие в "Шелковом пути" в одном экипаже с Антоном Шибаловым.

Грузовая категория для отечественных болельщиков интересна прежде всего "КАМАЗами", но и на соперников челнинского коллектива стоит обратить пристальное внимание. Главным конкурентом российской команды станет вернувшийся в ралли-рейды Ханс Стэйси: в предстоящей гонке голландец поедет за рулем IVECO команды Жерара де Роя. Стэйси – тот самый пилот, который смог прервать череду побед челнинской команды, выиграв сложнейший "Дакар" 2007 года.

Напарником Стэйси по команде De Rooy станет опытный француз Жозеф Адуа. Сам де Рой-младший гонку пропускает из-за застарелой травмы спины, зато его соотечественники Вулферт и Эдвин ван Гинкели поддержат честь Нидерландов: отец с сыном поведут в бой произведенные в этой стране грузовики GINAF.

Еще один грозный конкурент российской команды заявлен под номером 301: Алес Лопрайс вновь попробует завоевать победу за рулем Tatra. Завершив предыдущие "Шелковые пути" на третьем и четвертом месте, чешский пилот готов вмешаться в борьбу за лидерство. За последнее время его Tatra заметно прибавила, позволив Лопрайсу стать единственным гонщиком, отобравшим у "КАМАЗа" хотя бы одну победу на спецучастках "Дакара"-2011.

Наконец, при удачном стечении обстоятельств на подиум может попасть Франц Эхтер на MAN: в прошлом году немец закончил отечественный ралли-марафон на пятом месте.

И все же, главными претендентами на победу остаются пилоты "КАМАЗов". В статусе фаворитов гонку начнут действующие призеры "Дакара" Эдуард Николаев и Фирдаус Кабиров, экипаж "боевой технички" привычно возглавит Ильгизар Мардеев, а грузовик с номером 307 челнинский коллектив впервые доверит сыну Ильгизара – Айрату Мардееву.

В грузовом зачете на старт "Шелкового пути" выйдут шесть российских и один казахский экипаж на "КАМАЗах". Команда "КАМАЗ-Мастер" исторически отказывается от сотрудничества с иностранными пилотами, сознательно ограничиваясь гонщиками из стран СНГ. Впрочем, в гонке будут русскоязычные экипажи и на чужой технике. Например, трио Запорщенко, Гагарина и Вихренко поедут в ралли-рейде на белорусском "МАЗе", а два экипажа под руководством Якова Мехтиева и Сергея Киселева предпочли "КАМАЗам" немецкий MAN.

В грузовом зачете на старт "Шелкового пути" выйдут шесть российских и один казахский экипаж на "КАМАЗах". Команда "КАМАЗ-Мастер" исторически отказывается от сотрудничества с иностранными пилотами, сознательно ограничиваясь гонщиками из стран СНГ. Впрочем, в гонке будут русскоязычные экипажи и на чужой технике. Например, трио Запорщенко, Гагарина и Вихренко поедут в ралли-рейде на белорусском "МАЗе", а два экипажа под руководством Якова Мехтиева и Сергея Киселева предпочли "КАМАЗам" немецкий MAN.

В этом году за отечественным марафоном будут следить в 190 странах мира, а участники гонки представят 26 государств. И пусть "Шелковый путь", наверное, никогда не избавится от ярлыка "второго после Дакара", для России этот марафон постепенно становится одним из крупнейших автоспортивных событий. До старта главной российской гонки лета осталось остались считанные дни. Впереди – пески.