Раз ступенька, два ступенька
Десятиступенчатый «робот» и другие технологии будущего от концерна VW«Покажите бейджики. Пройдите в здание и сдайте свои телефоны и фотоаппараты», — сухо командует строгий охранник. Для многих обыденное дело, а для меня в первый раз. Только ручка и блокнот. Эх, лучше бы вместо меня поехал Влад Клепач, он хоть рисовать умеет. Volkswagen старательно хранит все тайны главного испытательного полигона в Эра-Лессин, что в 20 километрах от Вольфсбурга. Но есть ли что скрывать?
####10-ступенчатая DSG
Первый экспонат – новая десятиступенчатая роботизированная коробка (DQ511) с двумя сцеплениями. Эта трансмиссия создана на основе предыдущей коробки DQ500 (7-ступенчатой), которая является одной из самых надежных в линейке VW и может переваривать крутящий момент вплоть до 550 Нм. Только не путайте ее с "роботом" с сухими сцеплениями, который ставился на маломощные "Шкоды" и "Фольксвагены" – "робот" DQ500 ставили на VW Transporter, а также на заряженные модели концерна VAG (Audi TTRS, Audi RS3).
Принципиально коробка передач не изменилась: здесь по-прежнему пара многодисковых муфт сцепления, блок мехатроники и механическая часть. Добавили лишь шестерню заднего хода, устанавливаемую на отдельной оси, а также две муфты переключения на валах. В итоге, чисто теоретически, количество передач в DQ511 с помощью разных комбинаций шестерен может доходить до семнадцати. Пока же Volkswagen сделал 10-ступенчатый проект. Зачем? Такое количество ступеней позволяет сделать первую передачу очень короткой, ползучей (прощай, дерготня в пробках!), а десятую передачу – очень длинной, для экономии топлива.
Интересно и то, что несмотря на появление трех дополнительных передач, по габаритам робот почти не изменился, а масса выросла всего на пять килограммов.
Обратная сторона такого количества передач – большое количество сопряжений шестерен (например, первая передача на старой коробке имела всего одно сопряжение, а новая – уже три), а значит и большие потери на трение. В VW собираются решить эту проблему с помощью низковязкостного масла и специального электрохимического покрытия шестерен.
Не стоит также забывать, что повышенное количество передач дает дополнительную нагрузку на блок мехатроники, который отвечает за смену передач, а также смыкание и размыкание сцеплений. Однако, как и у других коробок с «мокрыми» сцеплениями, масло в DQ511 будут менять на ТО каждые 60 000 километров пробега.
Еще одно важное замечание: DQ511 будет дополнять, а не заменять собой другие коробки DSG. Ее первого появления стоит ожидать на моделях Golf и Passat с самыми мощными двигателями. На мой вопрос, зачем мощным и, самое главное, моментным двигателям столько передач, Джонатан Груеневальд – один из разработчиков проекта – проговорился, что новая коробка появится на супердизелях 2,0 (240 л.с. и 272 л.с.), у которых рабочий диапазон заведомо уже, чем у бензиновых агрегатов.
«А вообще, я участвовал в разработке всех DSG», – рассказывает молодой инженер. Отлично! Расспрошу-ка его про известную в России коробку DQ200 (с сухими сцеплениями).
– Вы знаете, что сейчас идет кампания по замене масла в коробках DQ200 с синтетического на минеральное?
– Я, кстати, не вижу смысла в этом.
– Почему?
Но тут к нам подошел пиарщик Volkswagen, и начавшийся было диалог резко стал непродуктивным.
Тем временем, профилактическая замена синтетического масла Castrol на минеральное, призванная, в первую очередь, обезопасить блок мехатроники от окисления токопроводящих дорожек, их замыкания и выхода из строя, не так успешна, как ожидалось. Если у гарантийных машин все неплохо, то 3-5-летние машины, даже те, которые не страдали обычными недугами DSG (подергивания при переключениях), после замены масла на минеральное не могли выехать из сервиса. Помогала только замена мехатроники в сборе. Хотя, по нашим данным, поток машин с неисправностями после модернизации трансмиссии 2014 года все же заметно спал.
####«Дедушкин» метод или движение накатом
Как работают большинство современных систем "Старт-Стоп"? Вы подъезжаете к светофору, полностью останавливаетесь, и электроника глушит мотор для экономии топлива и снижения выбросов СО2. Но теперь это – прошлый век. Автомобили Volkswagen научились "глохнуть" заранее.
Для уже знакомой нам коробки передач DQ200 (7-ступенчатая DSG с сухими сцеплениями) новая система старт-стоп выключает двигатель уже на семи километрах в час, а для роботов DQ500 (DSG 7-ст. в масляной ванне) и DQ250 (DSG-6 ст. в масляной ванне) – на скорости пять километров в час. На всех коробках теперь будут установлены два насоса: основной гидравлический и вспомогательный электрический, который служит для поддержания давления в случае отключения двигателя системой старт-стоп и при движении накатом. По первым впечатлениям, полученным за рулем нового VW Passat, скорость старта мотора после остановки просто феноменальная: 100-150 миллисекунд (сравните с системой Land Rover – 700 миллисекунд – или же Citroen – 400 миллисекунд).
– А как вы решили проблему, если коленчатый вал останавливается в не идеальном положении?
– Тогда время старта двигателя увеличится. Время 150 миллисекунд мы приводим для идеальных условий. В случае неправильного положения коленчатого вала оно увеличится до 300-400 миллисекунд.
Пересаживаемся в Volkswagen Golf Variant, который служит мулом для отработки системы "mild-hybrid". Идея «мягкого гибрида» состоит в том, что автомобиль может глушить двигатель и размыкать сцепление на скорости 100 километров в час и выше, двигаясь накатом. При этом все системы будут функционировать в полном объеме: и климат-контроль, и электроусилитель руля. А электрическая помпа постоянно будет поддерживать давление в коробке DSG на случай необходимости смены передач.
Для старта двигателя после движения накатом используется новый, более мощный стартер-генератор. Во время испытательной поездки инженер, сидящий справа, с помощью тумблера демонстрирует разницу в скорости старта мотора между обычным стартером и стартером-генератором. При обычной езде, когда после отрезка равномерного движения водитель хочет плавно ускориться и нажимает на педаль акселератора процентов на 20 на седьмой передаче (около 2000 оборотов в минуту) – разницы между двумя методами не ощущается. Зато задержка при работе обычного стартера становится отчетливой, когда при выключенном двигателе нажимаешь газ в пол, и стрелка вынуждена подпрыгивать к 5000 оборотам – стартер-генератор работает быстрее.
Разработчики говорят, что быстрый старт мотора пригодится в ситуациях, когда водитель выкатился на перекресток и ему необходимо быстро его покинуть. К тому же, более мощный стартер-генератор отвечает за зарядку новой 48-вольтовой батареи, которая берет на себя энергообеспечение универсала во время движения накатом.
Двигаться с выключенным двигателем «мягкий» гибрид умеет пока всего две минуты. Но и за это время он помогает сэкономить от 5 до 10 процентов топлива.
####Электромобиль e-Golf
Следующий этап "озеленения" модельного ряда – полноценные гибриды – на техсеминаре Volkswagen пропустили (тут пока ничего нового) и сразу перешли к электромобилям. Точнее, к одному электромобилю – VW e-Golf. Технические характеристики электрического хэтчбека – почти точная копия Nissan Leaf четырехлетней давности: мощность электромотора в 115 лошадиных сил, а запас хода (по американским стандартам) составляет 132 километра.
У e-Golf есть три режима работы силовой установки: Normal, Eco и Eco+. Последние две ограничивают мощность электромотора на уровне 94 и 76 лошадиных сил соответственно, а в последнем для экономии энергии отключается еще и кондиционер.
Динамикой e-Golf, мягко говоря, не впечатлил. Однако сотрудники VW напирают на то, что, мол, дело не в абсолютных показателях разгона до 100 километров в час или максимального пробега на одной зарядке, а в адаптивности электроники. Электрический Golf сможет со временем разобраться в характере хозяина, и если тот любит ездить с высокой максимальной скоростью, то автомобиль «подрежет» мощность на разгоне, чтобы оставить энергию для быстрого движения. Или наоборот – если водитель любит «пострелять» со светофора, то электронные мозги дадут "добро" на использование максимального количество энергии со старта, а после 60 километров в час, например, разгон будет уже не столь ярким, чтобы сохранить заветные кВт⋅ч для следующего старта.
####Какие еще новшества покажет Volkswagen в ближайшем будущем
я выбрал вместо рекламы.