Загрузка ...
12 декабря 2012, 18:39

Ралли - народу

Пять причин, почему приход "Фольксвагена" сделает WRC интереснее
Фото Volkswagen
Фото Volkswagen

Марка Volkswagen готова к старту кампании в чемпионате мира по ралли. О чем еще раз объявила в Монте-Карло. Проведя субботний вечер на площади у знаменитого казино, "Мотор" окончательно разобрался, зачем VW и WRC нужны друг другу.

Таких презентаций в мировом автоспорте не было давно. Во времена, когда даже команды Формулы-1 скромно презентуют свои новые автомобили непосредственно перед началом тестов, VW устроила невероятную по размаху вечеринку в Монако.

Ралли - народу

Ровно 320 гостей, в числе которых 227 журналистов, привезли из разных уголков света в Монте-Карло, разместили в отеле Monte Carlo Bay на Авеню Принцессы Грейс, свезли на пресс-конференцию в роскошный зал Sporting D'Hiver, что на углу площади Казино, накормили и напоили в Hotel de Paris. И все для того, чтобы… не сказать и не показать ничего нового. Разве что представить двукратного чемпиона IRC Андреаса Миккельсена в качестве третьего пилота. Но весь сыр-бор был, конечно, не ради норвежца.

Все дело в том, что марка Volkswagen пришла в WRC не только за победами. Марка Volkswagen пришла в WRC, чтобы об этом узнали все.

###Спорт

Самый очевидный плюс от появления VW в WRC: в чемпионате впервые за долгое время появился серьезный участник, который готов играть по-крупному. И у "Фольксвагена" сейчас есть все для успеха. В отличие, скажем, от MINI, о финансовых проблемах которой стало известно фактически еще до старта первого этапа в январе 2012 года.

Потратив на презентацию в Монако столько, сколько пилот-частник мог бы потратить на сезон в чемпионате, VW дал понять главное: не стоит сомневаться в серьезности его намерений.

Состав команды VW на сезон 2013 года выглядит, по меньшей мере, неплохо. Немецкий коллектив уже сейчас можно называть главным соперником Citroen, пусть сами немцы пока и открещиваются от любых прогнозов. Да, в WRC уже нет заводской команды Ford. Но вот что по этому поводу говорит руководитель VW Motorsport Йост Капито, бывший глава Ford Team RS: «Для меня M-Sport по-прежнему заводская команда. Они лишились финансовой поддержки со стороны производителя, но теперь их спонсирует Катар. А все работы по модернизации машины были завершены еще до расставания с бюджетом «Форда». Так что они будут очень сильны. Кроме того, я жду, что также подтянется Prodrive, и, скорее всего, Hyundai проведет несколько гонок уже в 2013 году".

centerVolkswagen Polo R WRC/center

**Двигатель:** 4 цилиндра, рядный, 1,6 турбо; **Мощность:** 315 л.с.

**Коробка передач:** 6-ступенчатая, секвентальная; **Подвеска:** McPherson

**Ход:** 180 мм на асфальте, 275 мм на гравии; **Колеса:** 8х18 (асфальт), 7х15 (гравий)

**Шины:** Michelin; **Габариты:** 3976 х 1820 х 1356 мм

**Колесная база:** 2480 мм; **Масса:** 1200 кг

**Разгон до 100 км/ч:** 3,9 секунды

Двигатель: 4 цилиндра, рядный, 1,6 турбо; Мощность: 315 л.с.

Коробка передач: 6-ступенчатая, секвентальная; Подвеска: McPherson

Ход: 180 мм на асфальте, 275 мм на гравии; Колеса: 8х18 (асфальт), 7х15 (гравий)

Шины: Michelin; Габариты: 3976 х 1820 х 1356 мм

Колесная база: 2480 мм; Масса: 1200 кг

Разгон до 100 км/ч: 3,9 секунды

Йосту Капито можно не верить. Особенно когда он говорит про Prodrive или корейцев. Предпосылок для прогресса первых, по сути, нет, а от последних никаких заявлений о том, что они начнут кампанию в ближайшие 12 месяцев, пока не было. Но и без этого нам будет за чем последить. Прежде всего, за самой командой VW. И за её противостоянием с Citroen.

Сейчас, конечно, всем фанатам ралли досадно от того, что французы убрали вишенку с торта: Себастьен Леб проедет лишь четыре гонки. Без девятикратного чемпиона возможная победа VW не будет столь сладкой. "Я хочу выиграть у него на трассе, сказал на презентации в Монако Яри-Матти Латвала. С одной стороны, в последние девять лет он не давал никому шанса, но с другой… Если он подойдет ко мне и спросит, уйти ему или остаться, я скажу: «Оставайся». И знаете, мне кажется, шанс, что он решит продолжить, есть. Он проедет гонки в Монако и Швеции, это два первых этапа чемпионата. И если он выиграет оба… Мне кажется, ему будет сложно отказаться от борьбы за десятый титул".

Ралли - народу

Яри-Матти не единственный, кто так думает. Расписание девятикратного чемпиона мира на сезон 2013 года удивляет многих. С Ралли Монте-Карло все понятно: эту гонку Себ любит. Но Швеция? Аргентина? Некоторые считают, что в Citroen хотят подстраховаться на случай, если с ролью лидера не справится Микко Хирвонен. Даже после пятого этапа в Аргентине у Леба может сохраниться шанс на победу в чемпионате. И многое будет зависеть от… результатов Volkswagen. Если французы поймут, что рискуют проиграть немцам в их первый сезон, то произойти может все, что угодно. Можете считать это бредом, но желающих, чтобы Себ повременил с уходом на пенсию, сейчас намного меньше, чем год назад.

###Пилоты

Volkswagen заполучил двух самых быстрых и перспективных пилотов чемпионата. Себастьен Ожье и Яри-Матти Латвала безусловно, наиболее интересная пара гонщиков нашего времени.

Ралли - народу

Если Polo WRC будет способен выигрывать гонки, можете не сомневаться, мы узнаем об этом сразу. Скорости хватит у любого из пилотов: Ожье еще три года назад был назван Себастьеном Лебом самым быстрым пилотом WRC, и потому лишился места в Citroen. Гонщик, которого испугался Леб самая крутая из всех возможных формулировок. Но Латвала при этом, возможно, еще быстрее. Да, за несколько лет в Ford финн так и не обрел стабильности. Но что, если это случится прямо сейчас?

Ралли - народу
Ралли - народу
Ралли - народу

Но даже если VW вдруг начнет выигрывать все подряд, с Себастьеном и Яри-Матти скучно не будет. "У нас абсолютно равные возможности, комментарии по поводу статуса в команде Латвала сопровождал активной жестикуляцией. Это то, что меня волновало прежде всего. И я убедился в этом еще раз, когда мы выбирали стартовые номера. Когда встал вопрос, кому достанется «седьмой», а кому «восьмой», мы долго не могли решить, каким же образом их распределить. В итоге кто-то просто спросил: «У кого есть монетка?». Я выиграл".

###Деньги

Еще до того, как марка VW объявила о том, что начинает подготовку к участию в чемпионате, появились слухи о том, что немцы хотят заполучить Себастьена Леба. Позже была озвучена и сумма: якобы в Volkswagen готовы были предложить лучшему пилоту всех времен и народов 15 миллионов евро в год. Он отказался.

Ралли - народу

Ничего страшного. У Citroen удалось увести других. Технический директор Франсуа-Ксавье Демайсон теперь работает на Volkswagen, здесь же бывший менеджер "шевронов" Свен Смитс. Йост Капито главный "спортсмен" из "Форда", теперь тоже работает на немцев. И это только самые заметные "приобретения".

В уходящем году, не приняв участие ни в одной гонке, Volkswagen Polo R WRC провел, фактически, полный сезон. Один только Ожье откатал на тестах за рулем этого автомобиля больше 6000 километров. Для сравнения, боевые пилоты за тот же период проехали в гонках около 4500.

Перебраться через океан, чтобы устроить тесты в Мексике? Почему нет? Перекрыть площадь Казино в Монако для проведения презентации? Пожалуйста.

У Volkswagen Motorsport самый большой штат из всех участников WRC. Только в техническом департаменте над Polo трудятся 100 человек, а всего в спортивном подразделении марки работают уже 200 сотрудников.

И это значит, что VW не жалеет денег на свою новую программу. В подобные цифры поверить сложно, но некоторые предполагают, что бюджет команды на год составляет астрономические для WRC 100 миллионов евро. И существенная их часть будет пущена не только на то, чтобы стартовать в тринадцати гонках.

###PR

Когда Себастьен Ожье выкатил Polo WRC на помост перед казино, над площадью парил "карманный" вертолет с закрепленной на нем камерой, который вел прямую трансляцию события. На подиуме француза и его штурмана Жульена Инграссия ждали коллеги: глава маркетинговой службы VW Motorsport Штефан Мозер и посол бренда Жаки Икс. Шестикратный победитель "24 часов Ле-Мана" работал на церемонии… переводчиком. Среди гостей, наблюдавших за происходящим с террасы Hotel de Paris, были чемпионы мира Юха Канккунен и Маркку Аллен их пригласили просто так.

Ралли - народу

Незадолго до этого герр Мозер начал официальную часть с ключевой для всей программы фразы: "Мы хотим привлечь внимание не только фанатов ралли, мы хотим чтобы ралли стало интересно и остальным. Мы хотим вернуть ралли людям". Эти слова были сказаны в начале пресс-конференции, трансляцию которой мог посмотреть любой желающий в интернете.

Одновременно со стартом церемонии, работу начал мощный промо-сайт RallyTheWorld, с которым Volkswagen отправляется в 365-дневное приключение в чемпионате мира по ралли вместе с болельщиками. И если из 200 сотрудников VW Motorsport одна сотня будет заниматься спортом, то все остальные пиаром. После каждого спецучастка пилоты команды будут давать короткие комментарии представителям пресс-службы команды, а спустя несколько минут ролики с "допов" будут доступны для журналистов и болельщиков.

Volkswagen будет возить представителей мировых СМИ на этапы чемпионата пачками и это самое простое, что они могли придумать. Для болельщиков стартовал шуточный конкурс, в котором VW "ищет" нового члена команды "держателя шлемов". Любой желающий может загрузить на сайт программы фотографию и принять участие в розыгрыше поездки на Ралли Монте-Карло.

Ралли - народу
Промоутер WRC

В WRC время перемен. Контракт с предыдущим промоутером чемпионата мира по ралли -- компанией North One Sport был расторгнут в начале года из-за проблем с законом у ее фактического владельца Владимира Антонова. Так что минувший сезон чемпионат провел без промоутера. Продвижением WRC самостоятельно занималась Международная Автомобильная Федерация, что едва не привело к срыву чемпионата 2013 года -- организаторы гонок просто отказались подписывать соглашения с FIA на предложенных условиях. К счастью, эта проблема решена: новым промоутером WRC станет Red Bull Media House -- медийное подразделение австрийской компании по производству энергетических напитков.

"Конечно, все мы были взволнованы ситуацией с промоутером", отвечал на проблемные вопросы на пресс-конференции Йост Капито. Ведь почти весь минувший год после скандала вокруг North One Sport, занимавшейся на протяжении нескольких лет продвижением чемпионата, WRC провела без промоутера. Контракт с Red Bull Media House по-прежнему не подписан, хоть к этому все и идет. "Но если вы поняли нашу идею, то мы фактически готовы взять на себя часть функций по продвижению ралли", добавил он.

Не сходя с мест, Капито, Латвала, Ожье и Миккельсен отвечали на вопросы журналистов на протяжении полутора часов. И продолжали говорить до тех пор, пока не пора было отправляться на площадь Казино… где они говорили еще и еще. А потом вновь отвечали на вопросы за ужином. "Они прекрасно понимают, что им придется делать это регулярно. Гораздо чаще, чем они делали это раньше. И они к этому готовы, поделился своими планами Штефан Мозер с представителями российской группы журналистов. Мы могли бы провести презентацию в Вольфсбурге. Но зачем? Нам надо было заявить о начале программы громко. И именно поэтому вы здесь".

###Будущее

"Вы помните каким был биатлон в 1970-х? Бородатые мужики по одному убегали в лес, затем появлялись на стрельбище, делали, что надо, и опять убегали", как и многие в VW, Мозер убежден, что классическое ралли стало слишком классическим. Чемпионату мира нужен новый формат, новые идеи. Подобные DRS, KERS или капризным шинам Pirelli в Формуле-1. К тому же, за 40 лет существования WRC практически никак не изменился в угоду телевидения. Пилоты по-прежнему просто уезжают "в лес".

"Немногие знают, но именно мы первыми предложили в качестве промоутера чемпионата Red Bull, откровенничает Мозер. И мне кажется, это единственная компания, которая способна изменить ситуацию. Мы проводили исследования перед стартом кампании, и для нас не секрет, что WRC не самый популярный гоночный чемпионат. В Германии, например, до него никому нет дела. Наша задача это изменить".

Ралли - народу

"Посмотрите, что теперь собой представляет биатлон. Биатлон сейчас один из самых телевизионных видов спорта. Они сбрили бороды, они бегают по лесу значительно меньше, чаще стреляют, у них есть масс-старты. Я не говорю, что нам теперь надо выпускать экипажи со старта вместе. Хотя… У меня есть пара идей" заявил под конец вечера Мозер.

Некоторые из таких идей были высказаны за ужином и, учитывая количество выпитого, не все из них стоит приводить здесь. Ведь мы сейчас о другом. Собственно спорт концерну VW интересен меньше всего. Volkswagen пришел не только для того, чтобы стать чемпионом. Он пришел, чтобы изменить чемпионат мира.