Опубликовано 30 сентября 2009, 14:54

Госбанки станут совладельцами "АвтоВАЗа" в обмен на новые кредиты

Правительство предложило конвертировать долги "АвтоВАЗа" в его акции
Минфин и Минэкономразвития предложили капитализировать долги "АвтоВАЗа" за счет введения в капитал предприятия его основных кредиторов - госбанков. Против этой идеи уже выступил один из крупнейших акционеров автозавода, компания Renault, чья доля в результате такого "обмена" может размыться.
Фото (c) <a href="http://lenta.ru/info/afp.htm">AFP</a>
Фото (c) <a href="http://lenta.ru/info/afp.htm">AFP</a>

Минфин и Минэкономразвития выступили с предложением капитализировать долги "АвтоВАЗа" путем их конвертации в акции предприятия. Как пишет "Коммерсант", во вторник министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в будущем государство собирается "жестко увязать" предоставление государственной помощи предприятиям с их дальнейшей реструктуризацией. То есть, в обмен на новые кредиты и денежные вливания в предприятия автопрома и ВПК, правительство хочет увеличить госдолю в их капитале. В том числе и в капитале "АвтоВАЗа".

По словам Кудрина, государство намерено "в последний раз" поддержать "АвтоВАЗ", но только "за счет большой перестройки" завода. В данном случае речь, скорее всего, идет о новом кредите на 12 миллиардов рублей, который автозаводу нужен на социальные выплаты 26 тысячам увольняемых сотрудников.

Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина заявила, что ее ведомство готово рассмотреть выделение "АвтоВАЗу" новых займов, но только при условии конвертации его долгов перед госбанками в акции. Однако, по расчетам экспертов, в этом случае главные кредиторы предприятия - ВТБ и Сбербанк - могут получить контроль над предприятием.

Против такой инициативы уже выступил один из крупнейших акционеров автозавода, компания Renault (ей принадлежит 25 процентов акций "АвтоВАЗа"). Конвертация долгов в акции потребует допэмиссии, а это размоет долю французского автопроизводителя.

Как считают эксперты, в Минфине и Минэкономразвития вряд ли всерьез надеются на реализацию предложенной ими схемы капитализации долга. Скорее всего, позиция этих ведомств говорит о том, что условия выделения "АвтоВАЗу" дополнительных 12 миллиардов рублей на соцвыплаты будут очень жесткими. Однако аналитики не понимают, какие еще требования к автозаводу может выдвинуть правительство.

Один из топ-менеджеров предприятия заявил "Коммерсанту", что "АвтоВАЗ" рассматривает другой способ финансирования собственной задолженности - выпуск инфраструктурных облигаций на 40 миллиардов долларов, которые выкупит Внешэкономбанк и, тем самым, погасит долги предприятия. В дальнейшем облигации будут конвертированы в акции за счет размывания долей "Ростехнологий" и "Тройки Диалог" (владеют по 25 процентов акций завода), а компания Renault в этом случае сможет избежать размывания своей доли за счет дополнительных вливаний: предоставления оборудования или лицензий на свои машины. Как к этому варианту относятся французы - пока не уточняется.