Опубликовано 06 декабря 2021, 13:27
2 мин.

Продажи новых автомобилей в России сокращаются пятый месяц подряд. Дальше будет хуже

В ноябре 2021 года дилеры реализовали на 20,4 процента меньше машин, чем в том же месяце прошлого года
Ассоциация европейского бизнеса опубликовала ежемесячный отчет о продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России: в ноябре дилеры реализовали 125 466 машин, что на 20,4 процента меньше, чем в том же месяце прошлого года. Таким образом, автомобильный рынок демонстрирует отрицательную динамику пятый месяц подряд, и декабрь, который традиционно считается одним из самых успешных месяцев, в этом году таковым не будет — ситуация лишь ухудшится.
Продажи новых автомобилей в России сокращаются пятый месяц подряд. Дальше будет хуже
© Depositphotos

Председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель обратил внимание на то, что обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, «но этот год — другой». «Нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится, но в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся», — пояснил он.

По результатам 11 месяцев 2021 года рынок оказался в плюсе: было продано 1 439 045 новых легковушек, что на 6,9 процента больше, чем годом ранее. Результаты продаж за весь 2021 год АЕБ озвучит 13 января 2022 года. Тогда же участники рынка дадут прогноз развития отрасли на следующий год.

Эксперты и участники рынка называют несколько факторов, которые негативно влияют на автомобильный рынок России. К ним относятся сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы.

В дополнение к этому российское правительство «инициирует нормативные акты, которые могут только усугубить ситуацию», а именно планирует девятикратное увеличение утилизационного сбора на электромобили. «В совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электрокары эта мера существенно ухудшит развитие этого сегмента рынка, который только начал расти в России», — считают в АЕБ. Во-первых, это приведет к неизбежному росту цен для конечного потребителя, а во-вторых, замедлит динамику продаж и затормозит развитие инфраструктуры.

Впрочем, электрокары и сейчас не пользуются большим спросом — россияне отдают предпочтение традиционным автомобилям с ДВС массовых брендов. Ниже в таблице приведен топ-25 самых продаваемых легковушек в стране в ноябре 2021 года.

МодельНоябрь 2021 годаНоябрь 2020Разница
1. Lada Vesta9 03511 771-2 736
2. Lada Granta7 23114 540-7 309
3. Hyundai Creta6 5137 692-1 179
4. Kia Rio5 6829 938-4 256
5. Renault Duster4 4363 453983
6. Hyundai Solaris4 2555 791-1 536
7. Lada Niva3 6185 761-2 143
8. Toyota RAV43 3663 30957
9. Lada Largus3 3503 093257
10. Toyota Camry2 6302 179451
11. Haval Jolion2 340--
12. Volkswagen Polo2 2925 809-3 517
13. Chery Tiggo 42 2176081 609
14. Renault Kaptur2 0872 03552
15. Skoda Rapid1 9913 805-1 814
16. Mazda CX-51 9752 221-246
17. Renault Logan1 9254 211-2 286
18. Nissan Qashqai1 8851 84342
19. Nissan X-Trail1 8751 890-15
20. Renault Arkana1 8451 878-33
21. Kia K51 7892 271-482
22. Mitsubishi Outlander1 7312 054-323
23. Kia Sportage1 5932 651-1 058
24. Hyundai Tucson1 5643 003-1 439
25. Renault Sandero1 5162 218-702

Два китайских кроссовера, Haval Jolion и Chery Tiggo 4, активно продвигаются к первой половине рейтинга. Если в октябре Jolion был 25-м, а Tiggo 4 — 22-м, то сейчас они занимают 11 и 13 строчки соответственно.

Что же касается топ-5 крупнейших автомобильных компаний на российском рынке, то в ноябре лидером вновь стала Lada, реализовавшая 26 373 машины (-31 процент). В первую тройку входят Kia и Hyundai, которые в последний месяц осени продали 14 514 и 14 395 автомобилей соответственно — это на 17 и 15 процентов меньше, чем в ноябре 2020-го. В первой пятерке также оказались Toyota (7 606 шт., -7 процентов) и ГАЗ (5428 шт., -2 процента). Единственной маркой в первой десятке, которая завершила ноябрь в плюсе, стал китайский Haval (4909 шт.), который продемонстрировал рост на 202 процента.