Опубликовано 17 августа 2023, 11:25
2 мин.

CATL представила LFP-батарею со сверхбыстрой зарядкой

С 0 до 80 процентов она заряжается за 10 минут и позволяет проезжать до 700 километров
Фирма CATL разработала батарею со сверхбыстрой зарядкой. Она поддерживает токи 4С и за 10 минут зарядится до 80 процентов, обеспечивая дальность хода около 700 километров. Массовое производство аккумуляторов, получивших название Shenxing (что-то вроде «божественной скорости»), начнется до конца этого года. А первые машины с такими батареями появятся на рынке в первом квартале 2024-го.
CATL представила LFP-батарею со сверхбыстрой зарядкой
© CATL

Китайская компания CATL (Contemporary Amperex Technology Co., Limited) — крупнейший поставщик батарей для электрокаров, сотрудничающий с BMW, Mercedes-Benz, Geely и десятком других производителей по всему миру. В портфолио фирмы есть, например, морозостойкие натрий-ионные аккумуляторы, дальнобойные Qilin и сверхэнергоемкие конденсированные ячейки, которые обладают удельной емкостью 500 ватт-часов на килограмм. А вчера CATL показала новую разработку — LFP-батарею со сверхбыстрой зарядкой и запасом хода до 700 километров.

CATL представила LFP-батарею со сверхбыстрой зарядкой

© CATL

Плюсы литиево-железофосфатных аккумуляторов давно известны. Они дешевле (из-за отсутствия дорого кобальта), менее пожароопасны, имеют больший срок службы и высокие токи зарядки. Минусы — хуже работают в холоде, обладают меньшей удельной емкостью и мощностью. Похоже, CATL удалось избавить от присущих таким батареям болячек и значительно улучшить характеристики. Так, аккумуляторы Shenxing поддерживают зарядку током 4C (в четыре раза выше, чем номинальная ёмкость в ампер-часах), при комнатной температуре заряжаются до 80% SOC за 10 минут (+400 км), а при -10°C — за полчаса.

CATL представила LFP-батарею со сверхбыстрой зарядкой

© CATL

В батареи используются новые материалы катода и анода, повышающие скорость интеркаляции ионов лития, а также менее вязкий электролит. Вдобавок применен высокопористый сепаратор и внесены изменения в поверхностный пассивирующий слой (так называемый SEI, solid electrolyte interphase), который предотвращает дальнейшее разложение электролита, стабилизирует поверхность электрода и положительно влияет на срок службы аккумулятора. Ячейки в Shenxing скомпонованы по схеме CTP 3.0 (cell-to-pack). Таким образом достигается высокая заполняемость блока (например, у Qilin она составляет 72%), хотя размеры остаются прежними.

Внутренняя химия и отдельные элементы батареи максимально безопасны, уверяет CATL. Температурное поле внутри ячеек регулируют специальные алгоритмы, а система защиты в реальном времени определят и устраняет возникающие неисправности. Запуск серийного производства аккумуляторов Shenxing начнется до конца 2023 года, то есть перед нами не лабораторная ячейка, а готовый коммерческий продукт. Первые машины, оснащенные такими батареями (скорее всего, это будут модели китайских марок), появятся на рынке в первом квартале 2024-го.